Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

17 января 2019 г. 13:52

2K

4 Шальная пуля

Мы влипли. Каждый твой поступок, пусть ничтожный, порождает другой, неизвестно где, неизвестно чей, а тот — третий и так далее, замкнутый круг.

(РиГм)

Не знаю, как начать. Начну, как Сири Китон: «Представь себе...»
Представь себе, что надо собрать с промороженного и щербатого каменного пола полкило рассыпанной соли (или кальцинированной соды) — голыми руками, причём изъеденными нервной экземой. Представь себе, что ты пробуешь заснуть, подложив под голову кусок мяса недельной давности. Ничего у тебя не получится. Ещё бы, с «Золотой пулей» в башке...

Мне сделали предложение, от которого невозможно отказаться. «Золотая пуля», словно артериальной алости «умная» геометка, выцелила меня среди сонма безвестных читателей. Переступаю границу — даже фронтир... Постап, вестерн, хоррор — авторы веером разворачивают лезвия жанров, в четыре руки поливая читательское восприятие из гибрида пулемёта с швейной машинкой, иглы образов впиваются в мозг (некоторые останутся там навсегда, будь готов... — Всегда готов! — вскидываешь руку в салюте), кошмар пеленает тебя в жёсткий саван, «раны сжали челюсти», и вот уже тебе, как Робу Стуммфилду, странно видеть живых и целых людей.
Здесь кольт «уокер» — советчик и внутренний голос (и память предупредительно снимает с полки прочитанного «Путь меча» и «Миротворец 45-го калибра»), а коровий череп — не экзотичная деталь антуража, не ружьё-на-стене, а один из главных персонажей. Здесь дети — монстры и каннибалы, они же дырявые мальчишки: страхи, жертвы, куклы, слуги безумца. Здесь «спустя восемьдесят лет после войны уже не знаешь, кто мутант, а кто нет».
Полностью сюрреалистичный мир первой части, призванный, кажется, без жалости лишить тебя воли к сопротивлению, сменяется почти понятным сюжетом части второй, в которой отчётливо проступает вестерн, даже «гайдар-вестерн», заявленный авторами в намерениях. Это не дурашливо-пасторальный мирок «Лимонадного Джо», это дикий, дикий (норд)вест, от которого, несмотря на жару и сушь, тянет могильным холодом и ледяной ясностью нашатыря. Представь себе: ты начинаешь понимать, откуда взялись герои и во что они превратились. Ты пробуешь различать среди строк оммажи и неявные цитаты, намёки на АБС, Брэдбери, Бирса (мост через Совиный ручей прямо упоминается в тексте и в какой-то момент объясняет прихотливую конструкцию романа in partes tres), а в силу собственной перекошенности подозреваешь влияние мрачных фэнтези Столярова, где фактура — всё, видишь (может быть, один ты и видишь) практически не акцентированный авторами кровавый шарф — близкую родню алому шёлку, драматично проливающемуся ручейками из ладоней актёров — персонажей «РиГм» («Розенкранц и Гильденстерн мертвы», конкретно в этом эпизоде я фильм имею в виду, а в эпиграфе пьеса процитирована, не пора ли поубавить скобок, шизофреническое ветвление смыслов меня погубит), а собирание душ для бомбы — осеняет тебя — рифмуется с собиранием воль для пассаролы Сарамаго из «Воспоминания о монастыре». Это уже постмодерн, братцы, только качественно замаскированный. Затаившийся, можно сказать.
Представь себе, что ты, уже очень хорошо в это въехав, пройдя вместе с Джеком бойни и «Школу», воображаешь, что почти всё понял.

И тут начинается третья часть. И ты, как деревенский дурачок, морщишь лоб в догадках: а уж не Роб ли этот однорукий стрелок? Или он слишком роб-оk? А, нет, Робу же Дюк руку изуродовал, а Дюк стоит себе спокойно в сарае... то есть событий первой части ещё не было? А Аэлита тогда где? Алита — это она? Или нет? ааааааааааа!
Ха. Ха. Ха. Третья часть снова перевернёт карты рубашкой кверху, смешает их и твои мозги в неопрятную кучку, скажет насмешливо: всё было совсем не так. К финалу ты согласен на всё, и тем не менее такого ты не ожидал.
Суровое чтение. Жестокое. Соль на раны, а после этого ещё персты туда вложить, для достоверности. А написано как! Цитат себе набила полные защёчные мешки, нисколько не смутившись отличным началом главы I.III, особенно «...гнида, мразь, цитатами сыплет!» — эт' прямо про меня, друзья не дадут соврать :)
Единственное, чего мне не хватило — это «гайдара» как жанра. Его бы побольше, ну, кроме названий глав, неожиданно возникающих в середине романа, и одной сюжетной линии. И ещё одного эпизода, сильнодействующего, как перемена цветовой гаммы в «Дороге» Хиллкоута — прозрачная отсылка к «Голубой чашке», кусочек ясного неба в разрыве багровых туч, внезапный передых от ужаса, тихое счастье, которое могло бы быть...

