Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 ноября 2018 г. 16:29

1K

3.5

Вообще-то я не любитель исторических детективов, но в этом что-то такое было, что меня зацепило - нечто «атмосферное»: не столько в смысле передачи исторического духа Швеции XVIII века (это само собой разумеется), сколько в воссоздании тягостных эмоциий, которые сопровождают физические и психологические мытарства практически каждого из персонажей, один из которых смертельно болен, другой - инвалид, третий мучает и калечит человека, а потом, будучи не в силах вынести тяжести вины, заканчивает свой земной путь самоубийством, четвертая подверглась издевательствам, пятый ненавидит всех с детства и паранойяльно подозревает в злых умыслах… От книги остается мрачное, траурное чувство, а описанный автором мир воспринимается не как шекспировский театр, где люди все – актеры, а как кладбище, война или переворот с тяжелыми последствиями. Все очень брутально, холодно, дико и пьяно, но вполне соответствует тому факту, что книга стала бестселлером в Швеции: в моем понимании она очень соответствует скандинавской ментальности - и современной и, вероятно, исторической.

Довольно интересная идея скрестить в одном 1793 году много событий и судеб воплощена автором в истории раскрытия тяжкого преступления: из реки выловлен труп, у которого нет конечностей, языка и глаз. Но суть – не в поиске убийцы, а в своеобразной операционализации исторических контекстов: через призму детективного сюжета автор, как в лупу (о чем сам и сообщает в послесловии), смотрит на исторические события, происходившие в Швеции и во Франции – тогдашнем историческом мейнстриме. Мне показалось, что в декорациях XVIII века автор не только разместил весьма актуальный сюжет и героев, чьи маски, выходы и уходы есть проекции современных типажей, но и сделал это в новейшей литературной стилистике, когда раскрыть преступление помогает не столько блестящая дедукция или особые техники расследования, сколько цепочка случайностей и совпадений, из-за чего сам детектив и не воспринимается как детектив.

Конечно, не обошлось без чернухи (вылизывать чьи-то грязные сапоги, есть собственные испражнения, скармливать отрезанные конечности собаке и пр.), что тоже, как видно, – примета сегодняшнего времени (чем нас уже можно реально шокировать?), но к середине романа к этому более чем привыкаешь, особенно если раньше был натренирован триллерами Ж.-К. Гранже или Ф. Тилье. Но в целом сюжет показался мне довольно простым и наивным, запутанной многоходовки не получилось. Никто из героев не удивил воображение: туберкулез или деревянный протез, пьянство и грязь, нищета и неустроенность как-то помешали мне оценить их глубокий внутренний мир.

Не знаю, насколько авторская история отвечает исторической правде, но во всяком случае, написана с увлечением и читается неплохо, может быть, как раз потому, что нет ничего нового под солнцем, и сюжет легко распознаваем. Не скажу, что книга привела меня в читательский восторг, но до самого конца я сохранила напряжение и намерение узнать, чем же дело кончится (в моем случае оно было связано с ответом на вопрос: доживет Сесил Винге до конца или нет). Не уверена, что не зря потратила время на этот историко-детективный опус, но и не жалею об утрате двух ночей, отданных чтению. Не стану никому рекомендовать ни автора, ни его дебютное произведение, но, если случится увидеть «1793» у кого-то в руках, внимательно к нему присмотрюсь, потому что эта книга – весьма на любителя.

Комментарии


меня эта книга поставила в тупик. непонятно, как оценить. вроде, в ней много такого... прям сериального, игра на самых примитивных эмоциях. но написано хорошо, переведено хорошо. и вряд ли, конечно, средневековые люди могли именно ТАК думать, рассуждать, осознавать себя, как человек теперешний. но остальное все явно исторически правдиво.


Согласна. Читается, вроде, хорошо, и мрачноватой, ещё отдающей чем-то архаическим, первозданным, атмосфере после исторических книг Ж. Ле Гоффа, Ф. Арьеса, К. Гинзбурга или А.Я. Гуревича хочется верить, но одновременно понимаешь, что это -более чем современная реконструкция, свободное авторское моделирование тогдашней ментальности. :)


А у меня что то не состыковывается.Если герой так тяжело переживал это предательство, то он сам должен был привести приговор в исполнение.он же монстр, тяжелое детство и все такое..а он нанимает другого человека и при этом даже не следит за процессом.в чем удовлетворение? его жертва, наоборот, судя по характеру и роду деятельности должен быть гибким и поддатливым человеком, а он проявляет недюжее упорство и несгибаемость в глотании этого перстня.ради чего? чтобы отомстить, но он и сам вроде как не так уж и чист, мстить тому, кого предал и перед лицом смерти?


Да, меня это тоже слегка смущало, но я обычно в процессе чтения как-то соглашаюсь даже с не всегда логичными действиями персонажей. Ведь такими их придумал автор, и они в каком-то смысле могут быть несколько непредсказуемыми, как и все мы. :)