Больше рецензий

11 октября 2018 г. 16:42

3K

0.5

«Птичий короб» – моментальный снимок безумного мира, темная сказка, которая будет преследовать вас до последней страницы!


r05-red.png

Вот что обещала мне аннотация к роману, который в итоге так меня разочаровал.

У меня сложилось ложное впечатление, что это книга, которая писалась по популярному сериалу или фильму - проходное, не несущее никакой ценности произведение, созданное только ради того, чтобы срубить денег с потребителя. Но нет, это полностью самостоятельный роман, и фильм по нему только планируют снимать. Права на экранизацию были куплены ещё до того, как роман вышел в печать.

По роману в мире произошло нечто необъяснимое и ужасное. Люди начали сходить с ума, убивая себя и друг друга, после того, как увидели... что-то. Беременная главная героиня вместе с горсткой выживших, среди которых есть ещё вторая беременная, скрываются в большом доме у реки. На улицу они выходят с закрытыми глазами, все окна в доме занавешены одеялами или забиты фанерой.

Действие романа развивается сразу в двух временах: в одном мы видим беременную героиню сразу после начала апокалипсиса, во втором эта же героиня, но уже с двумя четырёхлетними детьми вслепую сплавляется по реке, пытаясь найти другое безопасное место, потому как все, кто жил с ней в доме, уже умерли. В первой сюжетной линии нам рассказывают о том, как они, собственно, умирали.

Казалось бы, отличный роман. Но в нём, на мой взгляд, есть недостатки, на корню убивающие прекрасную идею.

Первый минус - это персонажи. Мы ничего не знаем о героине. В начале романа она подозревает, что беременна, и стоит, глядя на себя в зеркало, пока её сестра смотрит телевизор, где рассказывается об участившихся случаях самоубийств и убийств. Эти случаи называют "русскими байками", потому что первое убийство произошло в Петербурге. Героини вместе едут за тестом на беременность, и видят, что соседи занавешивают окна одеялами (некоторые делают это с внешней стороны. Почему? Потому что гладиолус). Это занимает пару страниц, после чего сестра героини убивает себя, почему-то не попытавшись при этом напасть на героиню. Мы ничего не знаем об их отношениях друг к другу. Мы не знаем о том, почему они стали жить вместе. Мы не знаем, какие у них отношения с родителями и почему родители живут в другом городе или штате. Никакой предыстории.

То же самое касается остальных персонажей. Никаких отличительных черт у них нет, есть таблички: "Герой-зануда", "Противная женщина", "Красавчик, в которого влюбляется героиня", и так далее. Когда они гибнут, им не удаётся сочувствовать, потому что сочувствовать некому. Нет людей, есть чисто символические обозначения ролей персонажей. И это на самом деле очень обидно. Люди заперты в одном помещении, все они разные - можно было развернуть характер каждого, но нет, автор не захотел этого делать. Жаль.

Второй минус - это логика. И логика поведения персонажей (героиня не дала двум детям, единственным живым существам, что были рядом с ней на протяжении нескольких лет, имена или хотя бы прозвища!), и внутренняя логика текста. Даже у необъяснимого фант.допущения она должна быть. Она отсутствует - и я не смог поверить в происходящее и проникнуться ужасом, который, по идее, сковывает героев. У меня то и дело возникало чувство, что автор сам не представлял себе причину, по которой люди сходят с ума.

Третий минус - это язык текста. Крайне бедный, скупой, он ничем не порадовал, не доставил ни капли удовольствия. Сухие диалоги, речь персонажей одинакова, описаний нет - а они должны быть, учитывая то, что героиня живёт вслепую. Я вспоминаю роман "Пчёлы" и то, как богато описывались ароматы цветов, трав, других насекомых и даже чувств и настроений, потому что обоняние было важной частью жизни пчёл. Казалось бы, в "Птичьем коробе" было бы логично сделать ударение на слухе, звуках, голосах - но автор не сделал и этого, поставив крест на атмосферности текста.

Я думаю, текст показался бы мне хорошим, если бы я не был читателем со стажем и не писал при этом сам. Обладая хорошим воображением, я просто "додумал" бы всё то, что автор наметил парой скупых фраз, и посмотрел бы отличное кино в своей голове. Хорошее кино в голове я просмотрел и сейчас, но чувствую себя обманутым и обведённым вокруг пальца: я сам сделал за автора всю работу. То же самое получилось бы, если бы я просто прочитал сценарий к фильму. И, в общем-то, мне кажется, что эта книга, этот коротенький роман и является своего рода сценарием, выпущенным под книжной обложкой.

Фильм я буду ждать, очень интересно взглянуть на конечный продукт. Вероятно, он получится хорошим. А вот роман я бы никому не посоветовал. Это не то чтиво, на которое действительно не будет жаль терять время.