А жизнь, товарищи, была совсем хорошая

Была.

P.S. Благодарю Шимуна Врочека за предоставленную возможность прочитать эту книгу и за «выход из зоны читательского комфорта». Читала несколько ваших книг, всё очень понравилось! Тем интереснее было познакомиться с результатом творческого сотрудничества с Юрием Некрасовым, которого пока знаю лишь по сетевому конкурсу, но всегда с интересом читала его работы.
Успехов вам! Пусть «Золотая пуля» попадёт в цель!

P.P.S.

Вся наша жизнь — она так правдоподобна, что вроде какая-то плёнка на глазах, — но случайный толчок, и перед тобой чёрт знает что. Полуреальная заря, полуреальный человек стоит в седле и колотит в ставни. Ничего, кроме плаща и шляпы, воспаряющих над землёй в морозном облаке пара — из его же собственного рта, — но когда он позвал — мы пошли.

(снова РиГм)

Я не перестаю восхищаться писателями, этими сверхлюдьми, способными вызвать персонажей и истории из небытия.

Комментарии


Очень не хватало в моём листе рецензий сайта твоих, рад, что ты возвращаешься ^_^
Очень образно вышло, однако.


спасибо, сонц, приятно слышать ^^


Я только позавчера с Cuore про эту книгу говорил, как вдруг.


та ты чо. а я книгу ещё во второй половине декабря прочитала, а потом другие книжки навалились, шесть штук :)) поэтому сочинить рецку смогла только вчера.


Полностью поддерживаю предыдущего оратора!
Пиши рецки, Хойтя!
Мне тоже их очень не хватало.
И не отлынивай! ;)


спасибо, буду стараться по мере сил!


Мозгомешательная книга. Мне показалось, что все три истории должны быть связаны как прошлое-будущее-настоящее, но я всё равно не смогла толком разобраться. Так что впечатление произвели как-то больше отдельные сильные эпизоды.


о, ты прочитала! спасибо, что поделилась мнением.
да, там связь другого порядка, мне понравилось как раз то, что это противоречит ожидаемому. и эпизоды, ты права, некоторые просто выделяются из текста силой воздействия.


Мне как-то даже неудобно перед авторами, что я так туплю и не понимаю. Я понял - это намёк, я всё ловлю на лету и т.д.)


ну, я тоже, чувствую, далеко не все намёки уловила.


Какие там намёки, я даже не вкуриваю, что за череп, что за зуб, что за бомба. И не посмертие ли это всё.


вполне вероятно :) будешь рецензию писать? почитать охота. я подписалась на всякий случай на новые рецки к книге.


Да, наверное. Если сейчас тиранчик не проснется.


:) ну, это же не срочно. как время будет.


У меня время - сейчас))
Тоже почитала рецензии, вот эта больше всего приглянулась, вроде как совпадает с моими туманными мыслями.


вот насчёт "лишних слов" тоже очень тащилась, типа "пискнул, как таймер микроволновки" и т.п. сейчас целиком почитаю, до этого только в группе авторов/книги читала отзывы.


А где эта группа, вк? Меня ругательные рецки интересуют, пока не видела.

Кстати, а что у Врочека почитать хорошего?


извини, убегала.
группа вот
у Врочека почитать сборник Танго железного сердца , его часть "Кетополиса", наверное. Питер тебе, наверное, не зайдёт, "Войну" сама ещё не читала. но "Танго..." отличное.


Спасибо, посмотрю.


Рецензию родила. Сумбурно, но как вышло. Разучилась уже писать.


ага, уже. опыт есть ;)


Прочитав Вашу рецензию, я потеряла волю и немедленно купила книгу. Оказывается, в англоязычной литературе есть целый жанр под названием weird west(ern), а теперь вот и у нас.


спасибо за внимание! надеюсь, книга не обманет ваших ожиданий ;)