Больше рецензий

Aleni11

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2018 г. 13:55

3K

4 Лестница, ведущая в жизнь...

Не сразу смогла поймать изюминку этой книги; то, что уже много лет приводит в восторг многочисленных читателей.
Структура романа, целиком состоящего из записок, писем и служебных циркуляров, почти полное отсутствие сюжета и временами зашкаливающая абсурдность написанного – все это немного снизило первое впечатление. Да и случайно схваченная в предисловии автора фраза двенадцатилетнего читателя книги из Советского Союза «Все как у нас» заставляла смотреть на содержание романа несколько скептически. Правда, Советский Союз осознанно я помню, скорее, по его последнему десятилетию, но советской школы на меня все-таки хватило.
Не могу оценить написанное с точки зрения учителей, хотя, уверена, тут действительно очень и очень много общего: отчеты, указания, предписания, инструкции и прочая бумажная бюрократия, во многих пунктах противоречащая сама себе, может погасить любой педагогический энтузиазм. Да и добиться взаимопонимания в отношениях с учениками и их родителями всегда бывает невероятно трудно даже специалисту с огромным опытом.
И конечно, обеспечение оборудованием, учебными материалами и элементарными условиями для удобства школьников и в наших школах не всегда было на высоте. Но несколько месяцев разбитое стекло в классе, когда на улице давно уже не лето; ученики, сидящие на корточках, потому что нет стульев; медсестра, не имеющая права даже наложить повязку на разбитую голову; литература, изучаемая в рамках программы, не потому, что это важно для развития личности, а потому что в библиотеке есть эти книги; мел, карандаши и прочая канцелярия – в дефиците, а обстановка выглядит как после налета:

Дверь слетает с петель.
Скользящая дверь шкафа не скользит.
Невозможно пользоваться доской.
Книжный шкаф сломан, полка разбита.
Заднее окно справа разбито.
В учительском столе не хватает двух ящиков.
Батарея по-прежнему гудит.
(Все остается в том же состоянии, как и в отчете за прошлый месяц, прибавилась батарея. Дыра в окне становится все больше. Через нее проникают дождь и ветер. К тому же под ногами хрустит стекло.)

… а еще разделение классов на «особо отстающих» и «способных», и старшеклассники, читающие только комиксы и размышляющие на уровне детского сада… Вот даже близко у нас такого не наблюдалось, хотя, возможно, я и ошибаюсь.
Поэтому примерно треть романа эмоции у меня были довольно скептические. Хотя как вариант знакомства с образовательными реалиями в стране процветающего капитализма это было любопытно, а местами и забавно, но не более.
Но постепенно через все эти зарисовки, записочки и черновые заметки стали проступать люди, характеры. Они буквально оживали, с каждой брошенной фразой, написанным предложением, незначительным поступком, взглядом. И было заметно, как они меняются под влиянием молодой учительницы, раскрываются с неожиданных сторон, пытаются справиться со своими недостатками. И вот, наверное, это самое важное в этой книге… вот эта атмосфера взаимоотношений складывающихся в тандеме "ученик-учитель", не только формальных, но и человеческих. Важное еще и потому, что вечное, невзирая на времена и страны. Вот это зацепило.

картинка Aleni11

За совет во Флэшмобе 2018 спасибо Melissophyllon , любопытный роман
Также книга участвует в дуэли "Собери их всех!"

Комментарии


… а еще разделение классов на «особо отстающих» и «способных»… Вот даже близко у нас такого не наблюдалось, хотя, возможно, я и ошибаюсь.

в середине девяностых в старших классах практиковалось подобное разделение


В середине девяностых, возможно, но в предисловии автор ведет речь именно о сравнении с советской школой образца 60х. В то время (да и в последующие доперестроечные годы) на официальном уровне, о котором и идет речь в книге, такого разделения не было.
Неофициально - да, иногда создавались классы, куда по умолчанию старались запихнуть тех, кого педсостав, мягко говоря, не жаловал. Но и такая практика была не особо распространена, потому что в советской школе существовала такая вещь, как средняя статистика успеваемости (или что-то в этом роде) и заметно низкие показатели по целому классу вполне могла стать поводом для серьезного геморроя у руководства школы. Поэтому и старались делать классы "сбалансированными".


Два момента, если позволите. Первый. Двенадцатилетний читатель из СССР не знал как оно должно быть на официальном уровне, поэтому вполне мог проводить параллели о "как у нас", включая разделение, оснащение классов и решение хозяйственно-бытовых вопросов. Тем более, если он не из Москвы. Собственно, это и есть второй момент: СССР много больше чем Москва.


Двенадцатилетний читатель из СССР... вполне мог проводить параллели о "как у нас", включая разделение, оснащение классов и решение хозяйственно-бытовых вопросов.

