Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2019 г. 02:21

801

4 Outer-source-using

Рецензирование научных монографий, которые пишутся не для широкого круга читателей, всегда немного специфическая задача. Хотя бы просто потому, что рецензия это своего рода презентация книги в преломлении на человека, её прочитавшего — это вынесение книги в широкое поле. Научные монографии в таком вынесении, как правило, не нуждаются — они пишутся для ограниченного круга лиц, интересующихся данной темой, сама их структура тяжела для восприятия неподготовленному читателю — и, будем честны, научиться читать научную монографию не то чтоб сложнее чем художественную литературу — просто это требует совершенно иного набора компетенций. Сама форма рецензии на монографию достаточно схематична, впрочем, как и сама монография, и представляет собой ничуть не более увлекательное чтение, чем объект рецензирования — здесь просто неприменимо понятие «увлекательность». Монографии читают для работы, и этим она принципиально отличается от фикшна и даже нон-фикшна (понятия настолько широкого, что туда влезает вообще почти все. Конечно его надо сужать).
Аутсорсинг одно из немногих понятий, которое за жалкие 10-15 лет серьезно вошло в оборот, и стало на слуху не только у специалиста, но и у рядового гражданина. Как определить, вошло ли понятие в оборот, стало ли оно народным или нет? Очень просто — по наличию производных. Фраза «передать на аутсорс» вообще никого не смутит не только в бизнес-практике, но даже во вполне житейском разговоре. «Аутсорс» стал частью нашей жизни, в то время как модные Аджайл или Блокчейн скорее используют в плане комичности, как маркер того, что произносящий их находится в отрыве от реального экономического процесса (что нисколько не отменяет факта, что и аджайл, и блокчейн — важные для науки и практики понятия).
Что такое аутсорсинг? В самом простом и примитивном понимании — это передача какой-либо функции для выполнения кому-то другому. Объект передачи, характер передачи, условия передачи, сущность того, кто будет осуществлять эту переданную функцию — все это составляет многообразную палитру аутсорсинга в реальной жизни. Авторы монографии выделяют примерно 11 смежных понятий, просто имеющих свои названия, по сути являющиеся аутсорсингом, но в своем содержании детализирующие данную категорию: инсорсинг, ауттаскинг, аутплейсмент, оффшоринг, аутстаффинг, шринкинг, даунсайзинг, спин офф, экстернализация, стафф лизинг, темпорари стаффинг и многое другое. Разбираться во всем этом многообразии можно, но для рядового пользователя не нужно — важно понять, что аутсорсинг протеичен и многолик.
Специфика научной монографии — готовьтесь к палитре мнений. В списке использованных источников насчитывается 375 пунктов, и, если автор вводит понятие «аутсорсинг», — следующие 20 страниц будут посвящены трактовкам данного понятия разными авторами с попыткой привести их в единую систему, вычленение общих моментов и анализ отличий в данных определениях. Уровни аутсорсинга — опять палитра мнений имеющейся научной и зарубежной литературы. Для научного работника такие вещи не составляет особых сложностей ни в написании, ни в прочтении — неподготовленному читателю с ними будет тяжеловато. Впрочем, это специфика любой научной работы.
Что такое аутсорсинг в нашей жизни? Это явление тихо, не хлопая дверью, без криков и ора, без рекламы а-ля «нейронные сети» и «машинное обучение» плотно вошло даже в российскую практику. Авторы приводят достаточно интересны цифры по объему рынка услуг аутсорсинга. ¾ рынка аутсорсинга занимает сфера ИТ. На оставшуюся четверть рынка приходятся, последовательно: HR, услуги клиентам, отраслевые услуги, финансы. Картина, очевидная в 2010-м году, уже к 2015-му (год выпуска монографии в свет) поменялась достаточно кардинально, и вот анализировать эти тенденции есть самое интересное.
Очевидно, что ИТ занимает едва ли не главную нишу аутсорсинга — спрос на информационную разработку и сопровождение почти всеми предприятиями огромен, а содержать собственный штат далеко не всегда выгодно. Данный потенциал рынка самоочевиден, и, в результате этого, очень жестко очерчен. Интерес представляет не сформировавшаяся ситуация, а намечающиеся тенденции — точки роста. И если рынок аутсорсинга в сфере ИТ будет демонстрировать корреляцию с самой сферой ИТ, то есть отрасли, где эти связи пока недостаточно видны. Более того, за счет эффекта низкой базы данные сферы представляю своеобразных «джокеров», где за счет будущего роста могут формировать будущие состояния.
Авторы выделяют три сектора которые, по их мнению, будут демонстрировать самый бурный рост:
1. Сектор услуг. Туда относятся явно недооцененные аналитические услуги; НИОКР, которые не любят выносить на аутсорс отчасти из-за недостаточно четко работающего авторского права; разработка продукции, МТС (материально-техническое снабжение) и пр;
2. Сектор сопровождения. Казалось бы очевидные, очень «аутсосинговые» отрасли пока развиваются с недостаточной динамикой. Бурный рост, по мнению авторов, ожидает: юридические услуги; HR (в т.ч. подбор персонала); финансовое и бухгалтерское сопровождение. Данный сектор будет расти вслед за ростом малого бизнеса, где выделение собственных юридических или кадровых служб прежде всего нецелесообразно;
