Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

27 марта 2019 г. 11:50

2K

5 Империя падает

Вам надо разыграть ее в лотерею. Десять долларов за билет и победитель получает право забить ее бейсбольной битой насмерть.

Сильно недоумевала по поводу названия. До того, как взялась читать, представляла, что речь пойдет о какой-то финансовой империи, акциях, фондовых рынках, суровых мужиках в костюмах бриони и прочих атрибутах нечеловеческой жизни. Едва начав, узнала, что Эмпайр Фоллз - название городка, в дословном переводе "Империя падает" и снова ничего не поняла. Кому в здравом уме и трезвой памяти придет охота так обозвать город, в котором жить поколениям твоих потомков, а собственным твоим костям упокоиться? Потому объясняю: речь идет о необычайной красоты каскаде водопадов в окрестностях, величие которого вдохновило первопоселенцев на то, чтобы обозвать его Имперским; falls - обиходное слово для водопада (waterfalls). Все, дальше о водопаде можно забыть, хотя о реке сказать того же не могу, ею начнется рассказ о депрессивном маленьком городке, ею же и закончится. вернее, принесенной ею падалью. Но по порядку.

Пулитцер не Нобель и достается, как правило, книгам, которые по-настоящему интересно читать. Этот роман не исключение. Простая история сорокадвухлетнего мужика, управляющего заведением общепита под претенциозным названием "Имперский гриль". Назвать это рестораном язык не поворачивается, в лучшем случае кафе; оборудование и дизайн не обновлялись с шестидесятых прошлого века, потому что владелица не дает на это согласия. Майлз (а героя зовут именно так) не без оснований полагает, что конечная цель миссис Уайтингс относительно заведения не в том, чтобы сделать его максимально прибыльным, но в том, чтобы в наследство ему досталось кафе, которое проще бросить, чем содержать и пытаться с его помощью заработать. Наследство? Да, это именно та морковка, которую привешивают перед мордой ослика. чтобы заставить его бежать. Местная олигархиня обещала Майлзу оставить ему "Гриль" по завещанию. чтобы удержать здесь талантливого парня, который рвался к образованию и иной жизни.

Теперь что об этом вспоминать, только душу травить, своя жизнь не удалась, но он костьми готов лечь, чтобы дочери, четырнадцатилетней умничке Тик досталась лучшая доля. Та жизнь, которой она достойна. И неважно, что семья распалась, вопреки поговорке "хороший левак укрепляет брак" - неверная жена и мать Жанин не нашла ничего умнее, как исповедоваться в измене католическому священнику, пребывающему в прогрессирующем альцгеймере, тот разнес новость по округе (- А тайна исповеди? - Маразм, все спишет). И пришлось разводиться.

То есть, как "пришлось"? Разве супружеская измена не является необходимым и достаточным условием? Я вас умоляю, институт брака на девять десятых зависит от умения участников не видеть очевидных вещей, адюльтер из таких. Так или иначе, родители в разводе. благородный Майлз оставил дом, куда тут же вселился соперник, жене, сам живет в каморке над рестораном, а для Тик все складывается скверно. Потому что умным девочкам нелегко приходится в муниципальной школе. Если только у такой девочки не числится в поклонниках местный намбе ван, у Кристины да, хотя они расстались в конце прошлого учебного года и теперь выясняется, что те, кто считался их с Заком друзьями, были друзьями Зака. а она оказалась в вакууме, и того гляди вовсе станет изгоем, а каково это в четырнадцать? Такое и в сорок один тяжело переносить.

И Майлз существует в пузыре проблем, к которым добавляются еще вновь обретенная привычка будущего мужа его будущей бывшей жены просиживать вечера в ресторане и давать идиотские советы по поводу ведения бизнеса; младший брат, с детства "плохой мальчик", потерявший в результате несчастного случая руку и работающий теперь у старшего в "Гриле"; официантка Шарлин, в которую герой влюблен с двенадцати лет, так же безответно, как в него самого влюблена дочь работодательницы Синтия Уайтингс, калека. Мало? Добавьте продажного копа, бывшего одноклассника с детства страдавшего комплексом неполноценности по поводу умницы Майлза и теперь с упоением самоутверждающегося на материале его несчастий; по совместительству отца Зака. И папу - совершенного фрика, жуткого неопрятного асоциального старикана, позор семьи, который вытягивает из сына деньги на выпивку, не гнушаясь и тем, чтобы умыкнуть десятку-другую из заначки.

И все это одна линия. Вернее много линий одного персонажа, а в книге их множество, всякий со своей правдой. Ретроспектива событий тридцатилетней давности, то и дело вплетающаяся в день нынешний. Мощный социальный пласт. Чувство вины за неоправданные надежды. Самоощущение человека, вынужденного занимать не то место в жизни, делать не то дело, для которого предназначен. Месть, как блюдо. что едят холодным. Чудовищное преступление в отношении собственного ребенка. Не так, чудовищные преступления, потому что в придачу к девочке, которой мгновенной неосторожностью искалечили тело, будет мальчик, которому долго и целенаправленно калечили душу. Теракт в школе.

Чего только не будет в этой книге, так потрясающе закрученного сюжета я уже сто лет не встречала. И, к чести Ричарда Руссо, все результаты сойдутся, все узлы развяжутся, всякая линия обретет идеальное логическое завершение. Дивная книга.

