Больше рецензий

el_lagarto

Эксперт

такой себе гуру

1 июня 2011 г. 16:13

645

3

Не хотела сначала писать рецензию на эту книгу, как и на все из курса университетской литературы вообще, но, послушав отзывы своих однокурсников, призадумалась.
Итак, перед нами история нескольких поколений целого клана Форсайтов (это только первый том трилогии) - предпринимателей, богачей, собственников. Некоторые мои знакомые сравнивают эту книгой с "Войной и миром", с чем я не совсем согласна. Если уж сравнивать (если такое сравнение с Толстым вообще возможно, уж сильно отличаются английский и русский национальные характеры), то это, скорее, "Анна Каренина". Интрига в центре повествования примерно та же: молодая женщина, Ирэн, вышла замуж за Сомса не по любви, через год их совместной жизни окончательно разочаровалась в браке и завела интрижку с молодым архитектором.
Первая особенность этой книги - просто колоссальное количество персонажей. Только в этом томе действуют три поколения Форсайтов, причем в самом старшем - целых десятеро: шесть братьев и четверо сестер. Зачем нужно было вводить стольких действующих лиц, если более-менее прописана только половина? Основное внимание уделяется, конечно, в первую очередь Сомсу и Ирэн, также достаточно интересно читать о Старом Джолионе, его сыне и внучке Джун (вот эта сюжетная линия мне понравилась: история о древнем-древнем старике, который еще не торопится умирать и пытается вести насыщенную жизнь, но при этом испытывает одиночество и готов из-за этого пересматривать свои жизненные взгляды - здесь действительно есть над чем подумать, начиная с внутрисемейных отношений и заканчивая прощением).

Но основная линия - честно - ставит меня в тупик.
Может, я просто не понимаю отношений того времени.
Может, я просто смотрю на все с позиций современного человека.
Может, сыграл свою роль мой не самый женственный характер.
Но есть персонажи, чье поведение я просто не в состоянии понять. Например, та же самая Ирэн. Многие восхищаются ей, так как она красива, изящна, утонченна, обладает красивой фигурой, да что там - на нее просто смотреть приятно. Как пишет сам автор, это женщина, "рожденная, чтобы любить и быть любимой". Но на этом характеристика Ирэн заканчивается. Все! Ни ее мысли, ни ее эмоции, ни идеи нигде больше не упоминаются. Создается впечатление, что эта женщина какая-то пустая внутри. Вот красота есть, а больше ничего. Что заставило ее выйти замуж за Сомса после года упорных отказов? Это читатель должен додумать сам. Деньги? Но в конце Ирэн уходит от мужа, не взяв ничего из его подарков. Или это просто такой красивый жест?
В любом случае, у меня после прочтения возникла ассоциация, что Ирэн - редкий комнатный цветок. Такой, за которым ты ухаживаешь-ухаживаешь, пылинки с него сдуваешь, показываешь друзьям и при этом хвастаешься "посмотрите, какая у меня редкая диковинка, ни у кого такой больше нет", а он тебе в ответ - ноль. Но, возможно, таковы все красивые женщины.
Сомс Форсайт - персонаж более сложный и противоречивый. Может быть, он задумывался как жестокий муж, тиранящий и принуждающий жену, но мне он таковым не показался. Вернее, показаться-то показался, но за этим явно есть что-то еще. Он, как это ни странно, действительно любит Ирэн, просто делает это в своей форсайтовской манере: считая ее собственностью и ценным приобретением. Но любит. И искренне страдает, когда понимает, что его жена связалась с другим. Но, возможно, ему просто не хватает мудрости Старого Джолиона, который, будучи в молодости таким же Собственником, смог пересмотреть свои взгляды, сделать великодушный шаг и вернуть сына обратно в семью. Но такое понимание приходит с возрастом. И одиночеством.

В итоге книга оставляет противоречивые впечатления. Джолиона слишком мало, Ирэн слишком много. И самое обидное, что и сказать-то о ней особо нечего... Все самое важное о ней вспоминает Сомс. Автор же взял пару изящных сентенций о любви - не спорю, действительно изящных и остроумных - и разбавил их водой и постоянно повторяющимися описаниями ее неземной красоты.

Ветка комментариев


почему не знаем? знаем. там сказано, что в ней сомс нашёл союзника, когда ухаживал за ирэн. я думаю, можно представить, чем этот союз обернулся для девушки. ещё, кстати, где-то в первой половине книге сказано о том, что сомс понимал, что согласие ирэн вырвал в минуту её слабости, когда обстановка дома довела её до отчаяния. не без помощи достойной женщины, надо думать.

я тоже не могу сказать, что ирэн мне симпатична. я просто не согласна с вашими претензиями к ней. в предисловии к книге сам голсуорси даёт ключ к понимаю этого образа:
Но эта длинная повесть не является научным исследованием какого-то определённого периода; скорее она представляет собой изображение того хаоса, который вносит в жизнь человека Красота.

Образ Ирэн, которая, как, вероятно, заметил читатель, дана исключительно через восприятие других персонажей, есть воплощение волнующей Красоты, врывающейся в мир собственников.

Было замечено, что читатели, по мере того как они бредут вперёд по солёным водам Саги, все больше проникаются жалостью к Сомсу и воображают, будто бы это идёт вразрез с замыслом автора. Отнюдь нет. Автор и сам жалеет Сомса, трагедия которого – очень простая, но непоправимая трагедия человека, не внушающего любви и притом недостаточно толстокожего для того, чтобы это обстоятельство не дошло до его сознания. Даже Флёр не любит Сомса так, как он, по его мнению, того заслуживает. Но, жалея Сомса, читатели, очевидно, склонны проникнуться неприязненным чувством к Ирэн. В конце концов, рассуждают они, это был не такой уж плохой человек, он не виноват, ей следовало простить его и так далее. И они, становясь пристрастными, упускают из виду простую истину, лежащую в основе этой истории, а именно, что если в браке физическое влечение у одной из сторон отсутствует, то ни жалость, ни рассудок, ни чувство долга не превозмогут отвращения, заложенного в человеке самой природой. Плохо это или хорошо – не имеет значения; но это так. И когда Ирэн кажется жестокой и чёрствой – как в Булонском лесу или в галерее Гаупенор, – она лишь проявляет житейскую мудрость: она знает, что малейшая уступка влечёт за собой невозможную, немыслимо унизительную капитуляцию.


В моей рецензии с самого начала было заявлено, что мое понимание Ирэн вызвано тем, что я современный человек и что именно из-за своего характера я не могу понять и тем более примириться с ее отношением к жизни. Мне - как человеку с другой точкой зрения - непонятно ее поведение. Имею же я право не любить какого-либо персонажа? Я же не навязываю свою точку зрения вам или кому-либо другому.


ох. я не пытаюсь вам навязать свое видение образа ирэн - оно тоже довольно шаткое - просто стараюсь обратить внимание на то, что сам автор говорил о своей героине. мне мнение того, кто придумал её, кажется довольно важным. если его не учитывать, зачем вообще книги читать?


Автор нигде не говорит, что я должна любить Ирэн или понимать ее образ однозначно, именно так, как он саказал, - в том-то и прелесть книг. Разве автор пишет для одной конкретной трактовки? То есть понимайте только так и никак иначе?
Как Красоту я Ирэн в книге увидела. Но эта Красота облечена в человеческую плоть, значит, наделена и всеми человеческими слабостями.
И, кстати, в моем издании нет этого предисловия. Видимо, англичане разрешают читателям понимать книгу, как они того хотят)