Опубликовано: 5 апреля 2013 г., 20:08 Обновлено: 5 апреля 2013 г., 20:09
22K
Читай легально! — стр. 3
Состоялась презентация проекта «Читай легально»
Россия, Москва, 5 апреля 2013 года. Состоялась презентация проекта «Читай легально». Проект «Читай легально» — один из первых в серии больших шагов в направлении популяризации легального чтения в Интернете.
4 апреля 2013 года в Зале коллегии Роспечати состоялась пресс-конференция, на которой был дан старт новому проекту «Читай легально». Презентацию социального антипиратского проекта провели Владимир Григорьев, заместитель руководителя Роспечати, Олег Новиков, вице-президент Российского книжного союза и генеральный директор издательства «Эксмо», Сергей Анурьев, генеральный директор компании «ЛитРес», Михаил Осин, руководитель направления Digital компании Ozon, а также популярные писатели Татьяна Устинова и Вадим Панов.
«Читай легально» является первой в России социальной антипиратской кампанией. Проект создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Российской Федерации (Роспечать), генеральными спонсорами проекта выступают Российский книжный союз, компании «ЛитРес» и «Иви». Активными участниками проекта «Читай легально» являются российские издательства («Эксмо», «АСТ», «Манн-Иванов-Фербер», «Рипол-Классик», «Альпина-Паблишер», «Питер» и др), магазины лицензионного контента, производители устройств для чтения, отраслевые ассоциации и СМИ, платежные системы.
Первым выступил Владимир Григорьев, который подчеркнул социальную направляющую проекта «Читай легально». Заместитель руководителя Роспечати сделал акцент на том, что бессмысленно обвинять читателей в использовании нелегального контента. С читателями надо вести дружеский диалог, рассказывая о качестве лицензионной продукции, о гонорарах авторам с каждой проданной книги.
Олег Новиков рассказал о необходимости объединения всех игроков книжного рынка для ведения централизованной борьбы с пиратством. «Идея создания антипиратской площадки, которая объединит всех игроков книжного рынка, возникла давно. Мы видим растущий тренд покупки и чтения электронных книг в мире и осознаем необходимость формирования легального рынка электронных книг в России», — прокомментировал глава издательства «Эксмо». По оценкам Олега Новикова, ежегодно книжная отрасль несет убытки в размере 3-4 миллиардов рублей. «Если ситуация не изменится, то объем потерь в ближайшие годы может составить до 15-20 миллиардов рублей», - предположил Олег Евгеньевич.
Михаил Осин рассказал о развитии категории электронные книги в ассортименте Ozon, отметив, что «в 2012 году рост продаж в рублях по традиционным книгам составил 30%, по электронному контенту увеличился в 3 раза». Михаил Осин также рассказал, о необходимости маркетингового продвижения лицензионных книг в Интернете, и в качестве примера привел успешный запуск «Книжной премии Рунета», которая в 2011 году привлекла внимание более 160 000 пользователей Интернета.
Сергей Анурьев перечислил ключевые цели создания проекта «Читай легально». «Мы выступаем за легальное чтение и покупку книг в лицензионных магазинах, за отчисления авторам за каждую проданную в Интернете электронную книгу, за увеличение числа авторов и издательств, которые охотно размещают в Интернете книги и не боятся пиратства, за удобный сервис чтения книг без вирусов и мошенничества, за развитие рынка электронных книг. Магазины лицензионного контента работают над повышением качества сервиса, покупки и чтения книг, осуществляют техническую поддержку, предлагая читателю качественные услуги. Мы надеемся, что каждый читатель, которому не безразлична судьба любимых авторов, выступит на нашей стороне», - подчеркнул генеральный директор «ЛитРес».
Также Сергей Анурьев ответил на вопрос, почему на легальных площадках отсутствуют книги некоторых издательств и авторов. «Авторы и издательства избегают продаж книг в электронном виде по причине активности пиратов. Мы вместе с читателями должны создать все условия для того, чтобы правообладатель не боялся представлять свои книги в Интернете на легальных площадках».
О проблеме пиратства негативно высказалась Татьяна Устинова. «Надо создать такие условия, чтобы само выражение «пиратская книга» вызывало отторжение, а воровать книги было неудобно. Наконец-то создана такая площадка, на которой можно и нужно постоянно объяснять читателям о последствиях пиратства, потому что если и дальше будет процветать пиратское копирование, то не будет никакой русской литературы. Причем ее не будет не в следующей жизни, а послезавтра», - считает писательница.
Автор-фантаст Вадим Панов также отметил значимость нового проекта: «Мне нравится сама идея проекта. Серьезная государственная структура и крупные игроки рынка поддерживают разъяснительный, а не запретительный диалог с читателем. С пиратами договариваться бессмысленно. Будем надеяться, что эта серьезная работа принесет свои плоды».
В поддержку проекта выступили популярные российские авторы: Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Александра Маринина, Олег Рой, Вадим Панов, Александр Архангельский, Маша Трауб, Анна и Сергей Литвиновы, Татьяна Соломатина, Мария Метлицкая, Татьяна Полякова, Захар Прилепин, которые приняли участие в съемках видеоролика «Авторы против пиратства!».
Видеоролик «Авторы против пиратства!»
http://www.youtube.com/embed/0qaYt857gow
Официальный сайт проекта «Читай легально» www.piratstvu.net
За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу проекта «Читай легально» по e-mail: ask@piratstvu.net
Комментарии 1595
Только корневые

