ОЦЕНКА:
Мир-Кольцо 1/5
Без остановки 5/5
МОЕ МНЕНИЕ О КНИГЕ:
Мало что может сравниться в своей притягательности для человечества с Тайной. Тяга к познанию – это наше превосходство и наше удачное приобретение. Это именно то, что расширяет наши границы и делает возможным прогресс. И потому не удивительно то, что в жанре, ориентированном именно на будущее, часто можно встретить романы про столкновение человека с Тайной, с Непознанным, про то, насколько будоражит нас дух авантюризма и последовательное превращение мистического в рациональное. Можно сказать, что объединенные в этом томе два главных романа американца Ларри Нивена и британца Брайана Олдисса как раз посвящены этой теме, вот только лишь одному из них удалось передать нужную интонацию и эмоции.
Ларри Нивен «Мир-Кольцо»
«Мир-Кольцо» - первый роман довольно известной тетралогии, в самом названии которого заключена главная сюжетная загадка. Это классическая одиссея компании чудаковатых и разных по типажу персонажей, которые встретят на своем пути различные приключения. В общем, ничего необычного для НФ жанра.
Сюжет: ближе к третьему тысячелетию представитель трусливой, но очень умной и умеющей торговаться расы кукольников (двухголовые и трехногие а-ля верблюды) набирает себе команду, чтобы отправиться за пределы «известного космоса» к необычному небесному объекту – кольцу, вращающемуся вокруг звезды. Кукольники надеются найти у сверхцивилизации, сумевшей построить такое грандиозное сооружение, способы избежать надвигающейся вселенской катастрофы (излучения от цепной взрывной реакции ряда сверхновых звезд в центре галактики). Кукольник отбирает себе команду из двухсотлетнего человека-авантюриста, его подружки (которую кукольники как выяснится позже селективно отбирали по признаку удачи и счастья) и представителя воинственной расы кзинов (котообразные агрессивные здоровяки). Вся эта ворчливая компания отправляется к Кольцу, где их корабль терпит бедствие, атакованный автоматической системой защиты Кольца от метеоритов. Приземлившись на его поверхность, путешественники начинают искать пути вернуться домой (подняться в космос к материнскому кораблю), параллельно исследуя само кольцо. На их пути встретятся туземцы, еще одна разумная раса, летающие дома, огромные горы, агрессивные растения, фокусирующие свет звезды и мн. др., пока некоторые из героев не смогут улететь домой…
*Визуализация Мира-Кольца
Как и многие фантастические произведения, этот роман обладает главной неудачной комбинацией таковых: отличная идея + распыление автора на многочисленные вторичные темы + бездарная литературная реализация. Казалось бы, сама идея Мира-Кольца УЖЕ самодостаточна сама по себе. Все что оставалось, это технически грамотно и литературно увлекательно описать процесс исследования и постепенного приоткрывания завесы тайны. К сожалению, такого настроения в романе нет вообще. Кольцо практически сразу «плюхает» на себя корабль главных героев и дальше основное повествование занимают их ссоры и перестрелки с местными туземцами.
Кстати, о героях. Авантюрист, мохнатый здоровяк, его глуповатая легковесная подружка…. В какой-то фантастической саге я уже это встречал... Ну да ладно, роман был раньше, не буду нагнетать. Поговорим о другом.
Самовлюбленный путешественник, бесстрашный и импульсивный вояка, веселая и соблазнительная красотка, которую интересует (да простят меня феминистки, но это так) только удовлетворение похоти и, наконец, трусливый и очень хитрый торгаш-манипулятор. Согласитесь, пестрая компания! И даже если наплевать на основную концепцию романа (Мир-Кольцо), то УЖЕ из взаимоотношений этих типажей можно вытянуть такой сюжет, что Шекспир обзавидуется. Но Ларри Нивену не удалось выписать своих героев таким образом, чтобы они хоть сколько-то заставляли сопереживать себе. Многие диалоги и поступки просто нелогичны и глупы, а сюжетные коллизии – не интересны. Вот несколько примеров характерных диалогов, где герои советуют друг другу какую-то откровенную ерунду или делают что-то глобальное, при этом только потом пытаясь выяснить, зачем именно они это делают:
«Луис даже не пытался убеждать ее, предпочитая уйти с ее пути, как уступил бы дорогу атакующему бандерснатчу.
— Если будут какие-то сложности с запуском двигателей, просто нажимай первую попавшуюся кнопку, — посоветовал он.
— Запомню, — улыбнулась она и добавила серьезней. — Позаботьтесь о Нессе.»
***
«— Это должно получиться, — сказал, подумав, Говорящий. — Если не хватит мощности, можно отрезать еще несколько этажей. Но… зачем ты это делаешь? Что ты надеешься найти на вершине?
