Константин Вагинов (1899–1934) — один из наиболее самобытных писателей 1920-х — начала 1930-х годов, издавший четыре поэтических сборника и написавший четыре романа. Он был вхож в разные поэтические и интеллектуальные круги: в объединение «Звучащая раковина» Н. С. Гумилева, в «Кольцо поэтов им. К. К. Фофанова», в круг М. А. Кузмина и М. М. Бахтина, в переводческий кружок АБДЕМ и объединение ОБЭРИУ. В архиве писателя есть объемная тетрадь, бо́льшая часть которой, озаглавленная «Семечки», отведена под записи, отображающие повседневный опыт его взаимодействия с речевой и текстуальной средой. Язык городской улицы, трамвайные разговоры, услышанные в очередях анекдоты перемежаются на страницах тетради с цитатами из афиш, объявлений и книг, отобранными с отчетливым пристрастием к фиксациям устной речи. «Семечки», хотя они и не задумывались как самостоятельное произведение, наделены очевидной творческой прагматикой: именно здесь наиболее радикально и последовательно разработана поэтическая проблематика и литературная техника, важные для Вагинова в начале 1930-х: крайние формы сочетаемости дискурсов и стилей, включение живой речи в литературное произведение, приемы коллажного повествования. Несмотря на то что тетрадь давно известна исследователям творчества Константина Вагинова, она опубликована лишь фрагментарно. В настоящем издании впервые дается полная публикация записной книжки Константина Вагинова, сопровожденная рядом статей, комментарием и иллюстрациями.
Константин Вагинов (1899–1934) — один из наиболее самобытных писателей 1920-х — начала 1930-х годов, издавший четыре поэтических сборника и написавший четыре романа. Он был вхож в…
В настоящем издании представлены материалы второго этапа (1981–1989) уникального лонгитюдного междисциплинарного исследования жизни драматического театра, предпринятого группой ленинградских социологов и театроведов (1973–1989). Ценность и актуальность этого исследования для современного изучения театра обусловлена непревзойденными до сих пор масштабом и репрезентативностью, инновационной методикой, позволяющей анализировать театральную жизнь как целостный социокультурный феномен, и, конечно, временем — периодом расцвета ленинградской театральной школы. Опубликованные впервые интервью с главными режиссерами драматических театров Ленинграда (И. П. Владимировым, Л. А. Додиным, В. А. Малыщицким, Г. А. Товстоноговым и др.), взятые в период «театрального эксперимента» в 1988 году, представляют особый интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Временнáя дистанция позволяет с особого ракурса взглянуть на эти беседы как на послание современным и будущим служителям сцены, исследователям театра и всем любителям драматического искусства.
В настоящем издании представлены материалы второго этапа (1981–1989) уникального лонгитюдного междисциплинарного исследования жизни драматического театра, предпринятого группой…
В книгу включены семь дневников молодых людей, родившихся в 1943–1948 годах. Отобранные для публикации тексты интересны тем, что запечатленная в них молодость авторов совпала с периодом оттепели в советской истории. Этот сложный и неоднозначный период вместил в себя такие события, как Фестиваль молодежи и студентов 1957 года, принятие Новой программы КПСС в 1961 году, поставивший мир на грань ядерной войны Карибский кризис 1962 года, строительство мощнейших гидроэлектростанций в первой половине 1960-х, космический полет Юрия Гагарина в 1961-м, взлет и падение Н. С. Хрущёва, достижения и прорывы в науке и искусстве и многое другое, что создает своеобразную атмосферу, которая чувствуется при чтении. Если воспринимать дневник как источник информации о времени, то эту информацию следует искать не только в перечислении исторических фактов или деталей повседневности, но в первую очередь в самой личности авторов — «записывая себя», они запечатлевают для потомков свое время.