Я в книжной индустрии слабо разбираюсь, но напрашивается пример из истории музыки. В США всегда трепетно относились к авторским правам, и известная рок-группа Grateful Dead пошла наперекор стереотипам. На каждом концерте у них устраивался специальный сектор звукозаписи, где каждый мог разложить свою аппаратуру и сделать собственную запись. Когда стали обмениваться мп3шками через сеть, Grateful Dead чуть ли не первые разрешили скачивать и раздавать свои песни.
И Grateful Dead была одна из самых успешных в коммерческом смысле американских групп.
Ибо они играли хорошо.

НЕ НАДЕЙТЕСЬ ИЗБАВИТЬ НАС ОТ КНИГ
Причина существования и популярности пиратства – несоответствие технических возможностей и рынка, с его традициями и убожеством законодательных средств к контролю за перемещением того, что принято называть контентом. Уровень развития технологии подразумевает, что ЛЮБАЯ книга может и должна быть доступна сразу, по требованию и всего за несколько кликов мышью. В большинстве случаев такую возможность дают только пираты. Если человек может скачать книгу за минуту с торрента, если ему удобнее читать с экрана читалки и компа, чем с листа, то он не будет идти в другой конец города до магазина и не будет возиться с доставкой. Если в доме стоит охранник и берет деньги за пользование лестницей, когда рядом работает лифт, то даже если повесить табличку, что пользоваться лифтом – значит выражать неуважение к архитектору, то никто не будет ходить по лестнице. Кроме того, оцифрованный контент кто угодно может копировать любое количество раз и совсем не очевидно, почему если информация точно такая же собственность, как физическая вещь, ее нельзя на свое усмотрение передавать другому бесплатно или за деньги (недавно Amazon хотела наладить сервис торговли подержанными электронными изданиями – неудачно). Ведь дать книгу другу на почитать - это не преступление, а в порядке вещей? В духе времени было бы продавать не контент, а лицензию на его использование, но и ее ведь можно тоже продать и отдать задаром другому по логике вещественности. Это было бы только частичное решение проблемы несоответствия традиции книжного рынка и новым способам обработки информации. Вся система интеллектуального права компромиссна и в нынешней ситуации абсурдна.
Да, я считаю, что платить авторам надо, платить деньги за прочтение электронной книги – это правильно, но сервис должен быть соответствующим. Любая книга должна или продаваться в несколько кликов или быть доступна свободно, качество корректуры должно быть хорошим, разница в цене между электронной книгой и бумажной должна соответствовать разнице в стоимости производства, должна быть возможность ознакомиться с товаром так же как при покупке реальной книги в магазине, а еще я очень хочу знать, кому я плачу деньги и за что именно.
Благодаря инициативе я зашел на литрес и порадовался нескольким вещам – на сайте можно бесплатно приобрести то, что вышло из под действия т. н. «авторских прав», в описании книги указывается, кому на нее принадлежат права, а цены между бумажной книгой и электронной сильно различаются (в последний раз, когда я сравнивал на каком-то сайте, разницы не было вовсе, а на амазоне разница в стоимости kindle-книги и бумажного аналога – это 1-2 бакса и доставка). Условия продажи вполне разумные.
Я ничего не вижу для себя зазорного в том, чтобы купить электронную книгу, НО
читалкой я пользуюсь чуть меньше года. Я проанализировал прочтенное и понял, что ни одну из прочтенных книг я не купил бы через интернет. Статистика такая:
книга отсутствует в продаже в любом виде - 3
электронная версия отсутствует в продаже - 3
Public domain, но в магазинах отсутствует - 2
продается бесплатно - 1
не стал бы читать эту книгу за деньги – 1
