Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

31 октября 2018 г. 09:19

4K

4.5 Не быть мухами

- У нас будут правила. Много всяких правил. А кто их будет нарушать.
- Ура!

Я оставила ее в проданной квартире. Маленькую красную в мягкой обложке. Запредельное количество коробок, набитых книгами, (хотя считала, что бумажных дома почти уже не осталось), вывезла. Не «Повелителя мух». Моя главная страшилка. Не в том смысле, что опасалась читать эту книгу, боясь разочароваться в людях вообще и детях в частности. О том, что дети могут быть жестокими маленькими тварями, которые с не меньшим упоением, чем взрослые, травят слабого, знаю. Как знает каждый, кому довелось работать с детьми и растить своих. Да всякий, кто не забыл собственного детства. И не оттого не брала, что душевная организация чересчур тонка - вывести из равновесия меня довольно легко, но годы практики развили психологический аналог ваньки-встаньки – качнувшись, скоро восстанавливаюсь. Не в случае Голдинга. С «Повелителем мух» все по одному сценарию: возьмись уже и прочти, книжка-то хлипкая, три странички; все, кто есть кто-то, имеют представление, чем ты хуже? Беру, открываю, читаю первые строчки, волна физического отвращения накрывает с головой, закрываю, убираю на полку. Проходит год, два, три, повторяю попытку. Результат тот же.

Попыталась было преодолеть идиосинкразию к Голдингу , подобравшись с другой стороны. Честно отмучила «Шпиль». Не получив ни малейшего удовольствия; не поняв и не приняв героев. идеи, философии. Убедилась: не мой автор. Но вот сегодня снова зашла речь. Да додави ты уже эту тварь, - думаю. И пошла давить. И сделала. Без радости, без удовольствия, но и без прежней тошноты. Просто теперь это есть у меня. Читая «Улисса» сравнивала книгу с «Феррари» - слишком роскошно, нефункционально, избыточно, дорого в обслуживании, но обладание вводит в круг интеллектуальной элиты (не без некоторого выпендрежа). «Повелитель мух» ментальный аналог полароидного фотоаппарата: было время – каждый дом озарял вспышкой, делал пугающе скорые и точные снимки, но теперь пользоваться нельзя, а выбросить рука не поднимается, только место занимает, пыль собирает, да служит живой иллюстрацией бренности всего в подлунном мире.

Не идеализируя род человеческий, не считаю однако, что люди, будучи предоставленными себе, в условиях свободы от недреманного ока государства, непременно скатятся к каннибализму. Тут начальный посыл гнилой, от него все идет. Смотрите, вы себя с кем соотносили, читая? Я ведь не ошибусь, если скажу, что все с Ральфом? Тогда вспомните первую сцену. Знакомство с Хрюшей. Кто из вас, оказавшись после крушения мира даже и в тропическом раю, но одиноким и потерянным, и встретив другого человека, станет с садистским наслаждением раз за разом называть его прозвищем, которого просил не упоминать? Да, Ральф воплощение витальности, он независим, уверен в себе, бодр, энергичен и одним своим присутствием вселяет в окружающих оптимизм. Только он изначально с говнецом. И это лучший из персонажей, что уж говорить об остальных.

Неглупый Хрюша, для чего он начинает знакомство с такого проигрышного шага? Допускаю в Меридью особую антихаризму, зло энергично и уверено в собственном праве подчинять, а люди в массе инертны и охотно делегируют право руководить собой харизматическому лидеру. Но в жизни всегда есть молчаливое и далеко не такое податливое большинство. Может быть я законченная идеалистка, но если бы род человеческий был так плох, каким его описывает сэр Уильям, мы с вами не читали бы теперь его книжку, а перебили и сожрали друг друга, не успев выйти из пещер. Есть добро. Есть Бог, есть мировой разум. Называйте, как хотите. И люди, по большей части, открываются ему. Потому что моральный закон внутри так же естественен, как звездное небо над головой.

С благодарностью sq

Комментарии


Потому что моральный закон внутри так же естественен, как звездное небо над головой.