— Я мог бы тебе сказать — это всего одно слово — но тогда ты, наверное, рассмеешься мне в лицо. Если окажется, что я не прав, клянусь, ты никогда не узнаешь, что я планировал.»
*Главные герои Мира-Кольца
Почти к любому НФ роману можно придраться по технической части. Но если теория более-менее стройная и нет откровенного абсурда, то при наличии сильной литературной, драматической составляющей на это вовсе можно закрыть глаза. Среди основных вторичных идей в романе выступает т.н. «поле Славера» и управление гравитацией. Так, в романе важную роль играет летающий дом (бывшее полицейское управление с тюрьмой). А теперь подумайте про вот такой маневр из романа: главные герои поднимаются с помощью этого летающего дома (за счет его антигравитационных сил) на вершину горы на Кольце (которая выше атмосферы, т.е. находится в космосе), чтобы через ее сквозное жерло «выскочить»/упасть в открытый космос… А почему просто сразу не подняться в космос? В общем беда-печаль и высасывание сюжета.
В роли еще одной вторичной концепции следует выделить довольно забавную, но иррациональную в своей сути идею глобальной селекции «по счастью». Т.е. постепенно отбирались те люди, которым по жизни везет, которые всегда выходят сухими из воды и срывают джек-пот. Вот только результатом такой селекции в романе служит похотливая дурочка, вызывая легкое чувство недоумения. Да и вовсе, весьма образованные и имеющие высокие технологии кукольники, которые и занимались данной селекцией, на самом деле не стали бы заниматься таким лженаучным и абстрактным абсурдом.
Кстати о сексе. Американские писатели очень любят дополнить свои НФ романы пикантными сценами, которые выглядят как пятая нога у собаки. Пожалуй, стоило бы давать «Небьюлу» уже хотя бы за то, что в фантастическом романе никто из главных героев ни разу не переспал друг с другом. Нивен скромничать также не стал. Вот представьте: вы на далекой пустой планете, ваш корабль потерпел крушение, теоретически есть вероятность найти представителей местной цивилизации, которая сможет вам помочь и починить корабль; вы отправляетесь на поиски…идете…видите водоем, то ли с кислотой, то ли с водой; и что же вы делаете дальше? А вот Мисс-Удача берет своего друга за руку, ныряет в водоем и совокупляется пока не поздно… Бинго! Но! Через несколько дней (глав), она бросает своего друга, чтобы уйти и переспать с местным туземцем. Бинго 2!
Что же… Чтение «Мира-Кольца» - опыт сомнительной радости. Сомнительной настолько же, как и обоснованность его трех престижных литературных премий. Интереснейшая техническая идея отдана на откуп посредственному сюжету, плоским героям и вялой логике. К слову, тайна самого Кольца в романе так и не раскрыта. Расходимся... А за некоторые эпизоды, главный роман Ларри Нивена я нарекаю цитатой из другого НФ произведения: «Большое Космическое Трахание».
*Фантазия на тему Мира-Кольца
Брайан Олдисс «Без остановки»
Главные герои живут в своем племени в районе Кабин. Они охотятся в стальных коридорах, вскрывают каюты в поисках ценных вещей, воюют с соседними племенами, молятся своим богам… Но однажды, священник находит книгу с планом огромного сооружения-корабля и понимая, что где-то есть центр управления предпринимает со своими четырьмя соплеменниками долгую и опасную одиссею в район Рубки. Постепенно, им придется узнать, кто такие таинственные Гиганты, кто такие маскирующиеся под нормальных людей Чужие, почему так подозрительны обитатели Носа, что находиться в Рубке, как давно и куда летит корабль и где он сейчас, а главное, смогут ли они найти новый дом…
Периодически, мне доводилось слышать про этот сборник следующее: «та книга, где второй роман классный, да?». И действительно, роман Брайана Олдисса на голову выше «Мира-Кольца», значительно его при этом оттеняя.
Роман «Без остановки» скроен по лекалу концепции «корабля поколений» (подробнее почитайте в Википедии). Коротко: долгое межзвездное путешествие большого автономного корабля в котором жизнь сохраняется путем смены поколений в условиях, максимально приближенных к естественным (системы жизнеобеспечения, релаксации, обучения и передачи информации). Книголюбам эта тема хорошо известна по романам «Пасынки Вселенной» Хайнлайна, «Свидание с Рамой» Кларка, «Поколение, достигшее цели» Саймака. Киноманам, по фильмам «Пандорум», «Пассажиры», «Груз» и пр.
