Книга БОРИС ГОДУНОВ стала одним из элементов идейной программы Платонова.
Ученый бросил вызов официальной псевдоисторической доктрине советской власти и воздал хвалу традиционной национальной государственности. С. Ф. Платонов описал эпоху Годунова и личность самого правителя, попытался, опираясь на фактический материал, снять обвинения с монарха во всех мыслимых и немыслимых грехах.
Ученый рассказал о Борисе Годунове как о талантливом политике, взошедшем на трон благодаря личным способностям, а не по праву наследования. Личные свойства и дела этого политического деятеля вызывали у его современников как похвалы, так и осуждение, переходившее в злую клевету. С. Ф. Платонов попытался устранить и то и другое, чтобы увидеть истинное лицо Бориса и дать ему справедливую оценку.
Книга БОРИС ГОДУНОВ стала одним из элементов идейной программы Платонова.
Ученый бросил вызов официальной псевдоисторической доктрине советской власти и воздал хвалу…
Публикации материалов и документов, связанных и жизнью и творчеством П. И. Чайковского, их научная разработка началась в 1918 г. Представленный сборник является первым опытом в этой работе. Здесь опубликованы 60 писем и записок П. И. Чайковского к его близким друзьям - Н. А. Губерту и его жене А. И. Губерт, которые обнимают самый плодотворный период творчества композитора с 1882-1893 гг.
Эти письма дополняют биографию П. И. Чайковского, дают любопытный материал к характеристике его как композитора; в них затрагиваются вопросы, связанные с созданием и постановкой опер 80-х гг. - "Чародейки" и "Черевичек".
В сборнике также представлены воспоминания близких и друзей композитора и другие сведения.
Публикации материалов и документов, связанных и жизнью и творчеством П. И. Чайковского, их научная разработка началась в 1918 г. Представленный сборник является первым опытом в…
Публикации материалов и документов, связанных и жизнью и творчеством П.И.Чайковского, их научная разработка началась в 1918 г. Представленный сборник является первым опытом в этой работе. Здесь опубликованы 60 писем и записок П.И.Чайковского к его близким друзьям - Н.А.Губерту и его жене А.И.Губерт, которые обнимают самый плодотворный период творчества композитора с 1882-1893 гг. Эти письма дополняют биографию П.И.Чайковского, дают любопытный материал к характеристике его как композитора; в них затрагиваются вопросы, связанные с созданием и постановкой опер 80-х гг. - "Чародейки" и "Черевичек".
В сборнике также представлены воспоминания близких и друзей композитора и другие сведения.
С иллюстрациями.
Публикации материалов и документов, связанных и жизнью и творчеством П.И.Чайковского, их научная разработка началась в 1918 г. Представленный сборник является первым опытом в этой…
«Очерки Византийской Культуры» - лебединая песня Павла Владимировича Безобразова.
Более тридцати лет своей трудовой, мятежной, полной превратностей жизни посвятил покойный (скончался в октябре 1918 г.) изучению истории Византии. Много памятников византийской письменности он изучил, еще большее количество их он прочитал. В результате у него получился неиссякаемый запас сведений, и этот запас он использовал как в своих ученых исследованиях, так и в области исторической беллетристики.
Особенно интересовали П. В. Безобразова отдельные стороны византийского быта, государственного, общественного и частного. И в предлагаемых вниманию читателя «Очерках» обрисованы эти стороны, но обрисованы - нужно сказать правду - скорее в их отрицательных, чем в положительных проявлениях. Таково уже было свойство исследовательского таланта П. В. Безобразова: он подмечал скорее минусы, чем плюсы византийской культуры, и склонен был эти минусы иной раз даже подчеркивать. Но было бы заблуждением думать, что византийская культура состояла из одних минусов. В ней было много и плюсов, и их хорошо знал покойный византинист, но обошел их молчанием в своих интересных и занимательных «Очерках», живо переносящих нас в далекое прошлое «Второго Рима». Выяснению положительных сторон византийской культуры издательство посвятит в ближайшем будущем особый очерк.
«Очерки Византийской Культуры» - лебединая песня Павла Владимировича Безобразова.
Более тридцати лет своей трудовой, мятежной, полной превратностей жизни посвятил покойный…
"Очерки" дают живую и широкую картину жизни византийского общества. В них обрисованы стороны византийского быта, государственного, общественного и частного.
Книга известного русского ученого-антиковеда М. И. Ростовцева (1870-1952) посвящена истории древних народов, населявших территорию юга России: киммерийцев, скифов, меотов, синдов, сарматов и их взаимодействию с населением греческих городов и государств Северного Причерноморья.
В книге профессор М. И. Ростовцев впервые говорит о связи эллинской и иранской культур между собой, об их важности для формирования более поздней культуры России, о преемственности культурных связей.
Книга известного русского ученого-антиковеда М. И. Ростовцева (1870-1952) посвящена истории древних народов, населявших территорию юга России: киммерийцев, скифов, меотов, синдов,…
Роман "14 декабря" - третья книга трилогии Дмитрия Сергеевича Мережковского "Царство Зверя", куда вошли "Павел Первый", "Александр Первый" и, наконец, роман о Николае Первом и декабристах- первоначально названный писателей по имени венценосного героя. Вечная тема любви и революции находит философское осмысление в произведении. Написанный в начале века, роман как бы предвосхищает события нашего сложного времени.
Роман "14 декабря" - третья книга трилогии Дмитрия Сергеевича Мережковского "Царство Зверя", куда вошли "Павел Первый", "Александр Первый" и, наконец, роман о Николае Первом и…
Эллинство и иранство на юге России всегда изучались отдельно одно от другого.
В очерке профессор М.И.Ростовцев впервые говорит о связи эллинской и иранской культур между собой, об их важности для формирования более поздней культуры России, о преемственности культурных связей.