Тут нельзя не вспомнить Вааля с его «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов» или нашего Дольника "Дитя биосферы". Быть добрым - выгодно для выживания вида.
Да и практика показывает, что как правило в реальных ситуация получается половина на половину, как в жизни.
Мне кажется Голдинг специально утрировал и ужесточил. Как пишет Вики
Роман был задуман как иронический комментарий к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна (1858) — приключенческой истории в жанре робинзонады, где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии.
возможно он перегнул с иронией конечно. Хотя учитывая, что творилось в частных школах для мальчиков начала 20 века в Англии, кто его знает.


Какой ты умничка, Вить, класс! В комментарии все, чего не хватало для законченности моему отзыву. А Голдинг не любил "повелителя" и стыдился его. Наверно неслучайно.


Не смущай, но я рад, что пригодился)))


Это искренне.


Когда читал ПМ - думал что это какой-то фанфик на Киплинга, и на ту литературу, которую он породил. Думаю, это понимал и сам Голдинг. Мне в этой его книге не хватало именно психологической достоверности. Для его времени это немудрено, конечно, но были писатели, который попадали точнее.


В истории создания романа есть то, что он задумывался в качестве пародии на "Коралловый остров" Баллантайна, который, вы совершенно точно почувствовали, был насквозь "правь, Британия, морями!" - в сути та же философия, которую проповедовал Киплинг. Респектую, я этих вещей не уловила, когда читала, хотя теперь ясно вижу их проявление во всем, начиная от уверенности ральфа в том, что их, конечно же, спасут - не могут не спасти; Меридью. который выстраивает детей клином и заставляет маршировать. И там масса еще деталей.


Мне именно поэтому книга не понравилась. Я ее низко оценил в свое время, и очень недоумевал относительно восторгов.
Может просто литература "проявления звериной сути человека" шагнула далеко вперед, и Голдинг уже кажется наивным в этом отношении...


Я как-то про звериную суть человека, Бог миловал, почти не читала. Может это вне сферы моих интересов, но теперь и в голову ничего не приходит столь же радикального, как ПМ, а к этой книге долго отвращение, прямо физическое, было. Несмотря на превосходную аттестацию Стивена Кинга, который мое все.


Ну Кинг, который мне тоже импонирует, давно использует прием "хвалить все и всех" - даже свои откровенно ужасные экранизации, типа "Темной башни", на момент выхода он старается хвалить.


Основная концепция Кинга "простые люди в непростых ситуациях" Кинг величайший гуманист из возможных, особенно учитывая тот специфический жанровый срез, которому он посвятил свой талант.
Что до экранизации Башни, я не считаю ее провальной или катастрофической. Это совершенно непростое для экранизации произведение, "Стрелок", чего стоит один только перебитый до последнего человека городок Талл. А аборт, который Роланд произвел тучной проповеднице посредством своего револьвера вы как бы сняли и как объяснили зрителю. склонному терять самообладание даже от ПМ?

Я не говорю, что «Стрелок» плохой роман, Кинг в моей личной табели о рангах безоговорочный гений и перечтя книгу четырежды, понимаю — это хорошо. Но зрители, которые не замечены в том же уровне фанатизма, не поняли бы, воля ваша. А после первого раза я плевалась, ненавидела Роланда и нипочем не стала бы читать «Извлечения троих», когда бы не любовь к Стивену Кингу. Потому, сценаристы сделали правильно, перекроив сюжет почти до полной неузнаваемости, но оставив в неприкосновенности нечто более важное — дух книги, ее внутреннюю энергию, миссиональность и пафос.


Сама концепция снимать огромную серию в формате фильма - ущербная. В любом случае бы вышла "по мотивам" - так что я думаю, что не надо было и ввязываться в это странное мероприятие. Другое дело - кто ж откажется от голливудской экранизации? Боюсь только что она может серьезно подорвать интерес к сериалу, если он все-таки выйдет.


У ТБ очень непростая судьба. И там ведь какой камень преткновения основной? Правильно. Сюзанна. Все, что не она, описанная Кингом, будет компромиссом и "по мотивам". А безногой чернокожей актрисы такого уровня таланта, такой харизмы, такой энергетики просто не существует.


