Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

16 февраля 2019 г. 16:21

1K

5 У всего не единый Архитектор

Все переплетено, но не предопределено.
Это картина мира тех, кто
Вашей давно противится как секта.
Ведь у всего не единый архитектор.

OXXXymiron



"Барочные романы" Нила Стивенсона уходят корнями в "Эгипет" Краули. Это мое читательское открытие, ни в каких источниках на мысль не наталкивалась. Хотя имею возможность пользоваться лишь самыми простыми и не сомневаюсь, что для специалистов это влияние давно стало общим местом. Ничего обидного для Стивенсона, я сама его горячая поклонница. У всего на свете есть корни, ствол и крона; все связано и переплетено. Долгие и сложные истории рассказывают себя посредством многих достойных людей и принять эстафету одной из них не зазорно. Просто Краули обратил внимание на определенные ее аспекты, оставив другим возможность заняться прочими. Никак не потому, что охладел к теме, "Эгипетским циклом" он занимался на протяжении двадцати лет, написав с 1987 по 2007 четыре романа. А в прошлом году вернулся и дополнил рассказом "Кремень и зеркало" ("Flint and Mirror" 2018), написанным от лица героя "Эгипта", писателя Крафта.

Почему "Эгипет" (в оригинале название начинается с литеры Æ)? Потому что имеется в виду не Египет с его застывшей в косности цивилизацией, и религией, согласно которой человек рождается лишь за тем, чтобы умереть. Герой романа Пирс Маффет начинает собственное исследование (расследование?) с банального вопроса: "Почему люди верят, что цыганки могут предсказывать будущее?" и, посредством нескольких несложных умозаключений: "потому что считают их владеющими тайным знанием" - "передающимся устно по роду" - "происходящим из источника на родине цыган" - "которая по общему мнению Египет". Так вот, предавшись упражнениям в прикладной дедукции и сопоставив муторно-пирамидальную культуру Древнего Египта, о которой мы имеем представление, с учениями Орфиков и всякой прочей магией, также имеющую местом происхождения страну Ра, герой приходит к выводу, взрывающему мозг (как всякая конспирологическая теория).

Египет был не один. То есть, начиналось все в благодатной дельте Нила с однй страны, но в определенный момент история раздвоилась: ригидное государство, знакомое нам по учебникам, продолжило существовать в стиле сосудов для бальзамирования и перышка, опускаемого на чашу весов. Но другая линия развития, параллельная реальность занялась прикладной эзотерикой, от нее-то и пошли предсказательные способности цыган, премудрость астрологов и практическая магия. Нет, не вполне альтернативная история, скорее криптоистория в русском обиходе и secret history англоязычного мира - нечто, двигающее Вселенную, о чем мы прежде не подозревали.

Хорошо. а какое отношение это замечательное открытие имеет ко дню сегодняшнему? К пентюховатому преподавателю колледжа, в детстве брошенному матерью и воспитанному гениальным неудачником отцом; нынче в положении между небом и землей из-за афер с наркоторговлей (ужас!), болезненного расставания с любовью всей своей жизни и угрозой потери преподавательского места. Какое отношение оно имеет к Рози Мучо, провинциалке, художнице, наследнице некогда богатейшего рода, чье достояние сегодня заключается в обветшавшем "замке": к женщине, находящейся в состоянии вялотекущего развода с отцом своей дочери? Какое отношение к столетнему Бонни Расмусену, дяде Рози, распорядителю семейного благотворительного фонда, ныне предоставившему племяннице с дочкой кров и работу, а в прошлом - другу знаменитого писателя Крафта, автору книг о Шекспире, Джордано Бруно и астрологе Джоне Ди, рассказывавшему о них так, словно он знал о Эгипте.

Ну вот, круг и замкнулся. Дело в том, что Пирс, нынче осел в маленьком городке Блэкберри для работы над книгой о... Шекспире, Джордано Бруно и Джоне Ди, хотя главным образом об Эгипте. А Рози читает книги Крафта, пережидая неприятный развод. А непререкаемым авторитетом в городке пользуется Вэл, местная предсказательница-астролог, без прогноза которой здешний народ шагу не ступит. Видите, как все переплетено.

Это удивительная книга и первый, на моем читательском веку, роман, где астролог рассуждает как астролог, не мешая горячего с кислым. На самом деле, большая редкость, даже за невероятным умницей Робертсоном Дэвисом приходилось перестраивая гороскопы, сокрушаться попаданию пальцем в небо. что уж говорить о прочих, кто пытался подвизаться на этом поприще, от Кортасара и Павича до жуткой Каттон. Уверена, что здесь ничего подобного не случилось бы, если Джон Краули говорит об астрологии, то он делает это как человек, понимающий толк в том, о чем говорит. Хотя астрологической достоверностью достоинства книги. разумеется, не исчерпываются. Это модернистский роман со сложным сюжетом, с хорошо проработанным внутренним миром героев, поступки которых логически достоверны и точны. Чудеса и диковины. Тайны и загадки. Чувства. Есть ради чего почитать "Эгипет".

У человеческого существа есть пять основных потребностей: в пище, в укрытии; а если не в укрытии, то в одежде; в сексе - или в любви, если это разные вещи; и в Смысле. Будучи лишен смысла, человек вполне может зачахнуть и умереть - точно так же, как человек, лишенный воды или пищи.