В книгу включены семь дневников молодых людей, родившихся в 1943–1948 годах. Отобранные для публикации тексты интересны тем, что запечатленная в них молодость авторов совпала с…
Эта книга о том, как устроено взросление в современной России. Используя социологическую оптику, авторы анализируют опыт перехода к взрослости представителей двух социальных групп, находящихся на противоположных полюсах социальной стратификации: образованного городского среднего класса и выпускников детских домов. Молодежь из среднего класса в крупных городах имеет возможность получить качественное образование и пользуется ресурсами своих родительских семей, что повышает шансы на достижение социального успеха и занятие престижных профессиональных позиций. Напротив, молодые люди, получившие опыт институциональной заботы, имеют высокие риски «социального провала» — это безработица, бедность, маргинализация. В основе исследования — уникальный эмпирический материал: интервью с молодыми людьми и девушками, с чиновниками, учителями и сотрудниками нко, официальные документы, педагогические и культурные дискурсы о детстве и взрослости.
Эта книга о том, как устроено взросление в современной России. Используя социологическую оптику, авторы анализируют опыт перехода к взрослости представителей двух социальных…
В книге исследуется экономическая история американского народа в ее связи с историей экономической мысли за период от «Мэйфлауэра» (1620 г.) до текущего момента. Рассматриваются как периоды экономического прогресса США, так и кризисные периоды, такие как Великая депрессия, стагфляция 1970-х и Великая рецессия. Автор анализирует историю США на основе методологии австрийской экономической школы (Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек и М. Ротбард). Такой подход позволяет под необычным углом посмотреть на ключевые события новейшей истории США и понять, какие причины способствуют, а какие препятствуют модернизации.
В книге исследуется экономическая история американского народа в ее связи с историей экономической мысли за период от «Мэйфлауэра» (1620 г.) до текущего момента. Рассматриваются…
В книгу, посвященную творчеству Александра Введенского (1904–1941), вошли работы разных лет, которые сложились в монографию о русском поэте — радикальном экспериментаторе, члене Объединения реального искусства (ОБЭРИУ), плодовитом детском писателе, в чьих неопубликованных при жизни «взрослых» произведениях был осуществлен подрыв обыденного языка и обыденного сознания. Книга составлена из 15 глав, затрагивающих ряд глубоко волнующих поэта вопросов, которые сохранились в его уцелевших текстах (до нас дошла, как предполагается, лишь четверть написанного Введенским). В этих главах исследуются поэтические и философские аспекты его творчества: алогизм, абсурд, непонимание, событие, эрос, время, небытие. Эти магистральные темы и аспекты объединены в тематические блоки, соответствующие творческим интересам Введенского: «Рождение мира», «Непонимание мира», «Смерть мира». В первой части исследуются возможности сотворения мира новой языковой логикой; во второй части представлен мир Введенского как великое непонимание, побуждающее к вопросам без ответа; третья часть сосредоточена на прощании героев с миром и мира с героями.
В качестве визуального ряда, отражающего эсхатологические рефлексии поэта, на заставках к главам книги помещены 15 гравюр Альбрехта Дюрера из серии «Апокалипсис».
В книгу, посвященную творчеству Александра Введенского (1904–1941), вошли работы разных лет, которые сложились в монографию о русском поэте — радикальном экспериментаторе, члене…
Книга петербургского историка Сергея Ярова — пронзительный и откровенный рассказ о жизни ленинградцев в тяжелейшие дни блокады. На материале сотен источников, в том числе ранее не опубликованных, автор показывает повседневные тяготы и лишения жителей осажденного города, их страдания, боль и попытки выстоять и выжить в немыслимых условиях. Вопреки всему эти люди — опухшие, обессиленные, изнуренные голодом и холодом, разучившиеся плакать — сохраняли в себе человеческое начало. Свидетельства очевидцев, погибших и выживших, создают впечатляющую по своей силе фреску мученичества. Это блокада, увиденная глазами самих участников тех страшных событий.