еще я скачал dance with dragons, но читать буду бумажную версию.
получается, что я пользуюсь электронной книгой, чтобы читать то, что сложно достать на бумаге и тут мне литресы и пр. помогают мало. Поэтому я скачивал, скачиваю и буду продолжать скачивать то, что не могу купить. А легально что-нибудь приобрести все же попробую на одном из сайтов, чиста чтобы посмотреть, в каком состоянии находится сервис.
Вообще, в конфликте интересов автор-издатель-читатель больше всего страдает не автор (в конце концов, у всякого нормального автора главное желание – чтобы его прочло как можно больше заинтересованных людей), а издатель-посредник, загадочный правообладатель. В ролике почему-то представлены в основном писатели, которые, по моему мнению, скорее зарабатывают деньги на литературном конвейере, чем занимаются литературой. Понятно, почему ситуация их не устраивает. Гаймана уже цитировали. Еще вспомню, что режиссер «Игр престолов» считает, что шумиха с тем, что сериал побил все рекорды по скачиванию в пиратских сетях, идет только на пользу делу, создает популярность и больше подписчиков каналу. Писатель, режиссер могут такое сказать, исследователь рынка может такое сказать – торговец правами на интеллектуальную собственность – никогда, он слишком жаден. Это очень неприятно, когда все в коричневом, но только один в шоколаде.
Требования рынка часто вредят литературе, как мне кажется, и существование бесплатной альтернативы в виде библиотек – это культурная необходимость. В том числе и в электронном виде. Не знаю, как она будет реализована в новом информационном пространстве, но она должна быть реализована. Сейчас я могу покупать книги, раньше не мог. А книги должны быть доступны всем. Можешь заплатить автору – заплати. Не можешь – должна быть возможность читать необходимые вещи. С бумажными книгами она существует.
В нашей стране очень сложно уважать юридические права, потому что они не соблюдаются сверху. А моральные права уважать можно и необходимо. Проблема «правообладателей» в том, что их поведение и установки часто не вызывают никакого уважения.

Читаю книгу Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи" и просто не могу не выложить сюда цитату в тему, она сама за себя скажет:
- Когда ты станешь писателем, - сказал он [отец], - будь таким, как Роберт Блэчфорд, человек, который написал "Невиновен"; это замечательная книга. Она была написана, чтобы помочь людям. Видишь ли, - продолжал он, - писать книгу ради денег не стоит. Лучше уж быть объездчиком лошадей. Когда объезжаешь лошадей, то делаешь что-то хорошее из того, что могло бы стать плохим. Легко сделать из лошади никчемную, вредную тварь, но трудно придать лошади, ну... характер, что ли, заставить ее помогать тебе, а не противиться. Когда я впервые познакомился с Питером, он дал мне почитать книгу "Моя блестящая карьера". По его словам, эту книгу написала женщина; но она себя называет Майлс Франклин. Это лучшая книга из всех, что я прочитал. Эта писательница Майлс Франклин не боится брать барьер, не уклоняется в сторону. Это настоящий человек и сердце у нее есть... Не знаю... писать книги - не забава... Думаю, ты себе это дело неправильно представляешь. Тебе кажется, что ты будешь черт знает как хорошо и весело проводить время, когда станешь писать книги. Видишь ли, когда тебя хорошо тряхнут разок-другой, ты, может быть, поймешь меня. [...]
- Если кто-нибудь даст тебе сотню фунтов за книгу, можешь об заклад биться, что это ему выгодно, но если все бедные и обездоленные люди снимут перед тобой шапки за то, что ты написал ее, - это другое дело; это всего дороже. Но тебе прежде надо пожить среди народа. Ты полюбишь его. Эта страна принадлежит нам, и мы делаем ее раем. Люди здесь равны. Во всяком случае, желаю тебе удачи. - И добавил: - Пиши книги.