Конечно, мог, хотя я все же сомневаюсь в том, что ученик 6го класса был в курсе, например, как решались хозяйственно-бытовые вопросы в его школе. Но опять же (и я устала это подчеркивать): это мое мнение, но я на нем не настаиваю; возможно где-то было по-другому.
Хотя вот помню в 1986 у нас семья жила из Припяти, девочка у них как раз школьного возраста была, так она рассказывала помимо всего прочего, что у них "очень хорошая школа, которую жалко, и в классе всего два двоечника, которые совсем не хотят учиться, и они всю успеваемость портят". По моим воспоминания Алинка была то ли председатель совета отряда, то ли член совета дружины... активистка, в общем, убежденная, за показатели душой болела, так что, думаю, верить ей можно было: хорошая школа и неуспевающие в обычном классе.
А по поводу Москвы... знаете, иногда вот просто утомляет, когда умные люди начинают поднимать тему "за МКАДом жизни нет". Обычные москвичи тоже сталкиваются с трудностями как и другие жители нашей необъятной. Знаете: в каждой избушке свои игрушки. Поэтому не надо упрекать меня Москвой, привела такой пример, потому что я здесь родилась и училась, а не потому что я зажравшийся столичный небожитель, который не знает, что в глубинке люди по-другому живут.
Ну да, наверное, были у москвичей какие-то преференции в части обеспечения дефицитом или, например, в качестве образования и медицины, но система-то была одна на всех и подобные вещи в образовательном учреждении наказывались довольно серьезно, стоило бы лишь кому-то озаботиться донести "наверх" сведения о подобной самодеятельности.
А вообще, хоть я и москвичка, моим самым любимым временем долгое время были поездки в Туапсе, который мне казался намного уютнее моего родного города. Потому что люди добрее и спокойнее, воздух чище, а овощей и фруктов столько, сколько в Москве и на колхозном рынке нечасто можно было увидеть. Школа там, кстати, тоже ничем особенным от моей не отличалась, ни по обеспечению канцтоварами, ни по наличию отстающих.
Поэтому дело тут не в том, Москва или не Москва, а в том, что система у нас была другая. Да и пресловутый двенадцатилетний мальчик, кстати, был из Ленинграда, который по качеству жизни мало чем от Москвы отличался, а образование там было даже в чем-то лучше, культурная столица все-таки.


У нас тоже было разделение. Например, класс "А" считался элитой среди учителей. А классу "В" даже некоторые предметы не преподавали, например, риторику, так как считали, что эти дети все равно ничего не умеют и не хотят.
Да что там говорить, даже внутри класса некоторые учителя проводили такое деление. Например, учитель алгебры не стеснялась сказать "сперва ответят нормальные ученики, а потом я послушаю ваш бред"


Отвечу, как в предыдущем комментарии... Судя по предмету "риторика", Вы тоже говорите о школе примерно последних пары десятилетий. В книге же идет разговор о сравнении школ 60х гг. В это время никому бы и в голову не пришло делить учеников по такому принципу, потому как это было очень чревато в стране "братства и равенства". Для совсем уж патологических случаев существовали спецшколы, но классов для неспособных не было. Позднее появились классы коррекции, но это совсем другая история.
Внутри класса - да, всякое могло быть, но это не было официальной политикой школы, а в книге речь именно об этом. И именно об этом я и говорю.


Специально спросила у мамы, ей сейчас 70. Школа, правда, была деревенская, но большая - на всю станицу. У них после начальной школы всех "лузеров" сгребали в один класс, и давали более упрощенную версию программы, требовали, соответственно, тоже меньше. Возможно, все зависит только от школы. Но, думаю, подобное встречалось частенько.


Еще раз подчеркну: на ОФИЦИАЛЬНОМ уровне, нормативно оформленной практики подобного разделения (как в данном романе) в советских школах не было.
Возможно, подобные ситуации и встречались, особенно в деревнях, где в сущности контроль над руководством школ был минимален. Но опять-таки это была исключительно личная инициатива педагогов. Если бы в нашей школе (Москва 80х), например, попытались сформировать классы подобным образом, устали бы от минпросвета отмахиваться, да и родители бы хай подняли.


Я читала эту книгу несколько леи назад. Тогда она мне очень понравилась. И вспомнилась уже наша учительница по литературе, пришедшая на смену древней бабульке, заставляющей учить главы из Горького наизусть. Именно тогда я поняла, что твое личное мнение по произведению может быть важно, что не нужно сравнивать свои мысли с мыслями критиков и самого педагога. И самое главное - классика бывает очень даже интересной. До сих пор вспоминаю этого преподавателя с благодарностью.