Третий номер «Театрального журнала» одновременно отличается от первых двух и сохраняет уже заложенные в издание традиции. С одной стороны, на его страницах всё так же всесторонне исследуется современный театр, с другой — журнал приобрёл более игровой характер за счёт новых форматов текста и художественного решения: в нём есть комиксы, исследовательский фотопроект, документальная пьеса от авторов журнала, материал в жанре «путешествия по спектаклю» и многое другое. Визуальной основой нового номера стали фактуры, идейно подходящие к основной теме.
Этой темой стали абитуриенты ГИТИСа — именно им посвящена большая часть выпуска. Авторы постарались узнать о них всё — от имени и чтецкой программы до заветных желаний. Впервые в «Театральном журнале» появилась рубрика «Редакция путешествует». Первой остановкой стала Пермь и её фестивали — Дягилевский и «Тайна горы Крустовой». Сохранил журнал и раздел рецензий: тексты нового номера посвящены премьерам в «Мастерской Петра Фоменко», Театре на Бронной и театральной лаборатории «КукLab». Раздел о музыкальном театре включает интервью с премьером Большого театра Артемием Беляковым, исторический очерк о балете «Марко Спада», предисловие Михаила Пащенко к его книге, посвящённой Елене Образцовой, а также главу из этой биографии.
Третий номер «Театрального журнала» одновременно отличается от первых двух и сохраняет уже заложенные в издание традиции. С одной стороны, на его страницах всё так же всесторонне…
В коллективную монографию вошли доклады, представленные на конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве», состоявшейся 3-5 февраля 2022 года в Российском институте театрального искусства — ГИТИС. Мистические образы и сюжеты служили источником вдохновения и объектом исследования в различных областях человеческой деятельности, особенно в сфере культуры. В фокусе внимания авторов статей — инкорпорация мистикоэзотерических элементов и их воздействие на творчество. Влияние эзотерики на эту область остается недостаточно изученным, поэтому настоящее издание имеет большое теоретическое и прикладное значение для искусствоведов, литературоведов, религиоведов, культурологов и философов и вносит существенный вклад в перспективную область исследований.
В коллективную монографию вошли доклады, представленные на конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве»,…
Книга представляет собой значительно переработанное и существенно дополненное переиздание монографии «Человек в художественном мире А. Н. Островского». Совокупность пьес, предназначенных великим драматическим писателем для сценического воплощения, представлена в ней как единая художественная вселенная, в которой есть свой эстетически определённый и одушевлённый порядок, свои театрально-художественные закономерности, свои темы и вариации. Мир образов русского классика включён в христианский контекст понимания и рассмотрен в соотношении с вершинными созданиями отечественной словесности, в сопряжении с ключевыми проблемами русской жизни, культуры и духа. В центре внимания автора — человек Островского, взятый в его духовной содержательности. Идея о несводимости человека к миру социальности, общая для всей христианской традиции, является основополагающей и для данного исследования.
Предназначается историкам, теоретикам и практикам театра, а также всем, кто любит творчество А. Н. Островского.
Книга представляет собой значительно переработанное и существенно дополненное переиздание монографии «Человек в художественном мире А. Н. Островского». Совокупность пьес,…
Проблема второго плана, глубинного внутреннего решения произведения стоит сегодня необычайно остро как в профессиональном театре, так и в театральной школе. Термин, предложенный в свое время Вл. И. Немировичем-Данченко, напрямую связан в его концепции с художественным объемом произведения.
Настоящее издание меньше всего претендует на то, чтобы называться подробной инструкцией по овладению подобным материалом. Скорее это лирическое эссе, размышление о том, насколько изменились параметры поиска второго плана. Автору показалось интересным проследить движение в сторону исторического контента, а также проанализировать мифологическую и лирическую составляющие понятия второго плана. Книга опирается на открытия русской литературы и драматургии.
Для студентов и педагогов театральных вузов.