Книга петербургского историка Сергея Ярова — пронзительный и откровенный рассказ о жизни ленинградцев в тяжелейшие дни блокады. На материале сотен источников, в том числе ранее не…
Книга «Пикассо и окрестности» Ивана Аксенова вышла в свет в футуристическом издательстве «Центрифуга» в 1917 году. Она стала первой в мире монографией о художнике, впоследствии признанном одной из ключевых фигур искусства XX века. В революционный год слома эпох и эсхатологических потрясений книга осталась практически незамеченной. Но уже в наши дни она была заново открыта и высоко оценена. Это необычное произведение — как по афористичному провокативно-эпатажному тону, так и по своей структуре: Аксенов пишет не только о Пикассо, но и об эстетике и социологии искусства; автор предпочитает эффектные утверждения и аллюзии исчерпывающим объяснениям. В книге множество скрытой полемики, в ходе которой превозносятся самые крайние эксперименты Пикассо и доказывается, что его художественные решения вовсе не укладываются в рамки кубизма. Автор книги Иван Александрович Аксенов (1884–1935) — одна из ярких фигур русского авангарда: поэт, критик, искусствовед, участник группы «Центрифуга», соратник Мейерхольда и Эйзенштейна, переводчик и шекспировед. Книга «Пикассо и окрестности» написана по следам личного общения с художником в Париже весной 1914 года. Это не только первое серьезное изучение живописи Пикассо, но и важный образец литературы, рефлексирующей об искусстве. Читатель впервые получает возможность познакомиться с авангардистским памятником 1917 года, в точности воспроизведенным и снабженным обширным комментарием, исследованием и иллюстративным рядом.
Книга «Пикассо и окрестности» Ивана Аксенова вышла в свет в футуристическом издательстве «Центрифуга» в 1917 году. Она стала первой в мире монографией о художнике, впоследствии…
Современный быстроразвивающийся мир данных, интенсивное использование данных и новые возможности научного поиска и бизнеса на их основе породили науку о данных - новую парадигму исследований и разработок, которая использует методы и возможности экспериментальной, теоретической и вычислительной науки. Как любая новаторская область знания, наука о данных порождает много споров и вопросов: что именно она из себя представляет, как проникает в различные профессии, образование, бизнес, экономику и другие сферы нашей жизни, как конкурирует в этих областях с другими науками и как их изменяет.
В этой книге представлена по возможности полная картина науки о данных как новой научной и технологической парадигмы, а также учебной дисциплины.
Автор подробно рассказывает об эволюции образа мышления, основанного на данных, о развитии входящих в науку о данных дисциплин, о том, как и почему эта наука становится движущей силой новой цифровой экономики. В книге описывается, как мышление на основе данных трансформирует наши представления об управлении и стратегии развития предприятия, как оно формирует прорывные научные исследования и технологические инновации.
В книгу также включен дополнительный материал: толковый англо-русский словарь терминов науки о данных, подготовленный профессором В. И. Городецким.
Книга может быть полезна для менеджеров данных, бизнес-аналитиков, лиц, принимающих стратегические решения, руководителей исследований и преподавателей, ответственных за продвижение актуальной научной, инновационной и промышленной повестки и за разработку учебных курсов следующего поколения, а также для всех, кто хочет понять, как наука о данных меняет наш мир.
Современный быстроразвивающийся мир данных, интенсивное использование данных и новые возможности научного поиска и бизнеса на их основе породили науку о данных - новую парадигму…
О том, что такое деньги, люди знают более чем достаточно. Но в то же время знают о них меньше, чем нужно. В книге рассказывается о том, что представляют собой деньги с точки зрения экономиста. Даже специалистам сложно дать однозначное формальное определение понятию «деньги». Однако от того, как определяют деньги экономисты, зависит, как будет управляться экономика. А следовательно — наша с вами жизнь. О чем же спорят экономисты, когда речь заходит о деньгах? Какие обстоятельства привели к их появлению? Что происходит раньше — увеличение количества денег или рост цен? Кто, кроме государства, может печатать деньги? Что бывает, когда деньги печатает не государство? И, в конце концов, что будет с деньгами дальше… Ответы на эти и многие другие вопросы — в книге профессора факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлии Вымятниной. Книга рассчитана на всех, кто интересуется проблемами политики, истории, экономики и социальных наук.
