Небольшое отступление.. Я живу в Санкт-Петербурге, почти рядом с улицей Даниила Хармса и всегда задумывалась, почему бы не познакомиться с автором поближе. Знакомство прошло на двоечку. Ну почему все самое странное, отвратительное и непонятное обязательно является вершиной творчества писателя или лучшим произведением конкретного времени? Повесть Хармса "Старуха" является такой. Действие происходит в Ленинграде, повествование от первого лица, но не указанны имя или фамилия. Известно только, что это молодой, холостой мужчина, писатель, который живёт в бедности. Однажды встречает старуху с часами, но без стрелок. Старуха позже пришла к нему и..померла! Зачем она пришла? Какой был смысл? Может она была привидением и ему это почудилось? Она абсолютно обладала сверхспособностями, потому что… Развернуть
Что это было? Обычная простая линейная история, но это лишь на первый взгляд. Повесть «Старуха» принято считать чуть ли ни вершиной творчества Даниила Хармса. Написанная в 1939 году, за несколько лет до смерти автора, эта причудливая история снискала множество поклонников и была поставлена в театрах не только России, но и других стран. Причудливо переплетаются сон и явь, сознание и дурман, обыденность и жутчайшие по своей сути события, размышления героя-рассказчика на грани фола…ужасающие и шокирующие. Здесь нет как таковой завершённости, здесь читатель не найдёт ничего на поверхности, придётся копать, придётся окунаться в это наркотическое вязкое болото, чтобы нащупать идеи и смыслы, вложенные автором в происходящее. Размышления о смерти, всевозможных методах расправы перемежаются… Развернуть
Это первое творение, вышедшее из под пера Хармса. И знаете, хочу сказать, что зря я так долго откладывала знакомство с Хармсом. У него все как я люблю в литературе: ирония, лёгкий слог, бьющие в точку слова, наполненность произведений.
Произведение «старуха» мрачная повесть с элементами мистики. Мне так понравился момент, в самом начале герой встречает старуху с часами без стрелок. Как много в этом. Часы без стрелок - жизнь без смысла, символ пустой жизни.
Появление старухи. У меня сразу всплыло куча вопросов: кто это? Это смерть? Или она жизнь? Или закат? А может она - это начало?
В конце герой читает молитву. Для меня это как безнадёга и единственный выход и спасение из ситуации. Мы прибегаем к богу, когда нам кажется совсем нет другого выхода. Так и у героя этой повести.
«Это будет…Развернуть
" Старуха"-это произведение Д.Хармса,которое было написано в 1939 году.Оно повествует о человеке у которого дома умерла старуха.
Произведение мне не понравилось.Сначала было интересно читать,а потом неприятно и страшно .Это ужас,мистика.
Я никогда не читала такое произведение и не советую.
Оценка:0/100
# ШКВ
Жуткая книга, пропитанная сюрреалистичной атмосферой. Это моё первое знакомство с творчеством Хармса. И оно, безусловно, удачное. Слушала аудиоверсию, причём ночью. В некоторых моментах было настолько страшно, что аж холодок по коже прошёл. На мой взгляд, это очень нетипичный и смелый рассказ для того времени. До последнего не могла понять, чем всё закончится, и лежала в сильном напряжении. Главный герой с такой ненавистью относится к старухе, что очень жутко представлять эти картины. Его действия и всё повествование представлялось безумно живым, будто бы смотришь фильм. Обязательно в будущем не раз перечитаю, потому как сейчас нахожусь под таким сильным впечатлением, что не могу полностью проанализировать рассказ.
Мрачная повесть с элементами мистики. Главный герой ненавидит покойников, мечтает о смерти шумевших во дворе детей и не может сесть за "новый, уж точно гениальный роман".
Повествование тёмное, будто в наркотическом бреду. Слушала аудиоверсию, поэтому с лёгкостью осилила эти сорок пять минут, но вряд ли дочитала бы сама. Произведение как сон — странные события, мутные мысли персонажа. Во многих источниках в повести находят библейские мотивы и связь с потусторонним миром.
На углу Литейной какой-то пьяный, пошатнувшись, толкнул меня. Хорошо, что у меня нет револьвера: я бы убил его тут же на месте.
На первый взгляд повесть совсем не абсурдная, а довольно таки простая. Возможно, именно внешняя простота повествования, тщательно скрывающая абсурд, делает повесть некой мистерией. События произведения мало связаны с реальной жизнью. С первых строчек герой сталкивается чем-то иным, получает опыт потустороннего общения. Инфернальный образ всемогущей старухи подталкивает нас к такой его интерпретации: в облике старухи героя посещает смерть. Главная тема повести – тема смерти и воскресения – присутствует во многих фольклорных жанрах. В произведении бытует другая логика, а его обитатели имеют странную, половинчатую внешность и язык. Молитва оказывается единственно возможной адекватной формой выразить опыт героя, побывавшего на границе жизни и смерти. Обращение к высшей сущности наиболее… Развернуть
Спойлеры!
