Больше рецензий

30 апреля 2024 г. 10:37

29

4 Спойлер

После сборника Дача на Петергофской дороге , посвященного женской прозе первой половины 19 века, издательство "Современник" выпустило еще несколько книг с той же задумкой осветить именно женское малоизвестное творчество. В этом сборнике были опубликованы повести 60-80 годов 19 века.
Всего их шесть. Также книга снабжена вступительным словом Виктории Учёновой и примечаниями, что совершенно не лишне, так как мне, например, были незнакомы все имена, кроме Софьи Ковалевской, но она-то женщина совершенно выдающаяся.
Открывает сборник повесть "Три доли" Марии Александровны Маркович, публиковавшейся под псевдонимом Марко Вовчок. Это история трех подруг, что сразу же запало мне в душу, конечно, и одного рокового красавца. Ну, и невзаимной любви. Малороссийский, как сказали бы тогда, и украинский, как сказали бы мы сейчас, колорит, напевная, почти сказочная, речь и заметная условность, схематичность - вот чем мне запомнилась эта повесть. Герои ее - крестьяне, но это примерно такие же крестьяне, как карамзинская бедная Лиза. В общем, реализма от нее ждать не стоит, это вещь очень романтическая и по духу, и по форме. Написано, безусловно, очень хорошо, но в душу как-то не запало. Единственное, что уход Катри в монастырь и последующее появление ее с бойкой сестрой Меланией обратили внимание на себя. Сестра-то своего, то есть монастырского, не упустит.
Вторая повесть в сборнике - "Городские и деревенские" Софьи Дмитриевны Хвощинской (псевдоним - Ив. Весеньев) - оставила меня в полном восторге. Я совершенно полюбила Настасью Ивановну и дочь ее Оленьку. Написано мастерски, так что трудно не сожалеть и об очень ранней смерти писательницы (она умерла в возрасте 33 лет), и о том, что она запретила переиздание своих произведений.
Сюжет несложен: в деревню к вдовой помещице Настасье Ивановне Чулковой приезжает сперва родственница по имени Анна Ильинишна Бобова, а затем у нее останавливается еще и сосед-помещик Эраст Сергеевич Овчаров. Оба они - городские: Анна Ильинишна жила долгое время при какой-то княгине, да вот княгиня умерла, а дочь ее не захотела брать с собой приживалку за границу, вот и пришлось ей куда-то деваться. Анна Ильинишна - женщина чрезвычайно неприятная, склонная к плетению всяких интриг совершенно на ровном месте и очень лицемерная. Эраст Сергеевич - тоже представитель света, сплетник, любитель путешествий в Европу и человек, очень заботящийся о своем здоровье. Затем и в деревню приехал. Повесть посвящена конфликтам между всеми этими людьми и тому, как Настасья Ивановна и Оленька с этим справляются. Сколько чувства собственного достоинства, смелости себя отстаивать у Оленьки! Чистое удовольствие читать. А до чего ехидно обрисован Овчаров!
Тем временем появляется еще одна светская героиня - Екатерина Петровна. Она желает женить своего прихвостня и, видимо, любовника Семёна на Оленьке, и все еще больше запутывается.
Хорошо бы, конечно, как-то раздобыть и другие книги Софьи Хвощинской, но пока что это кажется нетривиальной задачей из-за того, что они не переиздавались.
Третье произведение в сборнике называется "Который лучше?" и принадлежит Марии Константиновне Цебриковой под псевдонимом Н.Р. Повествование ведется от лица мужчины. Он излагает два случая мужского поведения с женщинами, которым он стал свидетелем. Первый - как некто Вася подбивает влюбленную в него девушку обокрасть ее свояка Тихона, ласками и угрозами, но добивается своего. Второй же рассказ посвящен помещику Куроедову и ее отношениям с юной, наивной и невежественной соседкой Наденькой, а также его последующей женитьбе на совсем другой, богатой женщине. Материал хороший, есть над чем задуматься, но тон автором взят все-таки слишком назидательный, как по мне.
Четвертое произведение - "История Поли" Софьи Павловны Соболевой под псевдонимом В. Самойлович. Чем-то неуловимо напоминает Диккенса. Здесь рамочное повествование: сперва читатель попадает в город Плеснеозерск и наблюдает населяющие его любопытные типажи, а также узнает, что местное общество дружно ополчилось против некоей Полиньки. А затем автор излагает предысторию этой Поли, довольно грустную, и показывает, в чем именно причина недовольства местного общества. Ну, и не менее грустный финал.
В части истории детства я обратила внимание на отношения между мачехой и отцом Поли и Маши, ведь мачеха фактически содержит семью, а отец-молодец и не думает о всяких прозаических вещах вроде еды и одежды для его дочерей. У него и так все хорошо. Тема сословного неравенства и свободы отношений сейчас уже, конечно, далеко не так остра, но изложена здесь достаточно ясно и доходчиво как примета той эпохи, так что и комментариев особо не требуется.
Пятое произведение - "Свидание" Надежды Дмитриевны Хвощинской (псевдоним В. Крестовский) - дало название всему сборнику. Упомянутая ранее Софья Хвощинская - родная младшая сестра Надежды.
Эта повесть тоже затрагивает темы сословного неравенства и барской спеси, равно как и скользкой дорожки, по которой может пойти молодая девушка. Если Анна Васильевна, крестьянка, полюбила барина от чистой души, то их дочь, Саша, выбрала для себя другую судьбу. Сложный клубок отношений между Анной Васильевной, Александрой Сергеевной, сестрой ее покойного возлюбленного и мужа, а также заезжим Петром Николаевичем мастерски обрисован Хвощинской. Не обошлось и без имущественных соображений. Вообще вещь отличная и тоже делаю себе заметку, что стоит вернуться к творчеству писательницы.
Завершает сборник "Нигилистка" Софьи Ковалевской. Я уже читала ее раньше, но перечитала снова с удовольствием. Достойное завершение сборника.

Прочитано в рамках игр:
Книжная полка
Марафон игры в классики: тема 9 тура "Лицо в маске": все писательницы сборника, за исключением Софьи Ковалевской, публиковали свои произведения под псевдонимами.