О том, что такое деньги, люди знают более чем достаточно. Но в то же время знают о них меньше, чем нужно. В книге рассказывается о том, что представляют собой деньги с точки…
Великая война не перестает будоражить умы. При этом куда меньше внимания уделяется процессам, благодаря которым европейцы пытались осмыслить, а потом изжить ее катастрофический опыт. Многочисленные места памяти и места скорби — как общественные, так и частные, — возникшие вследствие этого конфликта, ранее не изучались в сравнительном ключе. Эта книга посвящена именно им.
Во Франции, Великобритании и Германии как во время Первой мировой, так и сразу после ее окончания летопись утрат касалась каждого. Об основных воюющих державах можно без преувеличения сказать, что траур носила каждая семья. В послевоенные годы те, кто остался лицом к лицу с этой армией мертвецов, предпринимали попытки увековечивания их памяти, не сводившиеся к воспроизведению традиционных патриотических шаблонов. Да, миллионы людей пали в боях за свою страну, но эти слова стали лишь началом, а не итогом поисков «смысла» беспрецедентной бойни — Великой войны.
Чтобы запомнить переживания 1 500 дней войны, необходимо было освоить искусство забывать; в межвоенные годы те, кому не удалось вытеснить из сознания болезненные кошмары, оказались в лечебницах для умалишенных. Большинство справилось. Они умели и помнить, и забывать и, применив и то и другое, как минимум обрели шанс вырваться из круга страшных военных травм. Речь в книге пойдет о подробностях этого процесса.
Великая война не перестает будоражить умы. При этом куда меньше внимания уделяется процессам, благодаря которым европейцы пытались осмыслить, а потом изжить ее катастрофический…
В 1926 году Владимир Маяковский предпринял одну из последних своих радикальных эскапад — отдал в печать стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Это не только гимн поэтическому искусству, и не только едкая насмешка поэта над бюрократией. В этом произведении демонстрируются в том числе вещи весьма «деликатного» свойства — обозначен уровень писательских доходов, совершенно недоступный для любого рядового гражданина СССР. Стихотворение было издано в виде отдельной книжки, в оформлении Александра Родченко, а затем напечатано в журнале «Новый мир». Впоследствии многие строки стали крылатыми. «Разговор с фининспектором о поэзии» — это одновременно литературный манифест, социально-политическая декларация, подобие финансового отчета, скандальный жест, а также инвектива в адрес безликого чиновника — артикулированная с неприкрытым сарказмом и едва скрываемым бешенством. Попытка тягаться с левиафаном обескуражила поэта — налог ему не только не снизили, а увеличили почти в 5 раз (!), поставив на грань финансового банкротства…
В настоящем издании эпатажный манифест Маяковского впервые подробно комментируется и воспроизводится факсимильно; детально проанализированы перипетии борьбы поэта с финансовым ведомством, публикуются уникальные финансовые документы из фондов Государственного музея В. В. Маяковского (включая налоговые декларации и неизвестные письма-заявления поэта), а также собраны карикатуры и пародии на Маяковского, связанные с темой гонораров.
В 1926 году Владимир Маяковский предпринял одну из последних своих радикальных эскапад — отдал в печать стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Это не только гимн…
Польский и французский историк Кшиштоф Помян (р. 1934) посвятил свою многолетнюю творческую деятельность исследованию концепций памяти и истории, в которых значения тех или иных предметов всегда играли ведущую роль. Настоящая книга, составленная из очерков 1970-1980-х годов, была впервые опубликована во Франции в 1987 году и сразу же стала основополагающей для изучения истории коллекционирования, задав те фактические и теоретические рамки, в которых вели свою работу несколько последующих поколений ученых. Помян не признает принятых сегодня границ между собиранием произведений «изящных искусств» с одной стороны и прочих объектов — с другой, рисуя общую картину европейского коллекционирования с XVI по XVIII столетие. Он демонстрирует междисциплинарный характер истории коллекционирования, неразрывно переплетенной не только с историей искусства, науки, общества и политики, но и с антропологией, социологией и вопросами ценности и значимости в контексте различных экономических и социальных структур.
