Больше рецензий

24 января 2019 г. 10:42

564

1.5

Интересно, какую художественную ценность несёт эта книга? Сюжета в ней практически нет: повествование начинается внезапно, развивается отрывисто, заканчивается ни на чём. Персонажи ничем не примечательны, читатель запоминает их только по описаниям главного героя (коим является сам автор, Жан Жене): у этого персонажа, например, мускулистые ляжки, у этого густые волосы на теле, у этого такая мужественная и сексуальная культя на месте ампутированной кисти руки... Ещё любопытное замечание: Жан постоянно знакомится с новыми мужчинами, и все они оказываются гомосексуалистами (или хотя бы склонными к подобным экспериментам). Кем бы они ни были: бандиты, сутенёры, моряки, военные... Заросшему, грязному и неуверенному в себе бродяге Жану удаётся обольстить их всех: или по симпатии, или за деньги, в рамках его занятий проституцией. И весь сюжет построен именно на этом: Жан скитается по странам Европы, встречает новых возлюбленных, описывает свои, зачастую трагические, впечатления от этих встреч. И он неоднократно делает акцент на том, что влечение к мужчинам ему, так сказать, не присуще само по себе. Это его форма протеста, причём унизительная, как отмечает сам автор. Гомосексуальное влечение становится результатом разрыва с родной матерью и нездорового отношения к ней, вернее - к её образу.
Следующий важный пункт - это выбранный Жаном образ жизни. Можно легко проследить, как деструктивные моменты самой ранней его биографии искажаются в будущем и приносят ещё более нездоровые плоды. Так, оставленный в младенчестве матерью, юный Жан Жене становится гомосексуалистом. Натянутые отношения в его приёмной семье, где мальчика ещё и обвинили в воровстве, которого он не совершал, приводят к тому, что взрослый Жан уже осознанно, опять же в знак протеста, занимается кражами и грабежом, а также превозносит предательство. Обычно Жан находится в подчинённых и унизительных отношениях со своими мужчинами, но как только возникают проблески тёплого отношения к нему, он сразу же задумывается о том, чтобы предать своего возлюбленного. И это не мои психоаналитические фантазии. Это те выводы, которые делает сам автор в своей автобиографии (ведь "Дневник вора" и есть его художественная автобиография). Как и сказано в аннотации, три главные темы романа "Дневник вора" - это гомосексуализм, воровство и предательства. И больше там ничего нет, это так.
Я действительно не нашла в этом произведении абсолютно ничего стоящего внимания читателя. Его единственный плюс - это красивый, образный язык автора. У Жана Жене есть поэтический дар, однако направлен он в тупиковую сторону. Он прошёл всю Европу, но каждый её город сливается в повествовании автора с другим городом, теряет всякую индивидуальность. Европа Жана Жене - это грязные мотели, бары, порты с пьяными моряками и площади, где собираются бродяги; тюрьмы, притоны и т.д. Его жизнь, весь мир и Европа в частности - это такая оборотная сторона существования, это самые низы. Но даже привычные и в каком-то смысле любимые им условия Жан Жене не пытается романтизировать. Его реализм жуткий и уходящий своими тёмными корнями в метафизику, но это метафизика страдания и отчаяния.
Однако можно себе представить, какие произведения он мог бы написать, если бы не пытался всю жизнь разрешить свои внутренние конфликты посредством создания ещё более деструктивных ситуаций. Причём он не только придаёт своим действиям некий смысл, более того: Жан Жене называет гомосексуализм, воровство и предательство (важность этих феноменов рассматривается по возрастающей) высшими проявлениями эстетики.
Таким образом "Дневник вора" становится чем-то вроде манифеста выдвинутому О. Уайльдом девиза "эстетика выше этики", продолжает линию эстетизма и декадентства, становясь их абсурдным и разрушительным завершением.

Комментарии


К рецензии о таком авторе и о таком произведении может быть только 1 вопрос - какая у Вас была изначальная мотивировка это читать, зачем?


Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Я уже и не помню, что именно побудило меня прочесть произведения Жана Жене. Его имя как-то на слуху было, я читала о нём у Сартра, Симоны де Бовуар (причём они очень положительно отзывались о его творчестве). Вроде бы и Камю его хвалил. И ещё, меня заинтересовал роман "Богоматерь цветов", помнится. Но не могу вспомнить, из-за чего! Может, просто из-за красивого названия и популярности автора :) В любом случае, я добавила книги Жана Жене в "хочу прочитать", где они провисели несколько лет. А недавно я решила разгрузить свой список и начала выбирать оттуда книги по функции "случайный выбор", так мне и попался "Дневник вора".


Понял.