3. Сектор информации. Данный сектор, и без того крупный на сегодняшней день, будет активно развиваться за счет поглощения дополнительного функционала — реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов, обработка вызовов и пр.
Монография, структурно, состоит из 6 глав, которые можно разделить не 2-е крупные части — теория и практика аутсорсинга.
В теории есть любопытные моменты касающиеся, прежде всего, обоснования явления аутсорсинга. Хоть и логично, но весьма неожиданно — авторы ссылаются непосредственно на теорию разделения труда, обосновывая явление аутсорсинга с самой что ни на есть классической позиции рыночной экономики. Немного неожиданный ход — это как ссылаться в реальном деле на Конституцию РФ. Вроде бы не возбраняется, и мы все признаем главенство Конституции — но в реальной практике ссылки на неё не проходят. В то же самое время это тот самый лом, против которого, как известно, нет приема. Международный аспект, заявленный авторами в т.ч. в заголовке тоже работает на теорию (что, кстати, обернется для логики повествования боком — но об этом позже), позволяя очень хорошо выявить данные процессы именно на международном уровне. Явление аутсорсинга надо рассматривать немножко издали — на крупных транснациональных гигантах типа Боинг или Дженерал Моторс такие вещи видны прям очень хорошо. В целом теоретизация выполнена очень скрупулезно и качественно — авторы не боятся анализировать даже определение из Википедия, препарируя его наравне с научными определениями из полноценной, серьезной литературы.
Практическая часть в крупном теоретическом исследовании всегда вещь достаточно специфическая. Главы с 4 по 6 посвящены аутсорсингу различных отраслей: здравоохранении, военной сфере, логистике, маркетинге, ИТ, бухгалтерскому учету. Самой интересной, на мой взгляд, представляется 6-ая глава, где авторы через призму аутсорсинга пытаются рассмотреть вещи, давно известные, и как-бы к аутсорсингу не относимые — государственно-частное партнерство, аутсорсинг административно-управленческих процессов, муниципальный аутсорсинг и пр. За что любишь монографию — нет-нет, да и проскользнет мысль, которая всегда была рядом, и явлением этим ты занимался — но так посмотреть на это не догадывался. Например, увидеть в СРП (соглашении о разделе продукции) специфическую форму международного государственно-частного аутсорсинга не так то просто, при всей, казалось бы, очевидности и интуитивности данного наблюдения. Отдельная благодарность за анализ типов концессионных соглашений — это не моя тема, никогда этим серьезно не занимался. поэтому почитать про все эти ВОТ, ВООТ, ВОМТ, ВОО, DBOOT и DBFO было познавательно.
Слабых мест у монографии я насчитал три. И если первое слабое место органически вытекает из избранного подхода, то во с двумя остальными все немного сложнее:
1. Декларированная как «международные формы аутсорсинга» тема начинает мгновенно испытывать дискомфорт сама в себе. Все-таки аутсорсинг это не только и не сколько международная тема, сколько общепредпринимательская. Где-то в середине, когда авторам хочется пройтись по всем аспектам аутсорсинга, становится ясно, что они выходят за рамки заявленной темы. Понятно, что исследование значительно шире международных аспектов аутсорсинга, и лежит где-то в паспорте научных специальностей 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством», а не 08.00.14 «Мировая экономика». Насильственная «мировизация» данной темы повлияла на саму структуру работы, и, не будь её, работа была бы значительно лучше;
2. Статистика. В книге очень много статистических данных, но, увы, эти данные даже от 2015-го года отстают достаточно сильно. Вообще в науке хорошим тоном считается давать данные не более чем двухлетней давности — поэтому если монография выходит в 2019 году данным там должны быть минимум 2017-го года. В исключительных случаях, когда работа была сделана в 2018-м, и только лишь из-за плана издательства она вышла в 2019-м — там может быть 2016-й. Но это исключительно редкий случай. Данные преимущественно 2010-2011 года в монографии 2015 года объяснить сложно, хотя и возможно;
3. Самый серьезный момент — 5-ая глава, посвященная учетным процедурам аутсорсинга (преимущественно бухгалтерским, разумеется). Тут есть фактические ошибки — причем очень явные как, например, ссылки на ПБУ (положение по бухгалтерскому учету) 1/98 «Учетная политика предприятия». Мало того, что это положение утратило силу больше 10 лет назад, в 2008-м году, когда в силу вступило новое ПБУ 1/2008, так умудрились даже переврать его название — в оригинале ПБУ называлось «Учебная политика организации» а не предприятия. Все бы было ничего, если б за такими досадными промахами не шли целые таблицы, где активно идут ссылки на утратившее за 7 лет назад до выхода исследования положение. Притом, что именно в этой главе есть цифры 2014-го года, т.е. определенную актуализацию данный материал прошел, упустить из виду такой явный косяк достаточно непростительно. Очевидно, что 5-ая глава есть плод одного автора, а не всего авторского коллектива — сам коллектив к таким вещам относится аккуратно.
Обозначенные замечания не влияют на, в целом, высокую оценку данной работы. Монография представляет собой цельное, систематичное, законченное исследование, посвященное теоретико-методическим аспектам аутсорсинга. К прочтению рекомендуется все-таки научным работникам и тем, кто интересуется темой аутсорсинга — остальным читать с осторожностью, такие работы очень не для всех.