Ветка комментариев


Я не имею ничего против жизни в маленьком городке, но у нас такие. как описанный, немыслимы. Три-пять тысяч жителей - это по российским стандартам не город, мне кажется, а поселок городского типа. А жить в подобном в России я бы нипочем не хотела.


В России я, пожалуй, тоже не хотел бы. Смотрю иногда ОТР, там люди из таких дыр звонят в прямой эфир, и я понимаю, что жизни там нет никакой.
А в США или Европе совсем другое дело. В больших городах есть смысл жить только фанатам театра или светских тусовок. А в остальном нет разницы. Работают люди и радуются, что живут не в Париже или Нью-Йорке. И я их понимаю.


Угу, тоже так думаю, про ночную жизнь мегаполисов. Но у Руссо маленький городок жутко депрессивный и работы там нет, и что касается культурной среды - совершенное болото. Вам бы в таком не понравилось.


Если уж это действительно медвежий угол, тогда да, была бы проблема, пожалуй. Но это их выбор, могли бы переместиться куда-нибудь. Видимо, у Руссо их держало что-то важное в таком месте. Любовь, наследство, ещё что-то.
Я жил в своё время в деревнях в получасе езды до места работы. Менялась работа -- менялась и дислокация. Я же не был привязан к недвижимости. И в тех деревнях было вполне приятно жить, а в театры я не ходил и не хожу. Меня культурное болото вполне устраивало.
Это не российский медвежий угол, о котором говорят люди на ОТР. Оттуда до ближайшей вышки сотовой связи надо два дня на оленях пилить. И переместиться жители никуда не могут из-за общей экономической безнадёги. И никакого выбора нет в помине. Вот у них настоящая проблема. Пенсионер считается самым обеспеченным, первым парнем на деревне.
Ни в США, ни в Европе таких проблем нет вроде бы. Есть свои, но другие. Например, с тайной исповеди. У нас хотя бы священники приличные. Закалённые советской властью. Наши, как мне кажется, более честны в среднем.


Их держит та же экономика. В таких городках недвижимость стоит десять копеек, за деньги. которые выручишь от продажи, в более приличном месте ничего не купишь.

Хм, тайна исповеди, а вы хоть раз видели, как в РПЦ происходит исповедь? Это как прилюдно раздеться. обмазаться смолой и вываляться в перьях (если действительно хочешь покаяться в том, что отягчает душу). Я один раз побывала и больше НИКОГДА не пойду. К тому же, поп сказал, что буду проклята за астрологию. Так что теперь полюбас не пойду.


Я тоже не пойду, поскольку атеист. Но к американскому проповеднику не пойду тем более.
Есть разные люди везде, но в среднем, я думаю, уровень наших священников намного выше, чем "ихних". Уж по крайней мере педофилов среди подчинённых Кирилла намного меньше, чем среди сотрудников Бенедикта-надцатого.
И ещё важный момент: среди деятелей РПЦ до сих пор много тех, кто был священником при советской власти. А тогда для этого требовалась и смелость, и, самое главное, настоящая вера. Вот те, я уверен, превосходят своих западных коллег во всех отношениях. И они воспитывают следующие поколения священников соответственно.
Есть и те, что используют сан для бизнеса, но таких на самом деле незначительное меньшинство.
Мне в принципе, конечно, всё равно. Это не моё дело, но впечатление от сравнения склоняется сильно в пользу "наших". Это факт.


Радует ваш патриотизм. Не буду спорить о том, чего не знаю, но делать выводы обо всем стаде по одной-двум паршивым овцам не стоит, мне кажется. Но следует принимать во внимание. что: 1. в католицизме сама система располагает к более интимному общению между паствой и священством; 2. уровень вовлеченности детей и подростков в процесс там значительно выше; 3. гласность может создавать впечатление, что "все плохо", но на деле это наглядная демонстрация действия иммунитета, когда для подавления вируса организм вынужден поднять температуру. А в тихом омуте черти водятся.


Согласен с вашими аргументами #2 и #3. По поводу #1 не уверен.
Лично мне ближе всего лютеранство. Я имею в виду, если мне в лоб направят дуло пистолета и попросят присоединиться к какой-нибудь конфессии, я выберу лютеранство.

Замечу в скобках, что вы составили своё мнение по одной паршивой овце. Может, есть смысл познакомиться и с другими служителями культа? Вот я, например, смотрю иногда по воскресеньям по телику митрополита Илариона и могу уверенно утверждать, что он поговорил бы с вами намного умнее, чем тот баран.
Впрочем, оставайтесь лучше при своих. Лично мне вы больше нравитесь как астролог, чем как монашка :)


А я к буддизму склоняюсь или вообще к тенгрианству.

Нет, к сожалению лоно РПЦ отторгало куда активнее, чем рассказываю и не один раз. А под конец я уже таки решила, что Бога можно любить и делать Его работу, не примыкая к определённой конфессии. На том и остановилась.


Про тенгрианство не знаю, а буддизм вообще строго говоря не религия. Это философская система. Единственное, что роднит его с религиями -- наличие обрядности, а это, конечно, дело десятое.
В общем, я понимаю, о чём вы. Начальников и так у нас хватает, так что лучше не множить их числа сверх необходимого :)


Золотые слова. но буддизм таки религия в классификации Мирча Элиаде. А он о мировых религиях побольше нас с вами знает.


OK, приму к сведению его мнение :)