Издание предназначено для историков и искусствоведов, а также для широкого круга читателей, интересующихся европейской культурой и антропологией.
Польский и французский историк Кшиштоф Помян (р. 1934) посвятил свою многолетнюю творческую деятельность исследованию концепций памяти и истории, в которых значения тех или иных…
Вторая мировая война определила всю международную политику с середины XX вплоть до начала XXI века. Ее интерпретация (преимущественно через образ Великой Отечественной войны) стала этическим фундаментом всей российской политики. Отечественные представления о той переломной эпохе не совпадают с оценками и взглядами, устоявшимися в исторической памяти других стран. Европейские и американские нарративы достаточно известны в России, в том числе и в контексте яростных споров на самом высоком политическом уровне. Незападные трактовки оставались по большей части вне поля зрения нашей читающей публики. Кооперация журнала «Россия в глобальной политике» и Центра изучения культурной памяти и символической политики Европейского университета в Санкт-Петербурге позволила подготовить первый квалифицированный обзор и анализ этого проблемного поля.
Одиннадцать глав монографии написаны специалистами-страноведами и/или специалистами в сфере международных отношений, и именно с этой перспективы они смотрят на политику памяти о Второй мировой войне в Японии, Китае, Северной и Южной Корее, Монголии, Индии, Иране, Турции, странах арабского мира, Бразилии, Аргентине и Мексике. И международники, и политологи, и культурологи, и историки, и, наконец, исследователи политики памяти как междисциплинарного поля — все найдут здесь много полезной информации и пищу для размышлений.
Под редакцией А. И. Миллера и А. В. Соловьева.
Вторая мировая война определила всю международную политику с середины XX вплоть до начала XXI века. Ее интерпретация (преимущественно через образ Великой Отечественной войны)…
Американский антрополог и социокультуролог Марк Лехти рассматривает культурное взаимодействие Востока и Запада сквозь призму развития туристической индустрии в Непале — стране, которая оставалась «закрытой» до середины XX века. В книге рассказывается о том, каким Непал виделся представителям западной контркультуры, какие формы принимали меняющиеся контркультурные проекции и как сами жители Непала реагировали на их «открытие» многочисленными иностранцами.
Американский антрополог и социокультуролог Марк Лехти рассматривает культурное взаимодействие Востока и Запада сквозь призму развития туристической индустрии в Непале — стране,…
«Земля после нас» — это интереснейшее путешествие в далекое будущее, на сто миллионов лет вперед, когда человечество исчезнет с поверхности земного шара. Вообразите, что люди, как некогда динозавры, оставили многочисленные следы своего существования, и теперь некая высокоразвитая внеземная цивилизация изучает их, чтобы реконструировать прошлое. Какую историю расскажут о нас горы и скалы? Какие окаменелости оставят после себя люди? Что будет с городами, автомобилями, пластиком и прочими отходами современной цивилизации? Совершая увлекательные экскурсы в историю Земли, повествуя о различных аспектах ее функционирования и попутно рассказывая читателю о развитии геологической науки, автор выдвигает предположения о том, каким будет наследие вида Homo sapiens и какое воздействие — малозаметное или катастрофическое — окажет он на свою планету.
