Издательство "Современник" в самом конце восьмидесятых издало три тома малоизвестной женской прозы: Дача на Петергофской дороге (сборник) , Свидание. (сборник) , а вот эта книга - заключительный том. Все вместе они охватывают девятнадцатый век и самое начало двадцатого - даты публикаций не сверяла, но, по ощущению, где-то до первой мировой войны (которая, кстати, никак особо не отразилась в текстах).
Как и в двух других томах, здесь сами произведения предваряются подробным и очень полезным предисловием Виктории Ученовой. Полезным - потому что имён писательниц я не слышала и ничего о них не знала. В конце, кстати, есть еще и краткие биографические справки и примечания.
В сборник входит десять произведений. Они разного размера, что-то - полноценная повесть, что-то - короткий очерк. Но все вместе они как-то создают ощущение, что удалось прикоснуться к жизни той эпохи. Этого ощущения не возникало после классических Тургенева, Достоевского, Толстого и Гончарова из школьного курса литературы. И даже после Горького.
Открывает сборник невероятная Ольга Шапир с повестью "Авдотьины дочки", которая была впервые опубликована в 1898 году. Читая, я не могла перестать восхищаться тем, как это свежо, как ново, как необычно - и это при том, что книгу я читала в 2024 году и не назвала бы себя неискушенным читателем.
Авдотья - кухарка. У нее две дочки: Ариша и Саша. Старшая, Ариша, работает горничной в том же доме, где работает и ее мать. Младшая, Саша, учится. Контраст между жизнями молодых девушек из рабочего сословия и девушки из дворян очень яркий. Образ Виктора Николаича, который преследует Аришу, получился достаточно живым и раздражающим. А линия с обретением самостоятельности через замужество? А душный Андрей Михайлович (друг и ухажер Саши)? В этой повести вообще много тем затронуто, и она дает много пищи для размышлений. И это, и много другое авторша мастерски умещает всего лишь на ста страницах.
Второе произведение - "Вопль" Марии Крестовской (1900 год). Это вопль души женщины, любимый муж которой стал ярым служителем Маммоны. С точки зрения бытового комфорта и роскоши даже у нее все было хорошо. Но то, как оказалась изуродована ее душа и душа ее золовки Сони, то, как были расписаны их жизни едва ли не по минутам, то, как муж и брат контролировал жизни их обеих, поневоле ужасает. Финал скорее счастливый. Ну, в каком-то смысле. Забавно, что спасает героиню другая женщина.
Дальше идет небольшой рассказ, почти очерк Анастасии Крандиевской "Только час". Мне неизвестно, когда точно он написан, но в этом сборнике опубликован по изданию 1903 года. Это маленький эпизод из жизни юной журналистки, которая приехала в рудничный поселок Хотеевку за материалом. Там она спустилась в шахту, и это ее потрясло. Нетрудно представить, какими были тогда условия работы в шахтах. Рассказ тяжелый - и тема, и описание эмоций героини даются нелегко. Я, если честно, постаралась его проскочить побыстрее, просмотреть по диагонали.
Впрочем, дальше меня ждали "Пчелы жужжат" Валентины Дмитриевой. Это уже 1906 год, и это чувствуется в самой постановке темы. Сюжет крутится вокруг конфликта между богатым монастырем и нищей деревней за сенокосные угодья. Жестокая расправа над крестьянами, посмевшими посягнуть на монастырское добро, не останется забытой, не останется неотомщенной. Вся повесть пронизана ощущением близящейся грозы. Здесь не очень-то про женщин (хотя они там тоже есть, и крестьянки, и барыни), поэтому мне было менее интересно.
Зато вот "Первый бал" Татьяны Щепкиной-Куперник пробрал до мурашек: что за героиня! Вот это сила! Вот это решимость! Причем ведь эта фигура - не вымысел авторши, ведь она прямо из жизни взяла этот тип. Если верить карточке произведения, впервые оно было опубликовано в 1907 году. Народовольцы были уже историей к тому моменту; но вот боевая организация партии эсеров действовала. Определенно нужно будет вернуться к творчеству этой писательницы (хотя она больше известна переводами, на самом деле).
Пятое произведение - "В ожидании приговора" Елизаветы Милицыной (1913 год). Это довольно объемный натуралистический очерк, который перекликается с "Пчелами..." Валентины Дмитриевой. Если у Дмитриевой - само преступление крестьян, то здесь - последующий суд и описание того, как родные и близкие обвиняемых это все переживают и проживают. Написано хорошо, но в душу не запало.
Шестое - "Династия" Варвары Цеховской (1910 год). Повесть посвящена вырождающемуся дворянскому семейству. Здесь столько небольших, но говорящих деталей! Такие запутанные и болезненные отношения между членами этой странной семьи. Такой трагичный финал. Особо запомнилась фигура Марго, конечно. К творчеству Варвары Цеховской тоже делаю себе пометку однажды вернуться.
Седьмое произведение в сборнике - "Афинянка" Ариадны Тырковой (1916 год) - это небольшая историческая зарисовка на тему христианства, язычества и половой любви. Не стану утверждать, что произведение выдающееся. На мой вкус, в нем многовато примет эпохи, к которой я не испытываю симпатии.
За "Афинянкой" идет еще один почти физиологический очерк, на этот раз о жизни беднейших крестьян, точнее, маленькой крестьянской девочки по имени Любка - "Пышная жизнь" Лидии Авиловой. Датировано 1914 годом. Тяжелая судьба Любкиной матери, ее семейство, вся их жалкая, тоскливая, нищая жизнь оставляют мрачное впечатление, конечно.
А вот "Дым, дым и дым" Анастасии Цветаевой (сестра той самой Марины Цветаевой) меня хронически бесил, приходилось делать паузы, чтобы хоть как-то его осилить. Вероятно, это сознательный авторский прием - такое сосредоточение на собственном "я", но от этого не легче. Да простят меня читательницы с тонким вкусом, но не могу не процитировать совершенно другое произведение:
Нарцисс
А Вы, я вижу, любите себя
От страсти кипя
Словно одинокий мужеложец античный
Как Диоген, живя в бочке собственного я
Пыхтя и сопя, не вынимая затычки
С милым рай и в шалаше
И Ваша с Вами же любовная идиллия — это так романтично
В общем, не мое, не мое. Возможно, вся проза семейства Цветаевых или даже вся проза Серебряного века.
В целом, сам сборник хорош, хотя и не все произведения запали в душу, но ознакомиться в любом случае стоило.