Больше рецензий

RidraWong

Эксперт

по хроническому запойному чтению...

5 сентября 2018 г. 14:58

537

4 Нет-нет, это не в коем случае не будет примитивный, штампованный боевик! (с)

Так мы, Боря, и есть – в легенде… Точнее – кроме как в легенде, нас уже нигде и нету.

Не знаю уж почему, решил Кирилл Еськов романтизировать братков. В принципе идея не нова: романтизировали же разбойников из Шервудского леса или пиратов Карибского моря. Но те все чужие, далекие, а эти наши, доморощенные и уже канувшие в лету (так по крайней мере казалось автору в начале нулевых). Снимем с них малиновые пиджаки и золотые цепочки, дадим высшее образование и спецназовскую подготовку, наделим некоторых из них недюжинным аналитическим умом, облагородим и где-то даже «обескорыстим». Красивая картинка получается.
Теперь стоит решить в каком жанре это все описать.

Нет-нет, это не в коем случае не будет примитивный, штампованный боевик!

Во-первых, боевик получился не штампованный, а стёбно-постмодерный, да еще с явными признаками киносценария. Причем постмодерный он настолько, что его впору включать во все учебники постмодернизма, (если таковые имеются). Пласт фильмов-боевиков и подобного же рода литературы над которыми стебется (в большей или меньшей степени) Автор довольно объемен, и при этом Еськову удается сохранить оригинальность текста. Отмечу также язык, которым все написано. Эта составляющая романа меня откровенно порадовала: много красивых метафор и сравнений (это в боевике то!), хорошие понятные описания мест действия, точные и меткие портреты персонажей. С чувством юмора у автора тоже все в порядке.

Ферула – растение семейства зонтичных, родственное растущим на наших сырых лугах дуднику и борщевику, нечто вроде фирменного знака среднеазиатских гор; более всего она напоминает своим обликом исполинский ёршик для чистки унитазов – с ручкой толщиною в запястье и высотою в полтора человеческих роста.

Теперь немного о сюжете. Здесь Еськов, не мудрствуя лукаво, использовал известную классификацию сюжетов Борхеса. Итак:
Часть 1. Поиск сокровища.
В первых же главах, после мимолетного знакомства с окружающей обстановкой, у незадачливого героя похищают его главное сокровище – жену, конечно же, Елену Прекрасную. Незадачливый герой растерян, но везуч, и благодаря его невероятному везению в поход за сокровищем подтягиваются неслабые войска в лице русских мафиози, а затем и спецназов ведущих мировых сверхдержав. Попутно в дело оказываются замешаны также всевозможные разведки и контрразведки, морские пехотинцы, полицейские силы, наркобароны, и, неожиданно, всевозможные зомби, оборотни и вурдалаки. Все смешивается в кучу, и люди, и зомби, но цель достигнута, сокровище спасено, оркестр – туш! Такое вот классическое шоу с неплохой, впрочем, интригой и банальной развязкой. Скажем, на троечку с плюсом.
Часть 2. О штурме и обороне укреплённого города.
За вторую часть, честно говоря, я готова поставить пять. И сюжет (при всех особенностях жанра) довольно реалистичен, и главным героям как-то начинаешь сильно сочувствовать, и закручено все очень даже. Если повезло со свободным временем – проглатывается за один вечер. «Осада крепости» вообще хороша: и крепость неприступна, и защитники на чеку, и вокруг все заминировано. Но и «троянских коней» никто не отменял.
Часть 3. О долгом возвращении и немного о самоубийстве Бога.
При прочтении этой части меня не покидала мысль: «Ах, вот для чего Автор это все заварил!» Исключительно для того, чтобы завлечь неискушенного и наивного читателя, клюнувшего на легенькую книгу, расслабившегося, а тут… Ну как еще его загрузить конспирологическими теориями Автора о причинах 11 сентября, о тайном смысле убийства Кеннеди т.п. Версии в целом интересные и, наверное, имеют право на существование, но первая половина третьей части ими уж слишком перегружена, из общего течения книги они сильно выбиваются, и про постмодерн и стёб Еськов здесь тоже как-то забывает. К счастью, все же ненадолго. Во второй части все возвращается на круги своя: и стёб, и юмор, и постмодерн, и стрельба, и попытка вернутся домой, и немножко спасение всего мира, как же без него. И красивый финал…А как же самоубийство Бога? – спросите вы. Ну, во-первых, это всё иносказательно, а во-вторых, спойлерить то зачем?
Что ж, подводя итоги, следует отметить, что «удовольствие не без полезности» от книги получено: и легко (в основном), и мозги работают (иногда).