Больше рецензий

20 декабря 2018 г. 11:12

177

4

Есть такая фраза у Пруста: «Счастье очень редко прилетает именно к тому желанию, которое его призвало».
Ф. Саган

Что нужно человеку для счастья? Первыми в жизни каждого из нас ответ на этот вопрос дают именно сказки. Пошел искать красавицу, не умер по дороге, да еще и золотишка нашел – счастье. Не было детей, не было, а потом вдруг стало – счастье. Всю жизнь жил/жила в сирости и убогости, а потом женился/вышла замуж на/за принцессе/принца – счастье. Мы с младенчества усваиваем эти нехитрые формулы счастья: потерять - найти, испугаться - победить страх, жить в неволе - освободиться. Наверное, в этом и состоит диссонанс нашего восприятия сказок (как универсального алгоритма) привычных и современных. Сейчас речь не идет об аутентичных историях, наполненных страхом и жестокостью – мало кто рос на них, поэтому оставим их в стороне. Я говорю о среднестатистической сказке, к которой привыкло большинство – где добро всегда побеждает, причем делает это линейно.
Ощущение, сходное с «Детьми стеклодува», я могу припомнить только от «Мальчика-звезды». Мне было совсем мало лет, и это был первый опыт сказки, где не все закончилось хорошо. Да еще и преемник его оказался тираном. Как такое возможно и где же всеобъемлющая победа добра? Примерно этот же вопрос возник и с книгой Гриппе. Наверное, все дело в эффекте «сказки» - ты настраиваешься на то, что все будет хорошо, а когда погружаешься, группироваться, чтобы принять удар, уже поздно.
Впрочем, технически все действительно закончилось хорошо – счастливая семья воссоединилась, и дети не вспомнили ни о похищении, ни о своей жизни с похитителями. А вот читатель в промежутке между зачином и финалом погрузился в кошмарный мир, где сбываются все мечты – вот только счастья они не приносят. Насколько под силу ребенку понять этическую проблему, поднятую в книге, я не знаю – вероятно, это все-таки сказка для взрослых. С надеждой на их осознанность и восприимчивость. А иначе это просто грустная история о несчастных людях, извращенные представления о счастье которых делают несчастными и их самих, и тех, кто попадет в их нездоровую атмосферу.
Сказка оставляет после себя слишком много вопросов – для сказки. Помимо классической слезы ребенка, которой не стоит ни одна гармония в мире, это и более частные. Например, где проходит граница между нравственным и безнравственным на пути исполнения человеком своих желаний? Можно ли осчастливить другого против его воли? Если самореализация делает несчастными твоих близких, стоит ли отказаться от себя? И самый любопытный: что же по итогу эмоционально окупается – самоотдача другим или жизнь для себя?
Гриппе, как мудрый сказочник, умалчивает о самом главном – как же было правильно? Да и важно ли это, если все и так закончилось хорошо? Вот только дело в том, что добрых старушек, выручающих из сложных ситуаций, на всех не напасешься. А людей, которые слепо верят во всемогущество сбывшейся мечты, наоборот. По сути, книга призывает к бдительности. Ведь каждый человек о чем-то мечтает. Поэтому будьте осторожны – вдруг и вы попадаете в радиус действия чьей-то мечты.