А я бы не отказывался от мысли, что ТБ должна быть анимирована, а не снята. Все эти картонные декорации немного вгоняют в тоску - а анимационный сериал такого уровня по такому материалу двинул бы всю индустрию.


Ab-so-lu-tely!


Моральный закон в человеке есть. Если этот человек -- Кант, например.
Я неоднократно наблюдал строительство первобытных иерархий в изолированной мужской компании и могу точно сказать, что без мудрого вожака, следующего правильному моральному закону, иерархия выйдет именно такая, которую показал Голдинг.
Добро, Бог и мировой разум спасуют. Восторжествует стая павианов.
Эксперименты типа проведённых Зимбардо это убедительно подтверждают. Жаль, что Кант о них не знал. Гоббс тоже не знал, но предвидел :)


В таком случае, просится мысль, что разбавлять мужское общество женским неплохая идея. Социум острова состоит исключительно из мужчин, может быть потому он безнадежен?


А если добавить женщин как цель и средство он станет еще опаснее для жизни.
А вот если королеву муравейника, тогда совсе другой коленкор!!!)))


А вот если самку тарантула - так вообще другой коленкор)


Ну зачем так радикально-кровожадно? ))


Н-ну, это в качестве примера, что отношения могут по разным схемам строиться.)


Ага, отчекрыжить маникюрными ножничками причинное место под самый корешок? Как елочку.))


И кто из нас после этого кровожаден?)


Самое ценное у человека – это жизнь,
а все остальное вполне заменяемо.)


Тоиссь, если кому открутить голову и на ее место приставить плафон, то можно разницы и не заметить?

А внутре у ей неонка

Как-то в отрочестве дворничиха-узбечка тщилась обяснить мне насколько я не прав, объясняя ее любимому дебилу, что он в свою очередь не прав, единственно понятными тому средствами.
Лучшим в ее исполнении было: Ты, ... столб с радиоприемником../непереводимые идиоматические выражения/..!
Потом меня осенило - это единственно верный способ нахождения вблизи женщины в режиме ора.
Один из лучших моментов моей жизни.)))


Сложная какая синтаксическая конструкция.
А про режим ора. Я, знаешь, подумала. что есть, конечно, хабалки, которым включение в этот режим - одна из главных радостей жизни, но от таких
просто держаться подальше и никаких проблем с ними. А нормальная женщина кричит тогда. когда она исчерпала остальные способы убеждения, это жутко неприятно и мука мученическая, и близкими должно быть воспринято. как тревожный сигнал с немедленной реакцией по типу "я тебя услышал". А если тупо отключаться и пережидать этот момент, как ливень, ничего хорошего для участников из этого не выйдет.


Нет вполне допустимая, хотя и несколько неожиданная применительно к человеку. Смотри стиралка в режиме отжима, магнитофон в режиме воспроизведения. То есть упор именно на состоянии без малейшей индивидуальности. Мы не можем сказать, без того, чтобы читатель не споткнулся "Романтик" в режиме записи. Согласна?
То же и про женщину.

А нормальная женщина кричит тогда. когда...

Нет Май, не так. Мало того, что причин почему кричит нормальная женщина далеко не одна, но и назвать нормально развитой по части эмоционального интеллекта женщину, именно истерика последнее средство убеждения я тоже отказываюсь.

Мужские реакции тоже depend on.


Страшно представить, что было бы, если бы в компанию этих невинных младенцев затесалась девушка или бабушка :)))
Думаю, Голдинг рассматривал такую возможность, но в последний момент струсил. Зря, я считаю. Накал страстей был бы ещё сильнее.


А вы ведь озвучили ситуацию, которая есть в мировой литературе: остров, мужское общество, молодая девушка, которую они, к тому же, называют мамой.
картинка majj-s


Не читал, не смотрел :(
Судя по количеству золота, это одна из серий про Скруджа Мак-Дака :)))

Зато смотрел мультик "Белоснежка и семь гномов", сделанный германскими порнографами в 1980-х. Занимательная вещь, я вам скажу. Очень рекомендую :)))


Это до-огой това-ищ, классика мировой литературы "Питер Пэн и Венди".

