Люблю Александра Ивановича преклоняющейся, боготворящей любовью. За темы вечные, затрагивающие тёмные глубины души. За уважение к читателю, проявляющееся во внимательной проработке сюжета и героев, даже второстепенных, третьестепенных. За образность и красоту русского языка, за его простоту и насыщенность, за лаконичность и текучесть.
В данном сборнике четыре произведения. Два коротеньких рассказа: "Суламифь" и "Allez!"; и две повести "Гранатовый браслет" и "Яма".
Начну с рассказов.
Суламифь. Так зовут бедную девушку, дочь виноградаря, которую однажды встречает царь Соломон. Встречает и влюбляется. Девушка отвечает Соломону взаимностью ещё не зная, кто он. В рассказе воспевается чистая, незатуманенная меркантильными интересами любовь. В противовес ей - жгучая ревность отвергнутой женщины, женщины не желающей терять своего положения и готовой на всё ради возвращения внимания любимого мужчины. Вопрос, чья же любовь правдивее? Суламифь или Астис?
Суламифь любила Соломона всего шесть дней и семь ночей. То есть по факту от любви там самая начальная стадия упоения взаимностью. Ну да, она любила не царя, она любила мужчину. Семь ночей. Её не волновало богат он или беден. Семь ночей. Продлись любовь эта чуть дольше, сохранила бы Суламифь к своему "пастушку" ту же любовь, или её бы начало интересовать расположение царя? 300 жён, 700 наложниц - одной больше, одной меньше, хм.. Как бы повела себя Суламифь со всеми ними уже у царя имеющимися спустя упоительный медовый месяц? И как бы повела себя Суламифь, если бы вдруг на её место пришла бы другая, моложе, с кожей золотистее...
Что же про Астис. Вот здесь мне кажется живое, настоящее чувство. Ревность. Вызванная, кстати, не опасностью потерять влияние на царя, как на государя, а на Соломона, как на любимого мужчину.
Может быть потому и мудрый царь не покончил собой, не сумев жить без своей единственной Суламифи. А заперся, призадумался и написал нам "Песню песней". Поэму любви, чувственной, только зарождающейся, пылающей страстью.
Allez!. Цирковой возглас-команда. По этой команде, как дрессированная и живёт всю свою недолгую жизнь Нора - артистка передвижного цирка.
Здесь мне очень нравится, как описывает Нору Куприн. Он показывает нам не нежную хрупкую девушку - мы видим трагедию дрессуры. Человека, обстоятельствами жизни превращённого в цирковое животное, сломленного духовно. Из человеческих чувств всё что осталось в Норе - боль, страх. Единственная её мотивация - команда "Allez!"
И вот Нора влюбляется. Влюбляется в единственного пожалевшего её. Влюбляется как? Как бродячая дворняжка. От того, что хоть кто-то её приласкал. И любит так же, по-собачьи. Верно, без критического взгляда на своего "хозяина". Ласкает - любит, бьёт - любит.
Только однажды в Норе просыпается тот сломленный человек, просыпается женщина. Любящая женской любовью, чувствующая предательство, требующая возмездия за поругание. Однако, так этот миг недолог, что Нора прерывает его невыносимость под тот же выкрик: "Allez!"
Гранатовый браслет. Эта повесть знакома нам всем ещё со школьной программы. Должна сказать, что оценить её по достоинству в школе достаточно сложно. Но, услышав краем уха однажды, что повесть кто-то предложил исключить из школьной программы, я испытала недоумение. Ну надо уже прекращать стремиться воспитывать из наших детей инфантильных потребителей всякого г*вна. Дети должны воспитываться на понятиях морали и ответственности за себя, свои поступки и осознании влияния своих поступков на окружающих их людей. "Гранатовый браслет" надо читать в школе хотя бы для понимания, к чему может привести затягивание неперспективных отношений.
Повесть о любви жертвенной и любви не взаимной. Повесть о последствиях такой любви. Что бОльшая трагедия: любить без взаимности или быть объектом такой любви?