И эти люди (из ролика и их издатели) ещё условия будут ставить? Смешно...
Не знаю, что должно произойти, чтобы я читал произведения данных представителей современного рынка, но чтобы ещё платить за это...
Господа, да и забесплатно не надо. Вы кто, Иосиф Бродский? Или, может, Анна Ахматова?
А уж и за электронный формат...
К слову, даже будь сейчас живы Бродский или Довлатов, и снимись они каким-нибудь чудом в подобном пошлом ролике, я не стал бы читать их в сети: ни нелегально, ни "легально" (т.е. за любезно предложенные где-то в теме 20-250 рублей). На бумаге у меня они имеются. Не полностью, но что ж, всегда можно поспрашивать книгу у знакомых или наткнуться на неё на распродаже, или уж порадовать себя на праздник каким-нибудь красочным качественным печатным изданием.

Несут убытки? А почему я должна покупать сомнительного качества книгу, как в плане оформления, так и в плане содержания, отнюдь не за цену литра молока или чашки кофе? А некоторые книги никогда и не будут напечатаны, зато Донцова до 10 работает, волнуется, как же, вовремя сдать надо.
Литрес - отдельный разговор, какой гонорар они выплачивают Шекспиру или Гёте?
Так что нечего взывать к совести читателей, пока у самих рыльце в пушку.

Реклама сработала: просмотрела ролик и тут же полезла на сайт, поглядеть, кто ж такую идиотию снимает. Хотя когда в видео под заголовком "Что значит быть писателем" первыми появляются Устинова и Соломатина (последняя, кстати, в своем репертуаре - "концентрироваться на своих ментальных и чувственных ощущениях", лол), все и так сразу становится понятно, но пассаж про нелегально заработанные деньги убил.
Вообще, чем-то напомнило нашу антинаркотическую пропаганду - такая же топорная и унылая, только если первая объективно как бы нужна и актуальна, то эта... не то что бы тут неправильные вещи пропагандируются, но они так далеки от наших реальных повседневных проблем, что от этого ролика вряд ли вообще будет хоть какая польза. Про копирайт/антикопирайт спорить бессмысленно - удобных для всех альтернатив пиратству сейчас просто нет. С музыкой еще дело как-то куда-то движется - появляются бесплатные легальные сервисы типа той же Яндекс.Музыки, музыканты сами приспосабливаются к ситуации, сотрудничая с соцсетями и трекерами, а с книгами такого нет. Можно, конечно, оглядываться на Амазон, но в Штатах и уровень жизни, и, извините, менталитет другой, без изменений переносить их практики (и расценки) туда, где большинство платить а) не привыкло б) ему часто и нечем особо - недальновидно как-то.
А вообще, я вот недавно разорилась на одну книжечку с Колонны Пабликейшнз, которой нет в Сети - триста рублей за тонюсенький сборник рассказов карманного формата, причем я так его и не дочитала, а мне не жалко - пускай считают это добровольным пожертвованием. Вот таким независимым издательствам, которые действительно издают что-то стоящее, помогать хочется, а Соломатиной - что-то не очень. С приобретением ридера я вообще стала меньше экономить на книгах, как ни странно, потому что покупаю теперь только то, что действительно хочу иметь дома.

Кто из музыкальных групп выложил в интернет свой альбом совершенно бесплатно и предложил платить после того, как его прослушают и столько, сколько захотят сами слушатели? Забыла название, но идея тоже очень хороша. Авторам ничего не мешает создать свои сайты и выкладывать на них свои книги. Их поклонники будут платить им деньги, а те кто не будет и качает бесплатно...ну так есть большая вероятность, что если таким читателям предложат купить книгу этого автора, будь то бумажная или электронная версия, то они ее не купят никогда, так и так автор ничего не теряет. Как они считают потерянную прибыль? Просто берут количество скаченных книг и умножают на стоимость?