«План показывал, что корабль напоминает удлиненное яйцо, в центре цилиндрическое и тупое на обоих концах. Все вместе состояло из восьмидесяти четырех палуб, которые в поперечном сечении напоминали монету. Большинство палуб (за исключением нескольких на обоих концах) слагались из трех концентрических уровней: верхнего, среднего и нижнего. В них находились коридоры, соединенные между собой лифтами или лестницами, а вдоль коридоров размещались жилые помещения, иногда небольшие, и тогда их было много, а иногда такие огромные, что занимали целый уровень. Все палубы были соединены между собой коридорами, тянувшимися вдоль длинной оси корабля — так называемым Главным Коридором. Однако существовали еще добавочные соединения между коридорами отдельных палуб.»
*Одна из зарубежных обложек романа
Казалось бы, тема далеко не новая и в литературе, и в кино. В целом, сюжеты таких произведений довольно схожи между собой. Но, роман Олдисса отличает весьма удачно подобранный темп развития сюжета, сопровождаемый довольно логичными объяснениями происходящего. Автор в достаточной мере «недоговаривает», привнося в повествование долю саспинса и интригуя читателя, заставляет его самого подумать над возможными сценариями дальнейших действий. Все это позволяет читателю буквально самому пожить в романе и вместе с главными героями узнавать все новые и новые обстоятельства. В чем-то эта схема напоминает детективный жанр. Вот только мастерство Олдисса проявляется не только в своевременной подаче новых данных, но и в том, что в каждой такой точке ему удается удивить неожиданным сюжетным поворотом. Да, одни повороты не будут такими уж и непредсказуемыми, но другие точно приятно удивят читателя. Таким образом, «Без остановки» создает гнетущее, но интригующее настроение исследователя перед большой загадкой, параллельно совмещая в себе элементы классовой борьбы, политических игр, экологической катастрофы и обнажая в своем финале сложность «некоторого» (а то будет спойлер) нравственно-этического выбора.
Если вам нравятся сюжеты про большие, но замкнутые пространства, начиненные, как бомба шрапнелью, опасностями и загадками, но при этом подчиняющиеся логичной политико-экономически-социальной структуре – то этот роман вас не разочарует, а учитывая прогнозы ученого Митио Каку по поводу освоения космоса, которые он изложил в своей книге «Будущее человечества. Колонизация Марса, путешествия к звездам и обретение бессмертия» Митио Каку , мы вполне себе когда-нибудь можем столкнуться с ситуацией, описанной в романе.
***
Сборник «Мир-Кольцо» причудливым образом объединил глуповатый и несостоявшийся, но при этом титулованный, американский роман, и цельный, атмосферный, увлекательный, но при этом не так широко известный, английский роман. Европейская НФ снова «победила» американскую, и для меня в этом нет ничего удивительного.
МОЕ МНЕНИЕ ОБ ИЗДАНИИ:
Серия «Фантастика. Приключения. Детектив» издательства «Флокс» вполне себе неплохой вариант публикации фантастических произведений. Довольно приятное оформление с авторскими иллюстрациями и не банальный подбор произведений и авторов позволяют открыть для себя новые имена. В свое время именно эта серия познакомила меня с замечательным советским фантастом Владимиром Савченко.
Формат стандартный (145x200 мм), твердый переплет, без суперобложки, 448 страниц.
Достоинства издания: твердый переплет; цветные авторские иллюстрации на форзацах и черно-белые иллюстрации внутри книги.
Недостатки издания: не подробное содержание, желтая бумага, незначительные опечатки.
ПОТЕРЯЛ БЫ Я ЧТО-НИБУДЬ, ЕСЛИ БЫ ЕЕ НЕ ЧИТАЛ:
И да, и нет. «Мир-кольцо» - сплошное разочарование. Глуповатый, не увлекательный и скучный роман. «Без остановки» - отличный роман, с достаточно динамичным темпом повествования, интересными сюжетными поворотами в последовательном раскрытии тайны корабля и логичными поступками героев. На мой взгляд он близок к роману «Свидание с Рамой» Артура Кларка, который для меня, в свое время, стал одной из самых любимых НФ книг.
КОМУ ПОРЕКОМЕНДОВАЛ БЫ:
«Без остановки» - любителям «твердой» НФ, которых интересуют романы про столкновение с рациональным Неведомым (инопланетный корабль, следы цивилизации и пр.) и просто всем тем, кому интересна атмосферная научная фантастика. «Мир-кольцо» не советовал бы никому.
ВИДЕО В ТЕМУ: Сам Лари Нивен исследованию Кольца уделил не так уж и много места. Зато постарались фанаты. Посмотреть визуализацию Мира-Кольца можно в прикрепленном видео ниже.