Да. Конечно, сильные чувства будоражат, приносят в жизнь краски, и, конечно, всегда хочется, чтобы тебя любили так, чтобы бездумно шли во имя тебя на подвиги, преступления, смерть. Но... Это сначала тешит самолюбие и приятно. Вскоре объект такой любви устаёт от внимания, от постоянного обожающего преследования, становится тесно, душно и раздражительно. Преклонение превращается в пресмыкание, влюбленный кажется назойливым, безвольным, он начинает вызывать омерзение. Потому-то такой влюблённый никогда не сможет добиться взаимности от объекта своей любви. Такая любовь унижает человеческое достоинство, она оскорбляет и того, кого любят и того, кто влюблён. Такой любви нет жизни. Любовь - это прежде всего взаимное уважение. Здесь оно умирает. Такого сильного чувства жаль, но из него не выйдет ничего стоящего. Оно яркое, но оно мучение. Кто бы хотел прожить жизнь в вечных мучениях? Не думаю, что есть добровольцы.
Яма. Моё любимое произведение Куприна. Повесть об ужасах любви продажной. Пожалуй, "Яма" самое правдивое и жёсткое описание жизни проституток Российской империи начала ХХ века. При этом автор не просто описывает их быт и взаимоотношения с товарками и клиентами, он поднимает здесь глубокие социальные проблемы, побуждающие девочек к этому занятию.
Вы только вдумайтесь, до какой степени нищеты и отчаяния должна дойти мать, чтобы продать свою 10-ти летнюю дочь? А до какой степени морального разложения должен дойти мужчина, чтобы продать в бордель свою жену, а невесту? Что должен ощущать мужчина полюбивший проститутку и не имеющий средств, чтобы выкупить её из публичного дома?
Говоря о проститутках, Александр Иванович постоянно сравнивает их с лошадьми. Умными, красивыми, грациозными животными, которых продают и покупают, которые несмотря на любовь к ним людей так для хозяев и остаются именно животными. Словами одной из девочек, Жени, Куприн описывает всю боль осознания ею положения, в котором все они ежедневно находятся
Я была не злая и не гордая...Это только теперь. Мне не было десяти лет, когда меня продала родная мать, и с тех пор я пошла гулять по рукам...Хоть бы кто-нибудь во мне увидел человека! Нет!.. Гадина, отребье, хуже нищего, хуже вора, хуже убийцы!.. Даже палач... - у нас и такие бывают в заведении, - и тот отнёсся бы ко мне свысока, с омерзением: я - ничто, я - публичная девка! Понимаете ли вы, Сергей Иванович, какое это ужасное слово? Пу- бличная!,, Это значит ничья: ни своя, ни папина, ни мамина, ни русская, ни рязанская, а просто - публичная! И никому ни разу в голову не пришло подойти ко мне и подумать: а ведь это тоже человек, у него сердце и мозг, он о чём-то думает, что-то чувствует, ведь он сделан не из дерева и набит не соломой, трухой или мочалкой!
Страшно и отношение обывателя к презираемой им профессии, как не к трагедии человека, а как к обыденности. Относиться к человеку, как к чему-то грязному, мерзкому - что может быть страшнее? Только самому порождать эту мерзость и грязь спросом. Ведь их бы не было, если бы не было спроса. Закон торговли, не более. Однако, от чего-то мерзость они, эти девочки, а не их клиенты.
Здесь же, словами другой проститутки, Куприн заставляет нас задуматься о ещё одном явлении. Явлении проституции бытовой, той, что прикрыта вуалью законного брака. Сколько девочек из хороших семей выданы замуж за обеспеченного мужчину не по любви, из расчёта? Сколько жен ложась в постель отдаются мужу так же, как профессиональные проститутки - без чувства, без желания, за деньги, за социальные блага, потому что так надо? Сколько из них при этом имеют любовников? Тоже, кстати, не всегда по любви, а по другими более материальным причинам? Разница, конечно ощутима, в названии и в количестве мужчин за ночь, но тем не менее, тем не менее...
А самое страшное, что несмотря на так называемую добровольность, у девочек практически нет возможности из профессии уйти. Единственная более или менее осязаемая возможность - уйти на содержание к богатому клиенту. Сами себя девочки часто не могут выкупить из-за огромного долга перед хозяйкой дома терпимости, зарабатывать другим трудом им не привычно, они не умеют, учиться не всегда и не все хотят, привычка и невозможность увидеть варианты, недостаток смелости, недостаток желания вырваться, отсутствие поддержи...не знаю. Из всех описанных, мне кажется, Женя бы смогла, если бы нашёлся кто-то, кто её искренне пожалел и поддержал и если бы не сифилис, конечно...