Больше рецензий

25 января 2019 г. 22:19

696

4 Blue Skies

Каждый раз, когда беру в руки книгу североевропейского автора, у меня большие сомнения. Да, я боюсь читать скандинавскую литературу. Зачастую она мне не понятна, в какие-то моменты напоминает мне русскую прозу, но чаще всего от неё веет депрессивностью, непреодолимой безысходностью. Такие же мысли одолевали меня и в этот раз, когда начинала читать первую книгу у Ларса Соби "Посредник".

Мне бы надо быть счастливым. Но счастье не самая сильная моя сторона. Личный мой рекорд — двадцать секунд счастья.

Первая часть "Блёсны", как начало мелодии: яркое, насыщенное, как летний день (а вы, кстати, заметили, что в большинстве романах о взрослении, действие происходит именно летом?). Главный герой вместе со своей матерью отправляется на дачу, где ему предстоит провести несколько месяцев. Казалось бы, очень тривиально. В общем-то, так оно и есть. Это типичный рассказ о взрослении, о проблемах подростков. С кем дружить? Какую компанию выбрать: компанию крутых ребят или выбрать человека, который тебе по душе, но он отщепенец? Первая влюбленность. Первые творческие потуги.

Читая эту часть романа, мне хотелось, чтобы она была отдельным произведением. Повестью или рассказом, который в обязательном порядке включали бы в школьную программу. Почему? Всё просто. В каждой строчке "Блёсен" я видела себя. Того же подростка, с его эмоциональными американскими горками. Видела себя со стороны и... не обрадовалась той картине, что предстала передо мной. Первой мыслью после этого было набрать номер родителей и просить прощение за все те истерики, что закатывала им по поводу и без. Ведь нет ничего трудного посмотреть на себя с другого ракурса, но в пятнадцать это невозможно, осознается всё намного позднее. И именно поэтому, я бы и хотела, чтобы подростки читали "Блёсны" и анализировали своё поведение и своё отношение к близким.

Сначала поведение героя кажется нелогичным. Он не хочет дружить с мальчишкой Ивером, но тем не менее постоянно к нему таскается. Он не хочет приезда своих тётушек, но затем он говорит о своих тёплых чувствах к ним, как он рад их приезду. Он ругает мать за всё, но гордится ей за то же, за что и ругает. Он честен перед собой только, когда заходит речь о Харди, хоть поначалу и отвергает это. И эти горки, они настолько насыщены, настолько живые, что веришь в героев, что начинаешь за них переживать. Но лето заканчивается, приходится уезжать, и герой взрослеет.

Не говори «бессмысленно». Ведь тогда боль становится еще глубже и нестерпимее. Без смысла нельзя. Всё должно иметь смысл и цель. Иначе мир развалится. Говори «несправедливо». Даже сквернословь в церкви. Только никогда не говори «бессмысленно». Из всего нестерпимого самое худшее – бессмысленность.

Вторая часть романа так и называется, "Посредник". Человек, который в маленьком американском городке Кармак, приносит дурные вести о несчастных случаях. Запустелый город, в котором ничего не происходит, кроме бед. И опять мне хочется сказать, что это типичное произведение об одноэтажной Америке, но с таким ненавязчивым скандинавским оттенком. И этим оттенком служит как раз та самая безысходность.

Френк Фаррелли — неудачник, которому всё же улыбнулась госпожа Фортуна, он находит работу. Так же, как и в первой части, речь о дружбе, о любви. А ещё о бедах. Беда не приходит одна. Беда бывает разная. Счастье тоже бывает разное.

И всё это смешивается в такую ненавязчивую тихую мелодию, которая всё нарастает и нарастет. Сначала она звучит где-то на фоне, в глубине, но ближе к концу она набирает обороты и вот уже, как гром, начинают бить барабаны. Что они означают, я всё же предложу вам узнать самим.

Быть свободным – значит довести до конца. Быть свободным – значит завершить.

И вот оно — крещендо— этой мелодии. Апогей. Как же связаны "Блёсны" и "Посредник"? Сначала кажется, что никак. Что это просто сборник рассказов норвежского автора, а потом всё представление об этой книге меняется с ног на голову. И это... это, я бы сказала, прекрасно.

Именно третья часть, становится связующий звеном, недостающем элементом в этой мозаике. И связка сама по себе интересная. Если вторая и третья часть связаны между собой событием и местом действия, то первая и третья связаны главным героем. Ты ещё глубже понимаешь того мальчика из лета, ещё глубже убеждаешься, что беда бывает разной. И таким очень добрым и теплым лучиком надежды становится появление одного персонажа из прошлого. В этот момент так уютно, столько надежды. И так радостно, что история мальчика Криса теперь точно завершена.

Я всё время сравнивала это произведение с мелодией: яркое насыщенное начало, ненавязчивое продолжение, которое разрастается и заканчивается взрывом, оглушительным, невероятным. Видимо и сам Ларс Соби сравнивал всё это с музыкой. На протяжении всего романа мы только и слышим о Blue Skies. Пусть она и непохожа на мою мелодию, но ведь каждый слышит свою.

Выключите музыку, прочтите эту книгу в тишине.
Она спокойная, непримечательная.
А теперь включите музыку.
Видите?
Всё заиграло совершенно другими красками.

Рецензия написана в рамках игры "Долгая прогулка-2019", в составе команды "Воровки книг".
Дополнительное задание: 1,5.