Проблема второго плана, глубинного внутреннего решения произведения стоит сегодня необычайно остро как в профессиональном театре, так и в театральной школе. Термин, предложенный в…
В современном театральном пространстве складываются новые речевые формы общения, существенно меняющие традиционные дикционные нормы сценической речи: «смазанная» разговорная речь все чаще проникает на сцену, а дикция студентов театральных вузов далека от той нормы произношения, которая раньше была необходимым условием для поступления. Снижение речевой компетентности требует учета особенностей текущей эпохи интернет-общения, в спешном ритме которой устная и письменная речь становится фрагментарной, и переосмысления устоявшихся методик преподавания. Автор настоящего учебного пособия, кандидат искусствоведения Е. В. Двизова, проводит ревизию существующих техник обучения сценической речи с точки зрения новой реальности речевых навыков актера, а также нейропсихологических исследований и предлагает развернутый подход к тренировке актерской дикции, ориентированный на компенсацию речевых недостатков и воспитание пластичного крупного звучания. Особенную ценность представляет комплекс упражнений, направленный на отработку психомоторных координаций при решении творческих задач, что является базовым условием речевой компетентности. Издание адресовано актерам — будущим и практикующим, преподавателям, специалистам, занимающимся стендапом и созданием подкастов, радио-, телеведущим и всем тем, чья карьера зависит от успешной речевой самопрезентации.
В современном театральном пространстве складываются новые речевые формы общения, существенно меняющие традиционные дикционные нормы сценической речи: «смазанная» разговорная речь…
Настоящее издание содержит материал по истории, генезису и эволюции семантики — философско-лингвистической парадигмы, в рамках которой изучается отношение языковых знаков к тому, что эти знаки обозначают, к объектам реальности, к понятиям о них. Предметом семантики является имя, в центре этой парадигмы находится процесс именования, отношение имени вещи к самой вещи.
Семантика стала первым направлением, которое развивала философия языка: начала современных языковых концепций закладывались в Античности Платоном и Аристотелем, разрабатывались стоиками и средневековыми схоластами, затем — Николаем Кузанским и Алексеем Федоровичем Лосевым.
Пособие рассчитано на студентов, магистрантов и аспирантов театроведческих факультетов, изучающих методологию театроведения. Также оно может служить дополнительным источником, восполняющим недостаток специализированной философско-лингвистической литературы в театроведческом исследовательском поле.
Настоящее издание содержит материал по истории, генезису и эволюции семантики — философско-лингвистической парадигмы, в рамках которой изучается отношение языковых знаков к тому,…
Николай Михайлович Горчаков (1898-1958) — театральный режиссер и педагог, театровед, ученик Е. Б. Вахтангова, сотрудничавший с К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко и др. В работе, предлагаемой вниманию читателя, раскрывается практика репетиционной работы и особенности режиссерского метода одного крупнейших деятелей отечественной театральной культуры К. С. Станиславского. С точки зрения жанра книга представляет собой необычное сочетание мемуарной прозы и документального произведения, в ее основу легли стенографические записи репетиций К. С. Станиславского и впечатления о встречах с мастером. Н.М. Горчакову, наблюдавшему за деятельностью Константина Сергеевича более 25 лет, удалось воссоздать на страницах книги живой образ классика и передать механику творческого процесса постановки спектакля. Возможно, другое название этой работы могло бы выглядеть так: «Введение в систему Станиславского». В издании представлены репетиции к спектаклям: «Горе от ума», «Горячее сердце», «Продавцы славы», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Сестры Жерар», «Бронепоезд 14-69» и др.
Николай Михайлович Горчаков (1898-1958) — театральный режиссер и педагог, театровед, ученик Е. Б. Вахтангова, сотрудничавший с К. С. Станиславским, В. И. Немировичем-Данченко и…
В коллективную монографию вошли доклады, представленные на Всероссийской научной конференции с международным участием «Становление системы К, С. Станиславского в контексте эпохи Серебряного века: влияние Востока», которая состоялась 2—3 ноября 2022 года в Российском институте театрального искусства — ГИТИС (Москва). Целью конференции стала репрезентация тех аспектов культуры Серебряного века, которые способствовали рождению и становлению системы К. С. Станиславского. Восток в данном случае сыграл значительную роль. К. С. Станиславский, работая над системой, обнаружил совпадение некоторых приемов своей педагогической практики с принципами йоги. Авторы статей обращаются к различным аспектам обучения актера на основе психофизических тренингов, выявляют общие черты в этике Станиславского и духовных учениях Востока, исследуют области театрального искусства, испытавшие ориентальное влияние на рубеже XIX—XX веков, а также анализируют восприятие учения К. С. Станиславского в странах Востока. Настоящая монография вносит вклад в малоисследованную область театроведения и имеет большое теоретическое и прикладное значение для искусствоведов, литературоведов, культурологов, философов, востоковедов и других специалистов.