Что до Белоснежки, у Нила Геймана в повести "Снег. Зеркало. Яблоко"трактовка похожая. Это страшно.


Думаю, классику про Питера Пэна мне читать поздно.
Геймана почитаю, когда надо будет испугаться :)


Он не то, чтобы страшный. Чаще грустный.
Да я читать "Питера Пэна" не предлагаю, я привела его в качестве примера.


Лично у меня книга вызвала совсем другие эмоции. Мне просто было жалко детей. Причем детей самых обычных. Из которых вырастают самые добрые люди.


Думаю, Голдинг просто не мой автор, а "Повелитель мух" не моя книга. Я не могу увидеть в них настоящих детей и не хочу видеть социальной метафоры. Но у книги достаточно поклонников без меня.


Я не могу сказать, что это мой автор, или что я прям в восторге-восторге. Я, кстати, как социальную метафору тоже не рассматривала. Но как раз самых обычных детей увидела.


Я наверно тоже увидела обычных детей. Голдинг талантлив и знает, о чем говорит, нравится мне это или нет. Он ведь сам преподавал в школе для мальчиков. Но мне эта история как-то особенно тяжела.


Вот я из-за этой тяжести, про которую многие пишут, боялась браться за книгу и долго не бралась. Но то ли ожидала в результате чего-то более страшного, но я этой тяжести не почувствовала. Мне просто их было очень жалко. Очень.


В русской традиции жалеть - значит любить. Ты любишь детей (даже когда случаются моменты, что "поубывала бы усих"))


Знаешь, может ты и права. Но на самом деле мне кажется, что я только учусь их любить. Ко мне вот только сейчас приходит понимание, еще иногда я про него забываю, что нет плохих и хороших детей, что они просто дети. И очень часто поведение их зависит от поведения взрослых. И понимание того, как тяжко проходит подростковый период и почему.


По другой версии любить - значит понимать. Я по себе замечала, когда понимаешь движущие мотивы человека, перестаешь его осуждать или просто злиться.
Но тут еще такой момент, если ты много отдаешь им, а я считаю, что учить людей математике высшая доблесть, она базис всего, на ее гармоничной стройности все здание мира держится и человек, которого в детстве хорошо выучили математике, имеет меньше шансов потеряться в любой. даже на первый взгляд совершенно далекой от нее ситуации. Так вот, если много отдаешь - это уже само по себе выражение действенной любви.


Спасибо за такие слова. Очень надеюсь, что я ребятам отдаю больше, чем просто обучение математики. Ну а там время покажет. Хотя я этого не увижу. И, скорее всего, и не узнаю никогда. :)))


Мы с нашей классной, она, кстати, тоже математику преподавала, нашлись и поддерживаем отношения. Не тесные, конечно, ну а с кем теперь тесные?


Увы, это редкость. У меня маме ученица писала более 30 лет. Но это совсем исключение из правил. И да, маме тоже некоторые звонят, поздравляют. Но очень мало кто, да и ... Ты понимаешь, мы детей любим все равно больше, чем они нас, и они нам нужнее. Но это нормальный процесс, выросли, ушли, хорошо, если не забыли. Это просто хандра, мне мой любимый класс через два года выпускать, а я уже тоскую. :))


Но тут уж надо родительское включать: все равно они вырастут м вылетят из гнезда. Я с сыном как-то спокойно восприняла его уход, а к дочери весь одиннадцатый класс готовилась, настраивалась, продумывала и придумывала себе тысячу занятий, чтобы заполнить вакуум, который образуется, когда она уедет. И все равно переламывалась сильно первые месяцы.


Да включаю. Мне будет и легче, и тяжелее, я там сразу другой класс-таки возьму. С одной стороной легче, все-таки есть кем заниматься, с другой - эти-то уже большие, а тем будут маленькие, с маленькими мне особенно тяжело.


А я вот совсем ненароком наткннулся на того, кто скрывается за загавным именем...


Спасибо! я сейчас "давлю эту тварь" и давлюсь, но надо


Крепитесь!)