Больше рецензий

16 января 2019 г. 17:42

518

2.5 Мучительный конец трилогии

Последняя часть трилогии Жориса Карла Гюисманса "Собор" - прямое продолжение идей автора, которые он стал развивать во второй книге, в частности спасение от хандры и декаданса за стенами монастырей. Не исключаю, что подобное примитивное сужение главных мыслей писателя не тянет на глобальный анализ, однако понимаю и то, что вещи, которые хотел донести до читателя Гюисманс, зарыты так глубоко, что докопаться до них представляется невероятно сложной работой.

Главная проблема этой книги, как и предыдущей, - в том, что Гюисманс, такое ощущение, писал их в первую очередь для себя. Сделать такой вывод можно, имея представления о жизни писателя, который, снедаемый неизлечимой болезнью и страдающий "декадансом головного мозга", обратился под конец жизни к католичеству и все пытался найти обоснования такому резкому повороту.

"Собор" - это конец пути, который был лишь слабо обозначен в первой книге, но начался во второй. Дюрталь, главный герой - прообраз Гюисманса, в конечном итоге склонился к тому, чтобы начать жизнь человека, отдавшего себя Богу в стенах Солемского аббатства. Выбор этот был сделан путем долгих размышлений о религии и всем, что с ней связано. Именно любовь Дюрталя к архитектуре храмов, житиям святых, религиозной философии и христианской культуре подтолкнула его уйти в веру, оправдывает перед читателями (и перед самим собой) его Гюисманс.

"Собор" - очень тяжелое для восприятия произведение, ибо в нем навалено огромное количество посвященных религиозной тематике вещей, чтение о которых мало кому будет интересно. С другой стороны, "Собор", как и вся трилогия, - очень красивое с точки зрения художественной выразительности произведение. Гюисманс в очередной раз проявил себя как блестящий писатель, тут спору нет.

Конечно, "На пути" и "Собор" - книги для таких же мечущихся между Небом и Землей людей, книги, которые яро пропагандируют идею "обретения Бога" как единственного способа бегства от грядущего морального разложения общества. Это общая главная ценность всей трилогии, в которой католичество (в первой книге в меньшей степени) выступает в качестве единственно верного будущего для человека, который обрел способность видеть мир, погрязший во грехе.

В этом, как видится, главное достоинство и главная слабость трилогии. Религиозное мышление здесь не поддается никакой критике. Да, любое религиозное влечение способно быть и праведным, и не очень, что мы видели на примере того же барона Жиля де Ре в "Без дна" или черной мессы, на которой довелось побывать Дюрталю. Но все это меркнет в сравнении с тем, как воспевает Гюисманс духовность настоящих католиков. Все это лично у меня вызывает вопросы, и дело не в том, атеист ты или нет. Дело в том, что Дюрталь предстает в этих книгах как человек, пусть и умный, но очень слабый, и его выбор кажется очередным проявлением слабости. Да, обрекать себя на жизнь в монастыре - поступок не для слабого духом и телом, но здесь это воспринимается как единственный способ убежать от грехопадения, на пороге которого стоит человечество. Этакий симбиоз декадентских мыслей и религиозности получается, который, как мне казалось, невозможен на практике.

Нельзя не отметить, что Гюисманс, несмотря на все сказанное выше, как всегда доказал, что является в первую очередь очень разносторонне развитым писателем и очень увлекающейся натурой. Казалось бы художественное произведение у него превращается в чуть ли не учебник по истории христианства, религиоведению, архитектуре средних веков и многому другому.

То, с каким упоением Дюрталь наслаждается всем, что его окружает, лично мне позволило сделать важный для себя вывод, который заключается в том, что, даже потеряв смысл к существованию, нельзя отказываться от возможности развивать себя. Даже узрев, что мир неминуемо стремится к разложению, имея возможность и дальше познавать его и совершенствоваться, ты должен это делать, ибо тяга к познанию окружающего есть двигатель всего.

И тому, что открыл для себя эту мысль, я безгранично благодарен Гюисмансу.