Больше рецензий

23 марта 2019 г. 17:37

5K

4.5 Сказ о терпилах-жителях и татях-сибаритах-правителях.

Чёл я сию благолепную повесть по настоянию школьной программы и два дня. До оной знавал Салтыкова-Щедрина по мужику, прокормившему двух генералов, и сказкам про пескариков там премудрых. Учитель сказал, что первие надобно прочесть историю нашей родины, в частности 18-19 веков. Но, каюсь, не делал этого, понеже забыл. Абаче, братики-сударики мои наилюбезнейшие, это никоим образом не испоганило впечатленьице от прочтённого. Ещё нас предупредили: дабы полностью понять текст, нада думать, инако все метафоры и аллюзии едва ли будут сысканы, а тем горше поняты. Аце я не могу напрягать головёху и искать шо-либо промеж строк спрятанное, покамест читаю книжицу, а наипаче жалею литературу льгкую, развлекательную, неже мудрёную, аки гегелевские опусы, то продирался сквозь дебри истории Глупова, не общити внятия на всяческие средства художественной выразительности. Ако быти бы поумоиметельнее, негли, и вглядывался б в кийждо глагол.

Когда я открыл книгу, у меня сначало было такое же недоуменное лицо, а потом я подумал: “И что? Так будет на протяжении всей повести? Надеюсь, нет”. Возложенные надежды оправдались. Только в первой главе Михаил Евграфович “уносился по мурке”, активно используя церковнославянские слова и неудобоваримые предложения. В следующих главах, конечно, тоже проскальзывали словечки, вышедшие из употребления, однако как максимум одно-два словца на страницу, а это не шибко-то усложняет чтение. Думаю, ни для кого не секрет, о чём книга: история города Глупова, его жителей и градоначальников. У автора просто превосходный юмор – впрочем, недаром произведение сатирическое. Салтыков-Щедрин перетроллил-перевытроллил всех и вся: и жителей, и правителей России того времени. Но когда критики начали возмущаться: мол, мужик, ты какого беса глумишься над родиной нашей и над населением – он сказал, что это всего лишь вымысел, а такие заявления – всего лишь пустые придирки. В принципе, в ссылке уже бывал, так зачем же второй раз? В Глупове градоначальники меняются, как настроение у холериков: сначала один, потом почти сразу другой. И все они так забавно описаны и высмеяны Щедриным, что диву даёшься. Конечно, самое нелепое – причины смерти их: кого-то нашли в постели, заеденного клопами; кого-то растерзали собаки; кто-то скончался от натуги, пытаясь осилить сенатский указ; другой вообще от объедения; а ещё один от меланхолии.

Безусловно, в тексте полным-полно отсылок. Этакая книга-метафора. Например, Грустилов – это Павел I, а Перехват-Залихватский – Николай I. В “известии о Двоекурове” есть намёки на Александра I, а Брудастый – вовсе олицетворение бюрократии и людской тупости. И подобного в книге навалом. Салтыков-Щедрин переиначил российскую историю на смешной лад. Много гротеска. Самая интересная и увлекательная, на мой взгляд, глава - "Органчик”. А вообще, в каждой есть своя изюминка, каждая по-своему хороша. Повторюсь, у Михаила Евграфовича поистине великолепны как чувство юмора, так и знание государственного устройства.

Мне кажется, что давать такие произведения в 10 классе – ужасное расточительство. К тому же, в силу специфики языка и сюжета, книга не каждому будет понятна. По-моему, нашему министерству образования можно написать книжицу с громким названием: “Как отвратить вкус к чтению у школьников. Всего за 11 лет. Без СМС и регистрации”. Вот у меня многие одноклассники говорят: “Ничего не понятно, слишком сложно”. Охохо, следующая на очереди книга – роман-эпопея Толстого “Война и мир”. Чую, Лев Николаевич отрастит трёхметровую бороду и покрасит её в красно-оранжевый цвет. Ну, или начнёт вращаться в гробу со сверхзвуковой скоростью, тем самым обеспечивая все близлежащие галактики электроэнергией на два года. Извиняюсь заранее, Лев Николаевич.

картинка ShebchukPhotogenic

Комментарии


...Салтыков-Щедрин перетроллил-перевытроллил всех и вся...
Хорошо сказано.
Мне кажется, что давать такие произведения в 10 классе – ужасное расточительство
Согласна, сто процентов.


Вопрос даже не в том, давать или не давать в школе ВиМ, а в том, как о ней рассказывать. Если методика преподавания литературички сводится к "небо Аустерлица - дуб - экранизация Бондарчука это шедевр", то отвращение школьников к Толстому обеспечено на долгие годы.