И еще один момент. Недавно на сайте одного иностранного книжного магазина видела акцию. На определенные книги делается очень большая скидка буквально минут на 15. Тираж - 500 экземпляров. И в режиме живого времени показаны продажи. Как вы уже догадались, все 500 экземпляров раскупили и даже не за 15 минут, а за 10. И так постоянно - какие-то скидки, акции, праздничные цены. Они работают с покупателями, потому что покупатель это святое. В моем городе есть только одна книжная сеть, которая является явным монополистом, и вот смотрю я на книгу в дешевой мягкой обложке , которая стоит от 300 до 400 российских рублей, а должна стоить копейки, и рука не поднимается ее покупать. Вы можете себе представить сколько стоят книги в твердой обложке и хорошего качества.
Я это все к тому говорю, что с покупателем надо работать, надо сделать так, чтобы ему захотелось купить эту книгу, чтобы ему было приятно ходить в книжный магазин, и он не чувствовал, что его хотят развести, как последнего лоха.

Я тут не увидела Акунина.
Здесь он говорит следующее:
Меня часто спрашивают: «Как быть, если у студента (школьника, пенсионера, схимника) нет денег, а прочесть хочется?»
Отвечаю: «Пиратствуйте на здоровье. Как-нибудь переживу».
Ну а кто купит по-честному - аригато.
Интересно, что он сказал бы по поводу этого видео.
Надеюсь, Григория Шалвовича тут в этом контексте еще никто не поминал.

Никто не спорит, что писатель должен получать вознаграждение за свой труд. Но тут суть подхода данных авторов, похоже, в другом. Даже не в электронных книгах, а в том, что кто-то якобы читает их книги, а они за это не получают никакой прибыли. Но, по-моему, то, что писатель должен получать деньги каждый раз, как читают его книгу - это глупость. К примеру, я купила новую книгу Мартина, и после меня ее взяли почитать 10 моих друзей. То есть книга была ими прочитана, а автор не получил за это прибыли, хотя никто из них ничего не скачивал в интерете.
Если придерживаться такого подхода, то скоро в пираты запишут всех тех, кто берет почитать книги у друзей, а заодно и публичные городские библиотеки. А ведь есть еще разные книгообмены и букинистические магазины. И со всего этого писатели тоже ничего не получают.

Я думаю, многим здесь будет интересно мнение других авторов. Вот, например, статья сына Святослава Логинова на Хабре:
Все папины романы и повести давно и надежно выложены на той же флибусте. И папа никогда с ними не боролся. Если можно одним, то почему тогда нельзя другим?
Может, непринятие доната, как способа монетизировать свой писательский труд, это неуверенность в своем таланте?

Я вот как раз вышеупомянутый студент. Со стипендией равной 1500 рублей. В месяц я читаю примерно по 15 книг. Если бы электронные книги - новинки и не только- стоили бы до 100 рублей, то окей, нет проблем, я бы с удовольствием тратила на них стипендию. Но а)электронки многих книг не купишь на том же литресе - тот же Таймлесс, б) не всегда книги, которые я прочитала, вызывают желание купить, в) цены. При цене электронной книги в "две чашки кофе" = 300 рублей, я прочитаю 5 книг, а не 15.
Ну и Роулинг очень обеднела от того, что у меня в ридере 7 ее книг, учитывая тот факт, что они у меня есть и в печатном варианте.
А упомянутого выше Крапивина я бы и в печатном варианте купила, да в книжном его днем с огнем не найдешь.
В общем, борьба с пиратством - хорошо и правильно, только уровень доходов населения и цены бы для начала урегулировали.
Только что добрались мои руки и глаза до сайта пиратству.нет.
И я в шоке от раздела "мнение писателей". Они, писатели, обвиняют нас, читателей, в воровстве, аморальном поведении и вообще все мы воры поголовно. Вот как им не стыдно?! Если бы не читатели, то никому и не нужно было их творчество! Если бы не электронные книги в свободном доступе, то никто бы и не знал, кто такая Маша Трауб или Лариса Райт, потому что не знали бы о их книгах. Фу, прям противно стало. Ради пиара оскорблять людей, благодаря которым их занятие востребованно и нужно.