«Земля после нас» — это интереснейшее путешествие в далекое будущее, на сто миллионов лет вперед, когда человечество исчезнет с поверхности земного шара. Вообразите, что люди, как…
Книга британского искусствоведа Фрэнсиса Хаскелла (1928–2000) посвящена истории временных выставок, на которых демонстрировались работы мастеров прошлого. Автор прослеживает это явление от его зарождения в Италии в XVII столетии до расцвета в Германии, Нидерландах и Великобритании в XX веке. Он показывает, что временные выставки не только способствовали пониманию изобразительного искусства, но неизбежно служили и другим целям: религиозным, общественным, политическим. Хаскелл задается вопросом, нужны ли такие выставки, и обращает внимание читателей на опасности, которые несет в себе «эфемерный музей». Среди них не только угроза физического повреждения предметов искусства, постоянно подвергающихся перемещению, — на что впервые указал еще Гёте, закончив свое четверостишие 1816 года пафосными словами: «Что нам останется? Утраты», — но прежде всего искаженные представления об истории искусства, которые возникают у зрителей, когда работы изымаются из своего контекста или помещаются в новый, меняющий их первоначальный смысл. Издание предназначено для историков, искусствоведов, музейных работников, а также для широкого круга читателей, увлеченных культурными феноменами прошлого и настоящего.
Книга британского искусствоведа Фрэнсиса Хаскелла (1928–2000) посвящена истории временных выставок, на которых демонстрировались работы мастеров прошлого. Автор прослеживает это…
Книга написана в 2020 году, в основном по данным Всемирного обзора ценностей (1981–2020). В период с 1981 по 2007 год в большинстве стран возрастал уровень религиозности, отчасти вследствие более высокой рождаемости в религиозных семьях. Но с 2007 по 2020 год почти все страны стали менее религиозны. Неожиданно ли? Все крупные религии по традиции поощряют высокую рождаемость, отражая недавнюю по историческим меркам реальность, характеризовавшуюся высокой младенческой смертностью и низкой продолжительностью жизни. В таких условиях нормы высокой рождаемости и строгой регламентации сексуального поведения необходимы для воспроизводства общества. Тем не менее религия угасает. Что же будет дальше? Скандинавские страны уже давно находятся на передовом крае социальных изменений. Протестантизм оставил в них глубокий культурный отпечаток, но в XX веке у них появилось социальное государство с системой всеобщего бесплатного здравоохранения и образования, социальной защитой, детскими садами, пенсиями по старости и этикой социальной солидарности. В этих странах уровень религиозности невысок и быстро снижается. Ведет ли это к распаду общества и нигилизму? Похоже, что нет. Хотя эти страны стали менее религиозны, люди в них отличаются высоким уровнем доверия друг другу, толерантностью, честностью, социальной солидарностью и приверженностью демократическим нормам. Упадок религии в мире — одно из самых серьезных явлений за всю историю человечества. Книга Рональда Инглхарта рассматривает причины этого явления и его возможные последствия.
Книга написана в 2020 году, в основном по данным Всемирного обзора ценностей (1981–2020). В период с 1981 по 2007 год в большинстве стран возрастал уровень религиозности, отчасти…
Книга американского историка Стивена Эпштейна посвящена средневековой Генуе — важнейшему коммерческому центру не только Италии, но и всей Европы в X–XVI веках. Автор прослеживает судьбу города на протяжении долгого времени, рассказывая об основных политических акторах Генуи, о важнейших семейных кланах, влиявших на городскую жизнь, о войнах с соседями, колониальных экспедициях, острых внутренних конфликтах, развитии бизнеса, благотворительности, формировании государственного долга. История этого города представляет огромный интерес — особенно для тех, кто хочет понять, как из позднего Средневековья и эпохи Ренессанса вырастал современный мир. Исследования европейской модернизации невозможны без анализа генуэзской морской торговли и экономических институтов, возникших в Генуе. Читатель узнает, как постепенно из генуэзской торговли рождалась сильная экономика, как укреплялись местные политические институты и как город формировал ту базу, которая станет потом основой европейской модернизации.
Книга американского историка Стивена Эпштейна посвящена средневековой Генуе — важнейшему коммерческому центру не только Италии, но и всей Европы в X–XVI веках. Автор прослеживает…