Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

5 ноября 2018 г. 11:14

2K

4.5 Одержимость мерцанием света

Лампомоб-2018
12/13

Те, кто меня действительно хорошо знает, были сильно удивлены, когда узнали, что я читаю "Киноманию". Да больше того, они даже от сочетания я и Мариша Пессл пришли в замешательство. Хотя Мариша - это было для разгрузки мозгов, детективно и триллерно, вполне себе подходит для ноября, когда мне уже пора отдохнуть от серьезных книг, и развлечь уставшую голову. :)
Как выяснилось при беглом просмотре внезапно возникшей из-за ДП кучи рецензий, многие от "Киномании" ожидали того же - кинотриллера, ну на худой конец конспирологического детектива, а оказалось всё много хуже/много лучше по-другому.
Для меня это было какое-то странное время - чтение "Киномании". Дело в том, что жизнь его главных героев настолько не соответствует мне сегодняшней, что я периодически ловила себя на ощущении, будто читаю книгу об инопланетянах. :) Потому что я уже лет десять фильмы практически не смотрю (иногда только что-то почти случайно пересматриваю), и вообще визуальных кинообразов стараюсь всячески избегать. В этом нет какой-то специальной идеологии, а если даже и есть, то я не задумывалась, какая именно - просто так сложилось. Кино отнимает слишком много времени из моей жизни и требует слишком много внимания. Мне и того, и другого, похоже, просто жаль. Да, кино само по себе может дать человеку многое, помимо простого времяпрепровождения, но я, видно, в юности вобрала в себя максимум необходимого, а излишнее потреблять не хочу.
Вот потому я читала не книгу о реальной и вымышленной истории кино, не производственный роман о процессе создания кинопродукции и технических особенностях этой деятельности, и уж тем более, не конспирологический опус о розенкрейцерах/тамплиерах/манихейцах/катарах/сиротках бури. Я читала историю человека, роман, наглядно демонстрирующий не только этапы взросления (именно первая его часть мне понравилась больше всего), но и последовательное саморазрушение героя, который превратил в Idée fixe своё юношеское увлечение. Впрочем, любое зарождение интереса всегда увлекательнее состоявшейся одержимости. И для меня было главным огорчением романа осознать, что Джонатан так и не вырос из Макса Касла, так и закопался в нескольких сохранившихся его лентах, посвятив ему не только начало своей творческой деятельности (кстати, всегда восхищалась тем, как студенты выбирают в американских университетах темы своей научной деятельности - никаких формальных рамок), но и став в итоге настолько узким специалистом, что его местом в науке можно определить разве что щель в стене, а не полку в кинохранилище. *Кстати, забавная вещь, сейчас поймала себя на том, что пытаюсь написать "в книгохранилище" - не хочет голова моя анализировать кино, упорно не хочет. :)))*
В общем, я снова готова признаться, что прочитала какой-то совершенно другой роман, а в неоднократно отрецензированной внимательными читателями "Киномании" Теодора Рошака ничего не поняла. Потому что в работе фликера, когда покадровое мерцание света и тьмы превращает происходящее в некое подобие нереальных событий (с юности помню этот жутковатый эффект - у нас его использовали на дискотеках), я в этом романе в светлых кадрах поймала грустную историю возникновения и развития одержимости в отдельно взятом американском юноше, творческие метания еще одного одержимого человека - того самого немецкого эмигранта Макса Касла, а также размышления о природе и значимости ста лет киноискусства - о его немом детстве, веселой музыкальной юности, о нуарном и драматичном взрослом периоде, о странном упадке пожилого и старческого периода - о концентрированности на собственной сексуальной состоятельности, о желании нравиться, о продажности и об одиночестве...
Минусов, то есть темных кадров в этой истории достаточно. Я не стану даже останавливаться на всей этой религиозно-конспирологической составляющей - эти темы в литературе я едва переношу, но благодаря Робу Бразертону теперь с куда большей терпимостью воспринимаю само возникновение теорий заговора, а вот чисто технически идея интеллектуального воздействия на человечество силой только киноискусства выглядит довольно жалко. Наше любимое человечество с куда большим умением занимается саморазрушением всё время своего существования, но за это время себя не то, что не уничтожило, а увеличило многократно.
И все-таки мысль создать продукт для массового потребления, который, исподволь воздействуя, донесет до конечного потребителя главную для творца идею, та мысль, которая связывает Саймона Данкла с его зрителями и Теодора Рошака с его читателями - весьма неплоха. Именно благодаря этому большое число пытливых и вдумчивых читателей, прочитав этот толстенный роман, бросились изучать основы мировоззрения Рошака, историю кино или его отдельных направлений, а также идеологию катаров, альбигойцев и других еретических религиозных групп.
А коварно почти не захваченная воздействием интеллектуального бестселлера я просто взялась за другую книгу, оставив себе пометку когда-нибудь, при случае, пересмотреть повнимательнее "Гражданина Кейна" и "Детей райка". И то не факт, что руки дойдут... :)

Книга прочитана в рамках Лампомоба-2018 по совету alsoda .
Даниил, спасибо большое за совет. Читала (и частично слушала) эту книгу довольно долго, вспоминая весь свою юношеский опыт кинозрительства, получила большое удовольствие от большей части написанного, и была немало озадачена невероятным количеством внезапно возникших рецензий - оказывается, она была бонусом в Долгой прогулке этого года.
За новым советом приду уже скоро, в декабре. Надеюсь, традиционно не откажете. :)