Больше рецензий

YuBo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2011 г. 15:16

655

5




Есть вещи, которые мужчина - в женщине - не может понять.
Даже - я, даже - в вас. Не потому, что это ниже или выше
нашего понимания, дело не в этом, а потому, что некоторые
вещи можно понять только изнутри себя, будучи.
Я женщиной быть не могу. И вот, то немногое
только-мужское во мне не может понять того немногого
только-женского в вас. Моя тысячная часть - вашей
тысячной части, которую в вас поймет каждая женщина,
любая, ничего в вас не понимающая.


      Под знаком гендерного непонимания читалось начало повести - эмоции, эмоции, эмоции и поток сознания, как будто бы совсем без логики. Воспринималось с трудом. (Может быть это связано с тем, что это моя первая книга, прочитанная с электронной читалки). Потом «втянулся». На «золотом сечении» (когда до конца оставалась последняя треть повести) на немеркнущем фоне эмоций хлынули мысли, необычайно глубокие и захватывающие. Мысли о любви. До этого в повести «о любви» были в основном эмоции – яростные и яркие. Вообще-то, более насыщенную любовью и нежностью книгу я раньше не читал. Здесь каждая строчка - о любви. Сама Цветаева пишет:
     

Действующих лиц в моей повести не было. Была любовь. Она и действовала - лицами.


      Здесь можно было бы и закончить, но хочется прокомментировать несколько цитат из книги:

      Есть такая сказка - норвежская, кажется, - «Что старик делает - все хорошо». А старик непрерывно делает глупости: променивает слиток золота на лошадь, лошадь на козу, и так далее, и, в конце концов, кошку на катушку, а катушку на иголку, а иголку теряет у самого дома, когда перелезает через плетень – потому что не догадался войти в калитку. Так будем друг для друга тем стариком, то есть: лишь бы ему - хорошо! и лишь бы цел вернулся!
      А как бы противно было, если бы сказку пустить - наоборот, то есть - иголку на катушку, катушку на овцу, и, наконец, лошадь на золото? Ох, паршивый бы старик!
      - Поганый бы старик, М. И.! Такими [наоборотными] «стариками» сейчас вся Москва полна.


      Заметьте, сказано - в 1919 г., написано - в 1938 г., а как актуально сегодня! Только возраст «наоборотных стариков» изменился. Старшее поколение по привычке «глупости» делает (как в сказке), а кто помладше – в «бизнес» переметнулись (дешевле купить – дороже продать), то, что Цветаева называет противным, паршивым и поганым.
      Хотя в книге эта зарисовочка для того, чтобы подчеркнуть, что любимым нужно позволять делать что угодно – лишь бы им хорошо было.
      И еще:
     

- Марина! Я ведь знаю, что я - в последний раз живу.


      Эти слова Сонечки - неожиданный бонус для поклонников теории реинкарнации и индийской философии, которые понимают, что круговорот самсары (бесконечная цепь рождений и смерти) для индивидуума прерывается только при достижении мокши, или спасения. При этом индивидуум навечно остаётся в состоянии умиротворения и блаженства, которое является результатом осознания того, что всё бытие едино и неделимо, а бессмертная душа — частичка этого единого целого. После достижения мокши индивидуальная природа растворяется в «океане» безличного.
      Ну что ж, Марина воздала должное своей любимой. Мне, например, уже не важно, кем была и была ли Сонечка на самом деле (была, была – актриса Софья Евгеньевна Голлидэй), так как ее индивидуальная природа растворена в безличном и безбрежном океане любви.

Ветка комментариев


А может эти "старики" вовсе не москивичи, а только те, кто думает, что в Москве все так и только тут есть деньги. В Москву же и приезжают из других гос-в бывшего СССР "на заработки". А настоящие москвичи те, кто не стремился сюда с такими целями и живут спокойно и принципы у них другие... Может еще можно это назвать "соседскими отношениями" - ведь приезжие не считают окружающих соседями - вот и отношение другое...


      О, да!
      Я был некорректен. Безусловно, "наоборотные старики", с которыми приходится сталкиваться - не москвичи. И это действительно так. Большинство тех, с кем приходится сталкиваться на улицах Москвы, не являются москвичами. Настоящие, коренные москвичи в будни тихо-мирно трудятся в НИИ, офисах и других учреждениях, в выходные же стремительно разъезжаются (кто в авто, а кто и в набитых утром в субботу электричках) на дачу (у кого-то это особняк, а у кого-то - шесть соток с тремя яблонями и малюсенькой бытовкой). Но Москву на выходные все москвичи покидают!
      А в будни их не видно, потому что работают, а потом домой, преодолеть час пик, пробки и детей воспитывать, да ужин готовить.
      Всех, кого можно встретить на улицах Москвы, что в будни, что в выходные, - это "гости столицы" временные и постоянные. Они и создают имидж городу.
      Да и вообще, "Москва" (и у Цветаевой, и в моих комментариях) - это некий обобщенный образ крупного города на всем постсоветском пространстве.


Вот да, рада, что солидарны в этих мыслях :) И про крупные города тоже соглашусь.
Так что слова о "наоборотных стариках" "думающих только о личной выгоде за счет ближнего" не корректны не только в плане "москвичей", но и в "близости" (духовной/кровной/соседской/т.д.) этого самого ближнего. Наживаются как раз на НЕближних, увы :(