Книга иллюстрирована фотографиями наиболее важных и типичных археологических памятников.
Эллинство и иранство на юге России всегда изучались отдельно одно от другого.
В очерке профессор М.И.Ростовцев впервые говорит о связи эллинской и иранской культур между собой,…
Третья и последняя из мировых религий возникла при иных условиях, чем две первые, и имела иную судьбу. Буддизм был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религий; христианство - народом, который один из всех народов древности сумел возвыситься от национальных верований до почитания единого для всех народов Бога; ислам возник среди народа, не принимавшего до тех пор почти никакого участия в религиозной и вообще в культурной жизни человечества. Первые земные владыки, принявшие буддизм и христианство, были отделены несколькими столетиями от основателей религий; Мухаммед положил начало не только религии, но и государству, и ислам при жизни своего основателя пережил процесс развития, который пережил буддизм от Шакьямуни до Ашоки, христианство от Христа до Константина Великого.
В очерке об исламе рассматриваются следующие вопросы: политическая и религиозная жизнь Аравии до Мухаммеда, проповедь Мухаммеда в Мекке, ислам после пророка, отделение церкви от государства, сунна пророка, мистицизм в исламе, мусульманская догматика секты, ислам и современная культура.
Третья и последняя из мировых религий возникла при иных условиях, чем две первые, и имела иную судьбу. Буддизм был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих…
Художественный идеал демократических Афин - чисто современная проблема. В нем так много абсолютно ценного, общечеловеческого, что каждый человек не может смотреть на Афины иначе, как на свое духовное отечество. Это отечество прекрасно. Трудно указать искусство, которое имело бы большее распространение, чем какое имело в древности афинское искусство V века до Рождества Христова. Нет другого искусства, которое оказало бы столь глубокие влияния в новейшее время, как это искусство. Афинское искусство - одно из самых социальных, какие были. В силу того, что мною сказано было раньше, мы должны признать, что оно - одно из самых прекрасных искусств, которые мы знаем.
Художественный идеал демократических Афин - чисто современная проблема. В нем так много абсолютно ценного, общечеловеческого, что каждый человек не может смотреть на Афины иначе,…
Очерк посвящен древнегреческой религии. В нем рассматриваются следующие вопросы: обожествление природы, освящение труда, объявление бога в красоте, освящение человеческого общежития, объявления бога в добре, религиозная философия, объявление бога в истине.
Очерк посвящен древнегреческой религии. В нем рассматриваются следующие вопросы: обожествление природы, освящение труда, объявление бога в красоте, освящение человеческого…
В книге автор рассматривает Русское государство XVI-XVII веков. Он анализирует разные слои общества: боярство, церковь, государевых служивых людей и тяглых сирот и др.
Автор отмечает не только служилый характер, но «собственный социальный вес» русского боярства, коренящийся в быстром развитии боярского землевладения еще в Киевскую эпоху. Вместе с тем Пресняков обостряет известный тезис о нарушении великокняжеской властью семейно-вотчинного обычного права и по сути дела ставит вопрос о социальном перевороте, революции «сверху». Результатом этого переворота стало вотчинное государство, сложившееся уже при Иване III. Наряду с не раз отмечавшимися обстоятельствами утверждения самодержавия, Пресняков подчеркивает именно феодальный характер централизации: «Москва растет в борьбе с соперниками, лишает их живой силы тем, что стягивает к себе многолюдное боярство, поощряя его «отъезд» из других княжеств на свою службу и закрепляя за собой эту боярскую службу пожалованием доходных кормлений и крупных вотчин». Не имея возможности втянуть всю массу земель и населения в систему дворцового управления, великий князь «передает полномочия власти для выполнения неизбежного минимума правительственной деятельности на местах наместникам ради обеспечения себе боярской службы, части областных доходов и господства над данной частью территории и населения». Со временем великокняжеский «перебор» земель и людей, растворение вотчинного землевладения в поместной системе, отпадение таких традиционных ограничителей самодержавия, как печалование духовенства за опальных и соблюдение обычных форм верховного суда, привели к крушению боярской вольности. Термин социального быта - «боярин» - получает своеобразное должностное и правительственное значение в связи с понятием «боярского суда». Дальнейшая эволюция понимания задач государственной власти и бюрократизация управления при нарастающей «мистике самодержавия» привели к смене вотчинной монархии полицейским государством, с его «просвещенной» опекой над всеми сторонами народной жизни во имя «общего блага».
В книге автор рассматривает Русское государство XVI-XVII веков. Он анализирует разные слои общества: боярство, церковь, государевых служивых людей и тяглых сирот и др.
Автор…
Книга выдающегося мыслителя русского Серебряного века - философа, историка, культуролога - Льва Платоновича Карсавина (1882 — 1952) является блестящим образцом и прообразом культурологии XX века. Она как бы подытожила целый ряд его исторических работ, одновременно продемонстрировав новый, синтетический подход к исследованию культуры.
В то же время данный "очерк" предварил собственное религиозно-философское творчество мыслителя и потому может быть важным дополнением к выходящим ныне философским книгам Л. П. Карсавина.
Книга выдающегося мыслителя русского Серебряного века - философа, историка, культуролога - Льва Платоновича Карсавина (1882 — 1952) является блестящим образцом и прообразом…
В своем очерке по истории католицизма Л. П. Карсавин дал критический обзор важнейших трудов западноевропейских авторов, собрал огромный, хорошо отобранный фактический материал, во многом по-новому осветил историю католицизма, его распространения и развития западноевропейской культуры.
В своем очерке по истории католицизма Л. П. Карсавин дал критический обзор важнейших трудов западноевропейских авторов, собрал огромный, хорошо отобранный фактический материал, во…