Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

5 ноября 2018 г. 20:19

3K

4

Пожалуй, если избегнуть лишних предисловий, то эта книга одна из самых интересных и легкочитаемых биографий, несмотря на масштаб личности, о которой здесь идет речь, и собственно на историю его жизни, состоящую из такого количества мук и страданий, что оставаться равнодушным и не испытывать чувства жалости и сострадания к чужому несчастью просто невозможно.

Я редко когда испытываю трудность в прочтении романа в связи с затронутыми в нем темами: война, холод, голод, издевательства и лишения не становятся для меня поводом для отказа от чтения. Но тут мне порой было физически тяжело читать биографию человека/ писателя, произведения которого то становятся любимыми, то еле осваиваешь, из-за того, сколько ему пришлось вынести, но при этом не озлобиться, не потерять веру и любовь к жизни, к концу её практически став пророком для себя.

Проделанная работа А. Труайя поистине впечатляет. Он скрупулезно реконструирует жизнь своего героя даже не с младенчества, а намного раньше, немного рассказывая о предках писателя по отцовской линии, давая тем самым увидеть корни того, откуда формировалась порой нелюдимость, замкнутость, сосредоточение на внутреннем мире, склонность к меланхолии, усугубленные в детстве влиянием деспотичного отца.
При этом автор уделяет одинаково равное внимание как фактам биографии писателя, так и его внутреннему миру, стремясь как можно полнее передать его чувства и эмоции на каждом жизненном этапе, давая выдержки из писем его и его окружения. От этого биография только выигрывает, становясь поистине романом о жизни и произведениях Ф. М. Достоевского , которым здесь тоже уделено много внимания.
Все основные вехи его творчества рассмотрены поэтапно, основательно и с подробной остановкой на сюжетных перипетиях самых значительных романов, начиная с «Бедных людей» , после которых о нем заговорили как о новом таланте и звезде на писательском небосклоне России и заканчивая «Братьями Карамазовыми» , явившимися вершиной творчества писателя, вложившего в них все свои основные мысли, неоднозначные вопросы, волновавшие его и требующие поисков ответа.

Читая биографию писателя, состоящую преимущественно из страданий и испытаний, выпавших на его долю, хоть на чуточку приближаешься к пониманию той удушающей и мрачной атмосферы (по крайней мере, для меня точно), которая сопровождает большинство его произведений.
Трудный характер отца, ранняя потеря матери, разлучение с братом Михаилом в юности, с которым они особенно были близки, чудовищная имитация казни петрашевцев, среди которых был и Федор Михайлович , каторга, неудачи на личном фронте, следующие одна за другой, сложности в установлении дружеских связей и отношений из-за мнительности, подозрительности, замкнутости... Но именно эти обстоятельства подтолкнули его к истинной вере, которая стала для него той необходимой и поддерживающей силой, помогавшей не впасть в отчаяние в самых ужасных положениях нищеты, отказов издательств и оплаты по гораздо меньшей стоимости листа, чем, например, у того-же И.С. Тургенева , который порой выглядит этаким сытым барином, позволяющим судить себе о мере чужих страданий. Помимо него, упоминаются и другие писатели России, известные всему миру: Н. А. Некрасов , Л. Н. Толстой и , конечно, А. С. Пушкин , которого Федор Михайлович очень любил, уважал и чью гибель воспринял как личную трагедию.

Данную книгу можно рассматривать как биографию великого человека, как попытку заглянуть в его внутренний мир, полный духовных поисков, борьбы с терзавшими его демонами ( он длительное время, например, боролся с игроманией, но в то-же время находил в ней источник дальнейшего вдохновения для создания своих произведений, прославивших его имя), как пути обретения Веры через страдания, как возможности приблизиться к пониманию и осмыслению его произведений. Любое из предложенного будет верно и возможно, но только при условии если не любви к нему, то желании понять и принять его как человека и писателя, на мой взгляд.

Четыре сезона. Осень в карманах. 2018.
"Урок литературоведения". Урок №68
Школьная вселенная. Одиннадцатый учебный год

Ветка комментариев


О ней, о Марии...
Будешь защищать?))


буду))
не понравилась она мне совсем. Искала как получше устроиться, да истерики закатывала. Не захочешь -сбежишь...(


Это ты про : «Зря я вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее»?
Но от умирающей то совсем не комильфо...


ну она-же ему каждый раз говорила об этом, когда ссорились...И только увидела его в приступе, отвращение стала испытывать...Но доходами его пользовалась, равно и положением мало-мальским...

Но от умирающей то совсем не комильфо...

тут я согласна, но в этой книге не было этой информации..(


Типачная ситуация семейной жизни)) "Я отдала тебе лучшие годы...", " "Эх! Не слушалась я мамы..." по глупости они поженились, по его глупости в основном.
А о том, что он вступал в связи женатым постоянно упомянули надеюсь?) дело впрочем даже не в том, что вступал, а то что делал он это по дурацки, не скрывая, отягчая всякими некрасивостями...


Типачная ситуация семейной жизни))

нет)) давай согласимся, что не каждая бросает это в лицо мужу, если были и есть чувства теплые. Это при полном и изначальном их отсутствии)
Я тебя разочарую, но нет, не упоминали...Вот вливаешь мне еще черных красок, да побольше...)


Я как раз это и имею в виду) когда выходят "без расчёта") ну ты понимаешь о чем я ... когда чужой тебе человек, когда нет общего ничего и т.д.
Прошу простить))) но так и есть.

спойлер
про Аполлинарию вообще бееее... Она от него сбежала с любовником, потом они расстались и она Ф.М. душу изливала, с подробностями плотскими, и таскала его на бульвары гулять , в надежде на встречу...ну и далее в том же духе. И деньги он у Анны тырил на игру, а ей вообще как хочешь выкручивайся. И постоянно нищета на пороге!
свернуть

все понимаю, согласна, а про Апполинарию и их связь даже и вспоминать не хочется....(( беее...Как уж говорила, такую зависимость надо сразу рвать, без предисловий


Больные отношения, которые устраивали обоих... Это я так думаю) нам просто не понять. Вот потому я и говорила, что он культивировал вокруг себя подобное, возможно так ему было необходимо для творчества. Вот оно же у него ( после перелома) все такое - болезненное, зябкое, затягивающее...с самобичеванием, поиском, отчаянием, сумасшествием.


Ну да, у одной выгода, у другого топливо для творчества...
А Бедных людей ты читала ?


Ещё по школьной программе) У нас преподаватель по литературе всегда говорила :" Достоевского с Бедных людей начинать! "


Какая-то у тебя была другая школьная программа)))
И ты сменила аксессуар)) тебе идет))


Что поделать)) у меня она такая ....древняя ;))
Сиреневый бант под настроение)


Да не такая уж и древняя))
Сиреневый это хорошо или не очень значит ?)


А он просто сиреневый)) для разнообразия.


а симпатишно))


В реале не мой цвет)) но хоть так похожу.


а в реале более теплые цвета ?)) помню, у тебя шарфик яркий был)


Скорее нейтральные, у меня с возрастом поменялась контрастность, волосы стали чуть темнее)