Ууух... Иронично, жестоко, жутко и так правдиво. Какой красивый слог, его хочется читать, динамика захватывает. И сколько переполняющей философии, олицетворения, параллелей в этих страничках.
Кто она эта старуха? Сама жизнь, а точнее экстракт жизненного несчастья. Самое важное - герой лишает себя права выбора: быть счастливым или несчастным. Он сам находит несчастье (он видел, что в часах старухи нет стрелок, однако же спрашивает который час), затем сам впускает его в дом, добровольно выполняет его указания. И, казалось бы, он хочет от "несчастья" избавиться, оно унизительно, но это же вызовет столько хлопот! Да и все вокруг как будто против: у управдома выходной, у кондуктора нет сдачи с тридцати рублей, и уже пришел дед, чтоб забрать свою старуху, но разминулись, какая… Развернуть
кЧитать обязательно всем,то «чувствует в себе страшную силу…и способен написать гениальную вещь». Как автор -многоуважаемый Даниил Хармс. Потому что задумка рассказа «о чудотворце», который может «сотворить разные чудеса, но их не делает»-гениальна. И вообще бедного гнобят, а он терпит, не творит чудес, даже пальцем не пошевельнет! Так и я проживу свою бедную жизнь, полный всяких не проявленных чудес, волшебств и геройств...
А то, что герой-чудотворец старуху, можно сказать , укокошил, так она сама к герою приперлась не вовремя! А что столбняк на мальчишек наслать хочет, чтобы передохли детки, тоже в русле рассказа. Сочинить-то они гениальную вещь мешают! Вот и наказание соответствующее...
Вот из-за таких досадных мелочей у нас до сих пор редко появляются крупные, как Монблан или там… Развернуть
Читаю:
Я спустил ноги с кушетки, собираясь встать, и
вдруг увидел мертвую старуху, лежащую на полу за
столом, возле кресла. Она лежала лицом вверх, и
вставная челюсть, выскочив изо рта, впилась одним
зубом старухе в ноздрю. Руки подвернулись под
туловище и их не было видно, а из-под задравшейся
юбки торчали костлявые ноги в белых, грязных
шерстяных чулках.
- Сволочь! - крикнул я и, подбежав к старухе,
ударил ее сапогом по подбородку.
Пишу сестре в соседнюю комнату:
Вика, спроси у мамы, могут ли появиться синяки на труппе, если бить по нему уже после смерти?
Отвечает:
Если бить после смерти нет, откуда возьмется фермент гемосидерин?
Читаю дальше:
Брезгливый страх к себе вызывала эта мертвая
старуха. Я приподнял молотком ее голову: рот был
открыт, глаза… Развернуть
"Что это только что было?!" - пожалуй, типичная и логичная реакция на Хармса. Не стану оригинальным исключением.
до сих пор познание этого поэта и писателя ограничивалось только расположением памятника в скрипичном сквере, а тут из огня да в полымя! Нет, загнанный в гауссовские распределения мозг гуманитария позднее придумает очередное толкование, пусть и не такое крутое, как легенда о 40 святых. Но это будет потом. Пока с прочитанным переспать ночь...
"15 голых баб" - это то, что выражает чехарду, которая бурлит в голове (+1 к универсальности БГ)
Хармс, он настолько абсурден, что это в какой-то момент перестает вызывать недоумение. Ведь, читая Хармса, у тебя есть два варианта: а) ты бесишься от бредовости и необоснованности происходящего, психуешь и бросаешь чтение; б) ты принимаешь эту действительность с ее отсутствующими законами логики и превалирующими законами абсурда, смиряешься с ней и начинаешь получать от нее удовольствие. В случае с Хармсом я всегда предпочитаю второе, и ни разу еще не прогадала.
Хармс известен как поэт, представитель малого жанра. И потому то, что у него называется повестью, для многих не более чем рассказ, а у Сервантеса, например, и на вставную новеллу не потянуло бы. Но Хармс умудряется в малом количестве букв изобрести совершенно новый мир. Вы можете представить себе, как в ваш дом приходит человек,… Развернуть
Хармс - это планета. Его абсурд и юмор сам выбирает себя читателя, не он на любителя, а читатель для него. Среди всех детских, недетских и казалось бы бессмысленных рассказов и стихов проглядывает мудрость, остроумие, беспросветность, страх и тоска. Старуха - это небольшое-большое для Хармса произведение, которое часто ставится на сценах театров, это одно из последних и наиболее загадочных произведений Хармса, фантасмагоричное, аллегоричное, тут и Достоевский, и Пушкин, и бытовой суфизм. Оно само вас прочитает.