Больше рецензий

26 мая 2011 г. 15:06

126

5

Повесть «Вам и не снилось», опубликованная впервые в одном из самых читаемых журналов СССР, в «Юности», наделала много шума. Учителя коллективно ополчились на автора и главного редактора, который посмел выпустить такое в печать, штамповали гневные письма, брызгали ядом в газетах... Простые же читатели остались потрясенными и долго переваривали вклинившуюся в современность сказку о Ромео и Джульетте. В начале восьмидесятых появилось много младенцев по имени Рома. Мой брат – один из них. А в его классе, совсем уж тяжелый случай, учились двойняшки Рома и Катя (видимо, такая версия имени девочки, фильмовая, матери приглянулась больше). Автору, Галине Щербаковой, досталось, главным образом, за то, что в самой лучшей стране мира не могло быть подлости взрослых по отношению к детям, не могло быть вранья, не могло быть ненависти между учителем и его классом, а в ее книге этим пропиталась каждая страница! Многие ей еще припоминали трусики героини («читать противно!»), когда само это слово считалось неприличным. Это ж не лихое нынешнее время – тут вам и секс в больших и малых городах, и тампаксы в юбочках, и запах пота...

После такого дебюта автору сложно добиться, чтоб его не вопринимали как автора одной книги, а именно это и произошло. Мало кто знает, что на счету у Щербаковой более 20 книг.
Сегодня наши ведущие издательства расщедрились и выпустили Щербакову в трердых переплетах как-то сразу, лавиной. Под этот завал я и попала, потихоньку разгребаю и радуюсь, как же удачно пришелся этот издательский бум! В книгу «Вспомнить нельзя забыть» вошли четыре произведения. Заглавное – о школьнице, входящей в пору цветения и жажды любви. Мать дает ей прочесть «Здравствуй, грусть!», и девочка со скрипочкой совершенно слетает с катушек, заглядывая в лица встречных-поперечных мужчин в надежде разглядеть «то самое». Но находит она подонка, который тащит ее в ближайшие кусты и извращенно насилует.
«Дверь в чужую жизнь» вышла в печать почти одновремено с «Вам и не снилось» и, по признанию самой Щарбаковой, гораздо сильнее и глубже последней. Повесть эта о том, что прошлое иногда выворачивается из-за угла невзначай, а грабли, которые валялись со времен молодости родителей, вот-вот ударят в лоб детям.
«Отчаянная осень» - о школьниках и учителях, о ненависти и любви, о безразличии и о самом страшном, что может случится в 17 лет – «мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает». В отличие от пресловутого любовного треугольника, здесь любовный параллелограмм.
«Дом с витражом» - прежде всего, о мечте и тут, вопреки строчкам из песни, не все хорошее есть мечта. Мечта ослепляет и ведет не тем путем, уходят люди, уходит сам мечтатель, а воплощенная его мечта, оказывается, гроша ломаного не стоит. Впрочем, о грошах там тоже хорошо написано. То, что за деньги можно убить, не секрет, но убить дважды, причем кровного родственника... И так бывает, решит позже отправивший дело в архив следователь.

Комментарии


Учителя коллективно ополчились на автора и главного редактора, который посмел выпустить такое в печать, штамповали гневные письма, брызгали ядом в газетах...


Да??? Я и не знала (хоть это и можно было предположить)...
Я сама во время появления повести в журнале была школьницей и просто зачитала до дыр этот номер, мама-филолог тоже читала и перечитывала не раз... Негатива никакого и не встречала... Видимо, мы и были частью вот этой категории - "простые читатели"))


Об этом (о "праведном" гневе и письмах) в интервью говорила сама писательница.
Я неплохо помню ту эпоху: моя бабушка работала в школе, письма и "борьба за нравственность молодежи" были популярны...


Уф, какое счастье, что всё это прошло мимо меня))))
(мы жили в провинции и были более наивны и открыты миру:))


А мне вот "Вспомнить нельзя забыть" менее всего из сборника понравилась. Концовка уж слишком какая-то волшебная, до приторности. Мне кажется, в жизни всё закончилось бы куда печальней.