Больше рецензий

24 августа 2018 г. 20:55

225

4 Мистическая дурь

Архангельский. «Бюро проверки». Шорт-лист «Большой книги» 2018. Мистическая дурь

Спустя сутки после прочтения книга ещё не осела, значит зацепило.

Но не слогом, не формой, не композицией – ничем таким – нет у Архангельского в «Бюро» ничего такого. И даже больше, чем нет – ритм иногда так отчетливо сбивается, что кажется, рукопись силком заставляла себя писать, а автор хотел отказаться, но не смог.

Так вот, зацепили персонажи – уж очень фактурны и до тошноты знакомы и понятны, стоят перед глазами, аж рябит. И это как чудо, потому что удивительным образом не очень сильный текст срабатывает неожиданно мощно и, как 3дэ принтер, штампует, штампует живеньких героев, объемных и ароматных.

Есть мысль, что Архангельскому виделся фильм, а не книга – местами казалось: набросок, сценарий. Из аргументов в адрес слабости и черновичковости текста – цвет вечереющего неба и ночной оттенок. Что это за цвет такой, что за оттенок? И ружья, которые не стреляли, тоже имеются.

Калейдоскоп экспонатов выставки «мы из СССР» не то, чтобы не особо переливается, – местами он даже рябит, но общую картину уникальной не делает. Потому что герои вполне себе легко выживут при любых декорациях. Так что ни кафедра истории КПСС, ни шкафы с книгами в два ряда, потому что запрещенка, ни алтарь в серванте, ничего не важно на самом деле, когда главный герой пытается понять, кого он видит в зеркале по утрам.

Да и церковь (Церковь) здесь вообще ни при чем (хотя она тут вообще-то при всем). Просто тут Церковь, она же мама, она же Муся, она же Сумалей, она Аня Насонова, она же Никита, она же ты сам. И разговор – про тебя. И про того, кого ты видишь в зеркале по утрам.

Источник