Больше рецензий

14 октября 2018 г. 16:00

4K

3.5 Не родись красивой.

Историю Безобразной герцогини Фейхтвангер начал, как водится, издалека - с ее отца. Генрих, герцог Каринтский, граф Тирольский, король Богемский - король без королевства и без наследника, безуспешно ищет себе невесту на старости лет, чтобы успеть изменить хоть что-то. Без этой предыстории картина дальнейших событий будет не полной. Ведь именно необидчивость "доброго Генриха", его доверчивость и наивность, отсутствие политической проницательности и довели родовые земли до того состояния, в котором их получила Маргарита, вынужденная отстаивать интересы родного Тироля всю свою жизнь. Но пока я во всем хоть в чем-то разобралась, меня неотступно преследовал вопрос - "Зачем мне Генрих в книге про Герцогиню?". Если взяться за чтение романа совершенно ничего не зная о главных действующих лицах, то ответ совсем не очевиден. Фейхтвангер проводил свое исследование для подготовленного читателя.

Со временем начальный вопрос пришлось поменять на более актуальный - "Зачем в этой книге Герцогиня?". Юная Маргарита, непростительно сильно переживающая собственное несоответствие канонам красоты, частенько терялась на фоне агрессивных дядь, желающих урвать себе кусок чужой территории. Трудно оценивать историческую личность на основе художественного романа, изобилующего домыслами и интерпретациями и тем не менее, работать приходиться с тем, что есть под рукой. Вот и выходит, что главный просчет Маргариты был в неверно расставленных акцентах. Не во внешности главный секрет успеха, а в масштабе личности, везении и уверенности в собственных силах. Не зря говорят: большие рыбы поедают маленьких. Никто на скажет: красивые поедают страшных. Потому что красота слишком расплывчатое и изменчивое понятие. Та же Клеопатра была далеко не писанной красавицей, однако история запомнила ее совсем не так, как Маргариту - перешедшую дорогу церкви и знати, проигравшей пиар-копманию по очернению ее личности и оставшуюся на столетия с клеймом "Безобразная герцогиня Маульташ".

Жизнь у Маргариты сложилась - просто идеальный материал для сочинителей романов и баллад. С двенадцати лет, если не раньше, она была такая умница-разумница, что хоть в пример остальным правителям ставь. Спокойная, волевая, расчетливая, сметливая. С опытными мужами на равных беседует как взрослая. Держит себя с королевским достоинством. Но стоило ей вырасти до того возраста, когда начинает кружить голову любовь, как все ее преимущества оказываются задвинуты в дальний угол, освободив место страданиям и зависти. Появляется соперница - прекрасная белокурая Жозель Агнесса. И начинают они враждовать - мужиков, как канат, перетягивать. А те, как один, тупые. Или злые и тупые. Так что даже жаль, что Фейхтвангер лишь изредка про Маргариту вспоминает - рядом с ней такие страсти кипят, а автор все соседей Тироля изучает. С одного на другого перескакивая. Разбираться в геополитической обстановке по этому роману - как фильм смотреть на быстрой перемотке. Так и хотелось попросить автора: "Минуточку, будьте добры помедленнее, я записываю. Мне еще потом в интернет лезть, чтобы разобраться что к чему, потому что книга всеми силами препятствует ясности и связности."

Одним словом - не чтение, а сплошное приключение! А ведь предупреждали знающие люди - не начинать знакомство с автором с этой книги. И чего, спрашивается, не послушала. История крепкая, не спорю и информации дано много, даже слишком много. Изобилие и бессистемность исторических справок чтения никак не облегчало. Порою, от дотошности автора ум за разум заходил. Никаких дат. Сколько лет прошло с предыдущей сцены? В каком возрасте Маргарита сделала то или иное действие? Кто все эти люди, в конце концов?! Попробуй разберись без интернета. У меня вот не вышло. Пришлось читать статьи по теме, чтобы хоть как то упорядочить все, что имел сообщить Лион Фейхтвангер. Побочным эффектом от дополнительного чтения стал новый портрет Герцогини, принципиально от авторской версии отличающийся. Но это тема, для отдельной беседы. Тому же персонажу, что представлена на страницах романа, можно заметить одно - нечего было растрачивать силы и ум на борьбу с красивой соперницей, рок такой мелочности не прощает.

Книга прочитана в рамках игр Мужчина и женщина, Игра в классики, Борцы с долгостроем.
За вдохновляющую компанию благодарю Полину LiseAlice )

Ветка комментариев


Отлично! Это укрепляет мою решимость)


Ты в последнее время так экспериментируешь)


а как еще найти своих авторов?)


Действительно))