Больше рецензий

5 мая 2011 г. 22:58

98

2

Книга нехороша. И не тем, что ... ах ну да, она же не про порнографию! Но даже если бы про ..., была бы нехороша. И "не про" - тоже. Про порнографию и хорошо - это фильм "Оргазмо": бодро, с юмором и огромным зарядом позитива. А "Нет" - это темная сторона, это "бездна ужаса и депрессии", от которых подташнивает потом несколько дней. Причем тошнота накатывает уже с первых глав, но остановиться невозможно, надо дочитать, так же как желудок при отравлении надо очистить до конца.
Есть такой художник Гигер. Его самое известное произведение - Чужой для одноименного фильма, но вообще у него много картин со всякими мерзкими созданиями. И эти картины были бы прекрасными иллюстрациями к роману. Такая же выразительная техника и такой же результат для эмоций.
Теперь конкретно. Во-первых, текст построен невыносимо. Предложения по сто пятьдесят слов - это прием из цыганского гипноза: перегрузить восприятие, чтобы запудрить мозги. В обычной жизни стараешься отмахнуться и уносить ноги, пока не обобрали. Читать книгу с такими предложениями - это совершать постоянные насилия над своим сознанием.
А мозги запудрить необходимо! Потому что второй недостаток романа - это его нелогичность в главном допущении. Причем авторы сами себя выдают. Помните рассуждения актрисы, что, значит, в веке двадцатом ставили любую бабу - она ничего не чувствовала, а на картинке все выходило как по-настоящему, и зритель домысливал? Так скажите мне, если сейчас эти бабы ничего не чувствуют - с какой стати они будут что-то чувствовать через пятьдесят лет? Это сколько усилий нужно будет, чтобы всякий раз испытывать возбуждение, да черт с ним возбуждением, вообще те эмоции, которым следует быть записанными на бион? Намного честнее рассуждал автор рассказа "Крошка, ты была великолепна!": актрис и актеров, умеющих чувствовать (и излучать чувства) было ровно по одной штуке! И когда разыскали еще одну, прежнюю звезду начали оттирать на второй план. А тут якобы целая индустрия... Ой, ладно.
Нет, индустрия была бы. Но состояла бы из небольшого количества аматюрных записей, сделанных втихаря, без ведома одного из участников. Только в интимной обстановке появляется возбуждение. А если на публике, то уже возбуждение другого сорта. Ну, еще немного садо-мазо. Но не внятные фильмы с сюжетами! Так что этой небольшой речью про "поставить любую бабу" авторы обыкали свое счастье. И вся конструкция рассыпалась.
Я уже не говорю про знакомые имена, кидавшиеся в глаза тут и там и цеплявшие совершенно посторонние ассоциации. Гоголь, Гауди, Скиннер, Вупи, Волчек, все эти "Дойче Вита" и "Люфт-Аффе" - уже под конец было только усталое "зачем?". Преемственность? Отсылки? Просто такой прием, чтоб запомнилось? Не знаю.
Ну а третий недостаток книги - это ее негативный заряд. Очень мало симпатичных людей, почти все в чем-то порченые, и здесь дело опять же не в порнографии. (Кстати, личность главного злодея угадывается с середины книги, настолько он шаблонен.) Самое сильное отвращение вызвали Лис и Виталик с его дочкой-выродком. То есть она Лису не чужая, она племянница, но если папа с мамой о ней позаботиться не способны - значит она выродок и есть. И из-за выродка в конце концов с Лисом и случается то, что случается, потому что если бы он не тратил заработанные такими усилиями деньги на наркоманского ребенка, то давно бы жил с любимой и был счастлив. Но в том мире вряд ли кто-то может быть счастлив. Жизнь ужасна. Одни придумывают все больше гадостей, которые можно сделать друг другу, другие эти гадости с удовольствием потребляют. Настоящее искусство никому не нужно. Кругом секс, возбуждение, все со всеми пере... до такой степени, что мирный обед мужчины и женщины вызывает невероятный ажиотаж у прессы. Чем сильнее любовь, тем меньше у нее шансов. Потрясли меня два момента: страшная смерть Кшиси (парализует на какое-то время) и нелепая, в чем-то трогательная гибель Щ. Вот так: молодые, талантливые, отважные погибают, не сумев сделать ничего, и гадость продолжается, она так и будет продолжаться, все изощреннее и изощреннее. Чем дальше читаешь, тем хуже становится, под конец не хочешь жить не то что тогда, а уже сейчас.
Авторы удачно притянули порнографию, чтобы негативный заряд объяснить "сложностью" темы, а антипатию к книге списать на ханжество читателей. Но книга не о порнографии. Она о том, что жизнь это грязь и гадость. Читать ли об этом - решайте сами.

Да, я вот все еще формулирую свои впечатления о книге, дописываю понемногу. Общее настроение ее - как в советском фильме "Мираж" или похожих нуарных фильмах и книгах. Те, кто пытался найти счастье, решил рискнуть всем - погибнут. Те, кто попал под горячую руку, подвергнутся пыткам в тюрьме и тоже погибнут. Те, кто просто делал свою работу, тоже погибнут. Даже мальчишка-"бизнесмен", который потратил столько усилий и выследил бандитов, не получит свою награду. Ее приберет полицай, который еще подлее. И хорошо будет только тем, кто подлее - чем подлее, тем лучше. То есть убрать все порно-подробности и получится: никому ничего хорошего. Счастливы будут только отдельные пары, которые "проскочили между жерновов". Так что, хотите про несправедливость жизни - вам сюда. И ведь эта несправедливость будет твориться с теми, к кому вы уже успеете проникнуться сочувствием.