Больше рецензий

8 января 2019 г. 18:36

2K

5 «Твоё Я – это твой Каин, убивающий твоего Авеля» (Уильям Ло)

картинка Ludmila888

В самом начале этого заказного рождественского рассказа мельком упоминается Каин, но у Чехова не бывает ничего случайного и лишнего. Как известно, Каин убил из зависти своего брата Авеля. Именно это негативное чувство овладело и бедным сапожником. Враждебность и зависть часто проявляются под маской добродетели, принимая форму морального негодования. С детства завидуя богатым, герой мечтал: «Как было бы хорошо, если бы у этих, чёрт их подери, богачей потрескались дома, подохли лошади, полиняли их шубы и собольи шапки! Как бы хорошо, если бы богачи мало-помалу превратились в нищих, которым есть нечего, а бедный сапожник стал бы богачом и сам бы куражился над бедняком-сапожником накануне Рождества». Но, помимо проекций разрушительных эмоций на других людей, у них есть ещё один выход: они обращаются на самого себя. Ведь отношение к другим и отношение к себе не бывают противоположными, они в принципе параллельны, но мы далеко не всегда это осознаём. «Твоё Я – это твой Каин, убивающий твоего Авеля» (Уильям Ло). На мой взгляд, здесь Каин символизирует эго, а Авель – душу. У внутренне несвободного человека раздутое эго всегда враждует с душой. И герой рассказа (точнее – его эго) решает продать душу нечистому в обмен на житейские блага.

Но, как известно, нет худа без добра, как нет и добра без худа. Иначе говоря, вместе с новым добром всегда возникает новое зло. А мы, как правило, мыслим не диалектически, поэтому зачастую не осознаём, что одна и та же причина может одновременно вызвать два противоположных следствия. Мы видим лишь то, что нам хочется видеть, а на теневую сторону предпочитаем закрывать глаза. Новая жизнь не принесла сапожнику ожидаемого и желанного удовлетворения. И в конце рассказа Чехов приземляет мистическую атмосферу, объявляя все странные события сновидением героя.

Так как мы живём в мире дуальностей, в вечной игре света и тени, то правильное понимание любой проблемы основывается на способности видеть обе стороны результата её решения. Сапожник же, конечно, был лишён такой способности.

В известной фаустовской ситуации пребывают многие герои Чехова, но в рассказе о сапожнике сюжет о сделке с дьяволом трактуется пародийно. Ещё в нём отчётливо звучит спорная мысль (восходящая к Экклезиасту и вложенная в «Палате №6» в уста доктора Рагина) о тщете жизненных благ перед лицом ожидающей человека смерти. Но сапожник всё-таки приходит (правда, с помощью искажённой логики) к осознанию того, что «в жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души».

Комментарии


Эка Вы глубоко накопали :)
Согласен, что у Чехова нет случайностей, поэтому нужно быть предельно внимательными к контексту. Каин, ведь, не только убил Авеля, он еще за это был проклят. И значение русского слова "окаянный" - проклятый, так что Федор Нилов, сравнивая себя с Каином, сетует на свою проклятущую участь. И как следствие - революционный бунт против "несправедливого" Бога и обращение за помощью к дьяволу. Ну, раз для Бога всё равно окаянный...
Только вот я не понял, где Вы у Феди маску добродетели увидели? Он "негодует" не потому что добродетелен, а как раз наоборот - он предельно честен в своей зависти.


Спасибо, Сергей, за интересный комментарий!
Согласна, что сапожник был прямолинеен и честен с собой в своей зависти, ненависти и враждебности, в своём желании поменяться местами с богатыми и издеваться над людьми. Себя-то он не обманывал, а вот с заказчиком был всё же не до конца искренен. Ведь, с одной стороны, по его же словам, «ему всегда было обидно, что не все люди одинаково хорошо живут в больших домах и ездят на хороших лошадях», то есть он якобы был за равенство, справедливость и всеобщее благоденствие. Но с другой стороны – в действительности всего лучшего он хотел только для себя, так как, став богатым, совсем не заботился о тех, кто оказался на его прежнем месте, обращаясь так: «Не смей рассуждать и помни своё сапожницкое звание, какой ты человек есть! Болван! Ты не умеешь сапогов шить! Я тебе всю харю побью!». И этот его бунт, как мне кажется, был скорее не революционным, а псевдореволюционным. Он ведь поступил подобно псевдореволюционерам, которые на словах провозглашают свободу и братство, а на самом деле просто хотят захватить власть.


Мне кажется, это - очень русская история. Если у Гёте уровень договаривающихся сторон - Князь мира сего и почти принадлежащий к этому же кругу, по тем временам, ученый. - то здесь... Сапожник ли поднялся до того уровня, или мир опустился до колоды ремесленника, или Россия в том пространстве, в тех сферах, что ближе к Началу Начал, к Истоку и Смыслу сущего.
Да, Чехов...


Огромное спасибо за отклик, Александр!
Как же красиво и глубоко Вы всё сформулировали! Два раза перечитала! Браво!
Я очень рада, что жаркий климат афганской пустыни, откуда Вы наконец-то изволили вернуться, совсем не повредил Вашей способности писать прекрасные комментарии!))) А уж какими шикарными будут Ваши новые рецензии, даже страшно представить!)))