Полностью согласен. От подачи, манеры преподавания зависит очень многое, если не всё. У нас хороший препод, в принципе - думаю, всё нормас будет.
У знакомого, когда его класс проходил "Отцы и дети", около трёх уроков учитель муссировал политические убеждения Тургенева, из-за чего большинство при упоминании Тургневского романа пытается подавить зевоту. Ещё, когда я в восьмом классе где-то учился, препод такой был: она зачитывала краткое содержание, по-быстрому объясняла все метафоры и отсылки, странно оправдываясь: мол, всё равно никто читать не будет, хотя бы с сжатым видом ознакомились чтоб.
Начал читать ВиМ. Где-то 160 страниц уже. Как по мне, пишет Толстой хорошо, даже изящно, но сюжет пока что не продвигается практически. Думаю, нужно читать что-то параллельно с ВиМ, научиться несколько сразу книг осиливать, поскольку 1400 страниц суммарно - это не шухры-мухры, это ого-го!=)


Как ни странно, преподшу с конспективной манерой преподавания я понять могу. Если это не особо элитный класс особо одарённых детей, то реально прочитают эти книги целиком всё равно три-четыре человека из класса. Так что смысла выдавать желаемое за действительное нет.
Толстой вообще в принципе очень неспешно пишет. В моём личном рейтинге его фундаментальных романов ВиМ на втором месте, после "Карениной", но перед "Воскресением".


Да, так и есть. Читает до конца что-то только несколько человек. Но всё равно ведь тем, кто хочет прочесть, этот мини-конспект если впечатление не испохабит, то интерес точно убьёт, поскольку будешь заранее знать, что да как. Мне вообще кажется, такие книги нужно не под игом преподавателя осиливать - к ним нужно самому прийти.
"Каренину" начинал в 9 классе. Почему-то забросил. Не помню. Хотя помню, что интересно было и что начало забавное: что-то про улыбку, испоганившую день мужику. С Толстым я знаком по "Comme il faut" и Севастопольским рассказам. Комильфо заставила меня недоумевать, а вот рассказы интересные. Про "Воскресение" только слышал, если честно, но даже в руки не брал пока. А, ещё "Отрочество" читал.


Хм. Мне кажется, что спойлеры в мини-конспекте могут убить интерес только к развлекательной книге с её неожиданными поворотами. Ведь в серьёзной "большой" литературе главное не столько сюжет, сколько развитие героев и авторские идеи, которые через этот сюжет и это развитие раскрываются. То есть важно не что произошло, а как и почему. Все знают, что Раскольников убил старуху. Все знают, что он пришёл в полицию с признанием. Спойлер? Спойлер. Но важно-то не это, а почему он убил и почему признался. А вот для этого уже надо читать, и брифли для этого будет маловато.
Насчёт того, что к "большим" книгам нужно прийти самостоятельно - согласен. Я вообще думаю, что школьная программа по литературе просто решает задачу впихнуть хоть какие-то общекультурные сведения в головы людей, которые после окончания 11 класса никогда ничего в своей жизни читать не будут. А те, кто читает потом, к этой литературе приходят уже самостоятельно.
Вся эта трилогия "Детство/Отрочество/Юность" (Комильфо к ней же относится) - это просто ранние литературные опыты Толстого и никакой ценности, кроме биографической, лично я в них не вижу. Аналогичная трилогия Горького выше на порядок, а то и на два порядка.
А вот "Севастопольские рассказы" вещь достойная. Многие темы ВиМ унаследованы из них.


Как говорится, классика не боится спойлеров. Но в любом случае, по-моему, интерес хоть и немного, но спадает, если знаешь заранее о всех сюжетных твистах. Например, при прочтении "Отцы и дети" я вообще не ожидал, что Базаров умрёт в конце. Одноклассница, ограничившаяся брифли, опоздала на урок и спросила учителя, какая тема, а когда узнала, что про Тургенева и его роман, громко выдала:"А, это где главный герой от какой-то там болезни умер, да?"
Вот в детективах и блокбастерах спойлеры реально многое портят. Это как в 2015 году, когда вышел фильм "Звёздные войны: пробуждение силы", каждый третий, посмотревший фильм в кинотеатре, ходил и орал:"Хан Соло умрёт в конце!", помните?


чтобы прочуйствовать Войну и мир надо заболеть на пару месяцев (я так попал в больницу в школьное время) и с тех пор точно знаю: отдых и счастье это не тааам, а у меня внутри.


Заболевать, конечно, мне не особо хочется, тем более на пару месяцев... Постараюсь без этого понять, пожалуй=)