Больше рецензий

20 декабря 2018 г. 12:31

171

5 Что такое сказка?

Если вы спросите у Гугла, что такое сказка, ответы будут разные. Вы явно не первый, кто задался этим вопросом, и хочется верить, что не последний. Ответов море: исследования, статьи, словари, советчики мейл.ру, - все жаждут сказать свое мнение.
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Или:
Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел.
А можно:
Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.
Чем больше ответов, тем лучше понимание того, этот этот самый ответ либо никто не знает, либо правильного не существует. А значит каждый ищет себе сказку сам по своим возможностям: фантазии, потребностям, желания...
Сегодня хочется познакомить вас с еще одним видением сказки от Марии Грипе. Честно говоря, несмотря на то, что везде сказано о том, какая она известная, на 29 языков переведенная и вообще Астрид Линдгрен отдыхает, я узнала о ней впервые, но пока об этом знакомстве не жалею.
В истории "Дети стеклодува" на первый взгляд нет ничего ужасающего. То есть не будет отрезаний пяток, выклевываний глаз, разговоров с могилами, людоедов, оборотней и прочих прелестных вещей, которыми пестрит фольклор. Это спокойное неторопливое повествование, можно даже сказать напевное. Слово "атмосферное", на мой взгляд, не передаст всю эту палитру ощущений. Тебя будто обволакивает и погружает с головой в этот мир, и пока не прочтешь до конца - выбраться не сможешь. При этом тебя преследует какое-то гнетущее чувство, как будто что-то не так, но ничего особо не происходит.
Посудите сами. Все начинается довольно обыденно. Стеклодув, его жена, пара детишек. Ремесло практически убыточное, детей хочется поставить на ноги, но все упирается в денежный вопрос и противостояние торговца и мастера. Обычная история, часто встречающаяся в сказках, а потому всем понятно, что добром это не кончится. Потом появляется фигура таинственной гадалки с вороном. И ты начинаешь понимать, что в этой сказке все гораздо сложнее и многограннее, чем представлялось на первый взгляд. У ворона два глаза: один для того, чтобы видеть хорошие вещи, а второй - плохие. Казалось, что здесь такого. Но нет, выясняется, что смотреть на мир стоит именно так, ибо отсутствие хотя бы одной из этих составляющих мировоззрения довольно сильно влияет на поведение и жизнь. Затрагиваются уже вопросы о праве быть мудрым.
Но все это делается ненавязчиво. Язык книги прост, в конце концов, это же сказка для детей школьного возраста, может даже младше, и сильно сложные вещи и рассуждения быстро бы наскучили ребенку.
Во второй части мы уже знакомимся с Властителем и Властительницей, Домом и миром желаний. И снова раскиданы крючочки-вопросы, о которых стоит задуматься на досуге. Что такое желание и сколько оно стоит? Чего стоит "спасибо" и право оставить "желание" "желанием"?
Жутковато становится от роли детей во всей этой истории. Взрослые своими желаниями и неумением принимать их последствия превратили их в элемент интерьера или какую-то игрушку. Вот хотелось - вот они есть, а обратно их уже не вернешь. Чего стоит только показательное поведение Властительницы с ее: это дети Властителя, меня это не касается. Ой, дети оказывается интереснее собак, а нет показалось, вернем собак обратно. А дети? Ну давайте на кого-нибудь их спихнем, например, гувернантку.
И вроде ничего ужасного. ( Хотя нет, гувернантка еще домомучительница, куда там Фрекен Бок) А гнетущее чувство растет. С каждым разбитым бокалом, с каждой игрой детей на лестнице, с каждым воплем Мими. И тут приходит Крылатая. Крючочков для раздумий становится больше, а клубок внутри тебя начинает разжиматься. Никогда не думала, что скажу такое, но если меня когда-нибудь спросят, на какого литературного героя я хотела бы стать похожей: хочу походить на Крылатую. И плевать на мнение окружающих. Я хочу, чтобы спустя года, я могла думать хотя бы близко как она. Знаете, я сейчас подумала, что она чем-то мне напомнила образ Мэри Поппинс, но это чисто ассоциативное и поверхностное ощущение.

История Марии Грипе неидеальна. Дело даже не в ее настроении или многослойности, простоты декораций или примитивности развития сюжета с точки зрения сказки. Очень много сюжетных линий, и пусть до конца выведена самая очевидная, само их количество сбивает. Ты хочешь разобраться, узнать почему так, но нет. Ребенку в этом плане проще, дети легко принимают некоторые моменты и законы сказочного мира как данность. У меня же остался внушительный список вопросов к сюжету. Может быть где-то есть какие-то зарисовки относящиеся к этому миру, если это так, то, возможно, они прояснили бы некоторые нюансы. А возможно стоит взять и прочитать "Старшую Эдду" и поискать прояснения там.

Но несмотря не на что, мой вердикт: Читать! Однозначно и бесповоротно. Да, недосказанность, да, детская сказка, да, будут вопросы. Сначала вы будете думать, что все понимаете, потом, что все поняли, но только спустя время осознаете, что не поняли ничего и нужно разбираться еще раз. Недавно мне сказали, что настоящее искусство, это когда сначала ничего непонятно, потом ничего непонятно, а в конце раз - и понято все. Не знаю, так ли это на самом деле, но если "Дети стеклодува" это не искусство, то Сказка точно.

З.Ы. Если лень читать или "западло" читать сказку, хотя бы цитаты оттуда посмотрите. Может это заставит вас передумать или задуматься

Прочитано Ленусом Необыкновениусом в рамках "Долгой прогулки -2018" в нестройных рядах команды "Тараканы". Еще один год подходит к концу, было много разного: дедлайны, отчеты, боль, страдания над мертвыми или не очень, рисование, паника и пинки от Ами, юбилей, вызовы себе и другим, мы видели мир и в черном и в розовом цвете. Но мы доползли, а значит все не зря! Спасибо, девчат.

Комментарии


<3 тебя
Палатник однажды - палатник навсегда! Люблю, любовь и поцелуи смайлики гифки анимации