В коллективную монографию вошли доклады, представленные на Всероссийской научной конференции с международным участием «Становление системы К, С. Станиславского в контексте эпохи…
Вы держите в руках трибьют-сборник, посвященный Мольеру, создателю классической комедии. В издание вошли десять лучших сценариев и пьес, отобранных по результатам конкурса современной комедии, приуроченного к 400-летию великого комедиографа и актёра и проведенного телеканалом ТНТ совместно с Российским институтом театрального искусства — ГИТИС. Внутри вы не найдете кавер-версий осовремененных «Тартюфов» и «Мизантропов», авторы текстов идут своими драматургическими тропами: исследуют межпоколенческие связи и делают зарубки на пути к новой смеховой культуре. Сценарии для сериалов, фильмов, ситкомов и пьесы, составившие эту книгу, объединены одной вечной темой — человек на грани своих противоречий, беззащитный и опасный, легкомысленный и отчаявшийся, влюбленный и мстительный. Третий звонок прозвенел, господа, занавес поднимается.
Вы держите в руках трибьют-сборник, посвященный Мольеру, создателю классической комедии. В издание вошли десять лучших сценариев и пьес, отобранных по результатам конкурса…
В настоящий сборник вошли доклады, представленные на Международной научно-практической конференции «Хореографическое искусство и профессиональное образование в контексте современности», состоявшейся 20-21 октября 2022 года как совместный проект Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Журге-нова и Российского института театрального искусства — ГИТИС. Круг проблем, затрагиваемых в материалах конференции, связан со взаимодействием хореографии и педагогики. Предмет исследований многогранен: средства выразительности классической и неклассической хореографии, развитие техники дуэтного классического танца, культурноисторические аспекты полижанровой хореографии, философско-эстетические основы национальной культуры, специфика учебнопрактического процесса в хореографическом образовании, музыкальное содержание занятий, введение дополнительных компетенций в обучение балетных специалистов. Особое место занимают доклады о мастерах, чей опыт может и должен быть востребован в учебном процессе.
Сборник представляет интерес для профессионалов-практиков, теоретиков-балетоведов, педагогов, аспирантов творческих вузов и для научного сообщества в целом.
В настоящий сборник вошли доклады, представленные на Международной научно-практической конференции «Хореографическое искусство и профессиональное образование в контексте…
Генезис русского театра — одна из самых сложных проблем отечественного театроведения. Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросу возникновения театра в России, последний по-прежнему остается недостаточно проясненным, так же как и темы взаимоотношения театра и власти, иностранного влияния на отечественную драматургию и современного прочтения русской театральной классики.
В настоящем издании представлены очерки, проливающие свет на вопросы, связанные с историей русского театра, и подготовленные видными российскими театроведами, историками театра и театральными критиками.
Коллективная монография адресована специалистам, студентам театральных вузов и всем интересующимся отечественной историей в целом и историей русского театра в частности.
Генезис русского театра — одна из самых сложных проблем отечественного театроведения. Несмотря на большое количество работ, посвященных вопросу возникновения театра в России,…
Театральное искусство в понимании К. С. Станиславского — это не только наука о том, как правильно вести себя на сцене, но и способ превратить свою жизнь в захватывающий проект. Доброжелательность, открытость новому, любовь к жизни — любой человек, развивая в себе эти качества, в результате познает главное — радость творческого роста. В этой небольшой книге изложены соображения К. С. Станиславского относительно этики и дисциплины воспитания актера, необходимых, как считал Константин Сергеевич, для тех, кто хочет испытать и углубить свой творческий потенциал.
Учебное пособие рассчитано на студентов театральных вузов, специалистов и всех, чья работа или увлечение подразумевает частые выступления перед публикой.
Театральное искусство в понимании К. С. Станиславского — это не только наука о том, как правильно вести себя на сцене, но и способ превратить свою жизнь в захватывающий проект.…
Основанный в 2008 году научный журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка» включен Высшей аттестационной комиссией (ВАК) в перечень рецензируемых научных изданий в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Основанный в 2008 году научный журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка» включен Высшей аттестационной комиссией (ВАК) в перечень рецензируемых научных изданий в которых публикуются…
Основанный в 2008 году научный журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка» включён Высшей аттестационной комиссией (ВАК) РФ в перечень рецензируемых научных изданий и входит в актуальный список Минобрнауки от 01.03.2021.
Научный отдел ГИТИСа обеспечивает высокий уровень искусствоведческих исследований, продвигает отечественную культуру в международном научном сообществе и, следуя принципам преемственности, создаёт условия для обновления научных кадров в области театрального искусства.
Альманах "Театр. Живопись. Кино. Музыка" публикует статьи аспирантов, докторантов, кандидатов и докторов наук по следующим специальностям:
Искусствоведение (Театральное искусство. Музыкальное искусство. Кино-, теле- и другие экранные искусства. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Хореографическое искусство. Теория и история искусства).
Научная тематика статей альманаха связана с исследованиями в области театрального искусства во всем богатстве его жанров — драмы, оперы, балета, цирка, эстрады, шоу-программ и иных видов новой сценической реальности, а также кругом проблем, связанных с различными аспектами театральной педагогики.
Важным направлением тематики являются работы о пластических искусствах, живописи, скульптуре, оформлении книг, включая инкунабулы, сценографии зрелищных видов искусств, а также искусстве кино во всех аспектах исследования, по социологии, психологии восприятия, статьи, исследующие концептуальные исторические проблемы, индивидуальный почерк режиссеров, операторов, артистов в главных ролях и в массовых сценах.
Музыкальное искусство, его теория, практика, жанровое многообразие, этнокультурные особенности, стилевые тенденции от античности до актуальной современности, связи музыки с другими искусствами во взаимодействии и взаимовлиянии также освещаются на страницах альманаха "Театр. Живопись. Кино. Музыка".
Основанный в 2008 году научный журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка» включён Высшей аттестационной комиссией (ВАК) РФ в перечень рецензируемых научных изданий и входит в…
В этой книге впервые публикуются беседы В. А. Тейдера с талантливой балериной Большого театра, заслуженной артисткой РСФСР В. П. Васильевой (1909—2009), женой легендарного балетмейстера К. Я. Голейзовского (1892—1970). Вера Петровна рассказывает о детстве, годах учебы, своих учителях — В. Д. Тихомирове, В. И. Мосоловой, А. А. Джури, И. В. Смольцове. Вспоминает о жизни Московской балетной школы середины XX века и творческой судьбе К. Я. Голейзовского; о постановках, в которых участвовала, и встречах с известными театральными деятелями — Ф. И. Шаляпиным, К С. Станиславским, А. А. Горским, Р. В. Захаровым, Ю. Н. Григоровичем.
Книга представляет интерес как для исследователей истории балетного театра, учащихся, студентов хореографических училищ и балетных академий, так и для широкого круга читателей, увлеченных танцевальным искусством.
В этой книге впервые публикуются беседы В. А. Тейдера с талантливой балериной Большого театра, заслуженной артисткой РСФСР В. П. Васильевой (1909—2009), женой легендарного…
Книга профессора кафедры режиссуры, народного артиста Российской Федерации Иосифа Райхельгауза является учебным пособием для тех, кто хочет освоить режиссуру и актёрское мастерство как профессию. Полезна она и тому читателю, кто интересуется театральным искусством и стремится глубже вникнуть в его законы. В книге подробно разбираются технологические принципы системы Станиславского, которую автор считает базовой методологией воспитания артиста и режиссёра. Ряд глав посвящены истории становления режиссёрского театра. Автор подробно рассматривает такие ключевые понятия, как жанр, композиция, инсценировка, разбор, событие, интерес и пр. Читателю предложены варианты разбора пьес на примере текстов А. П. Чехова. Важное место занимают практические задания для студентов, в том числе этюды и упражнения. Заключительный раздел - ироническая пьеса, в которой метод Станиславского рассматривается в диалогах автора с художником и режиссёром Дмитрием Крымовым.
Книга профессора кафедры режиссуры, народного артиста Российской Федерации Иосифа Райхельгауза является учебным пособием для тех, кто хочет освоить режиссуру и актёрское…
Студенты и выпускники ГИТИСа представляют второй номер «Театрального журнала», в котором – семь рубрик и 20 материалов: обзоры спектаклей, проблемные и исторические статьи, портреты актёров и интервью с ними.
Читатели познакомятся с рецензиями на премьеры московской «Студии театрального искусства», Нижневартовского ТЮЗа, петербургского ТЮЗа им. А. А. Брянцева, ГАЦТК им. С. В. Образцова и театра «Практика». Отдельная рубрика номера посвящена новым и старым постановкам по пьесам классика советской драматургии и вновь популярного Алексея Арбузова, юбиляра этого года.
Редакция ТЖ подготовила интервью выдающегося театрального педагога, профессора ГИТИСа Олега Львовича Кудряшова и его воспитанницы, первой актрисы-космонавта Юлии Пересильд. Герои нового номера журнала рассказали об актуальности и сегодняшнем понимании школы Станиславского и его ученицы Марии Осиповны Кнебель, которая около полувека преподавала актёрское мастерство и режиссуру в ГИТИСе.
Продолжая заложенную в первом номере традицию, журнал публикует новую пьесу Анны Морозовой, написанную при участии Евгения Ионова, «Фабрика по изготовлению вундеркиндов». Пьеса стала победителем конкурса «Ремарка» в категории «Маленькая ремарка», номинации «12+» в этом году.
Студенты и выпускники ГИТИСа представляют второй номер «Театрального журнала», в котором – семь рубрик и 20 материалов: обзоры спектаклей, проблемные и исторические статьи,…
В пособии даны примерная структура и содержание спецкурса, основные термины и понятия. Рассматриваются состав и основные причины театральной эмиграции из России в первой четверти ХХ в., творчество в зарубежье крупнейших драматургов, актеров, режиссеров (В. Набокова, М. Чехова, Н. Евреинова и др.), их опыт создания русских и смешанных театральных студий и трупп. Прослеживается широкая география русского культурного рассеяния, его влияние на мировой театральный процесс в ХХ в. Адресовано студентам-театроведам, а также всем обучающимся в вузах искусств и заинтересованным в данной тематике.
В пособии даны примерная структура и содержание спецкурса, основные термины и понятия. Рассматриваются состав и основные причины театральной эмиграции из России в первой четверти…
Собрание переводов классической комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп» уникально: для книги отобраны лучшие интерпретации великой пьесы XVIII—XXI вв. — итоги работы переводчиков не только с прекрасным знанием иностранного языка, но с литературным талантом, легким владением родной речью. Это И. П. Елагин, В. С. Курочкин, Т. Л. Щепкина-Куперник, М. А. Донской. Альцест с его ригоризмом и несокрушимой ясностью критики оказался близок русскому мышлению. Именно поэтому переводы «Мизантропа» продолжают появляться.
Каждое время, каждая эпоха выбирает, кто же именно мизантроп в «Мизантропе». И хотя текст Мольера вроде бы остается неизменным, новые переводчики в новую эпоху дают свой ответ.
Из шести переводов, вошедших в книгу, два выполнены уже в нынешнем веке: первый — Д. Л. Быковым в 2018 г., второй — сделанный по заказу издательства ГИТИС перевод Натальи Шаховской — публикуется впервые.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся театральным искусством.
Собрание переводов классической комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп» уникально: для книги отобраны лучшие интерпретации великой пьесы XVIII—XXI вв. — итоги работы переводчиков не…
Эта книга не для чтения, а для сценической практики. Тот, кто ищет в этой книге упражнения и практические задания, найдет их здесь в изобилии, более 100. Они подготовят к работе над диалогом, помогут определить источники его энергии, построить его композицию, приведут к основному открытию и т. д. Прежде чем наполнять свой актерский багаж новыми техническими приемами, воспримите диалог не просто как форму общения на сцене, а как иное театральное мышление.
Эта книга не для чтения, а для сценической практики. Тот, кто ищет в этой книге упражнения и практические задания, найдет их здесь в изобилии, более 100. Они подготовят к работе…