Опубликовано: 21 августа 2014 г., 09:46 Обновлено: 21 августа 2014 г., 09:55
2K
Читатели электронных книг хуже запоминают сюжеты
Норвежские ученые установили, что прочитанные на Kindle тексты хуже запоминаются.
В исследовании, проведенном группой ученых под руководством Анны Манген из норвежского Ставангерского университета, приняло участие 50 студентов приблизительно одинакового уровня успеваемости.
Половина студентов прочла 28-страничный рассказ Элизабет Джордж на бумаге, вторая половина — на Kindle. Затем участников эксперимента попросили расставить 14 событий, о которых шла речь в рассказе, в правильном порядке.
«Читатели Kindle показали намного худшие результаты, чем читатели бумажной версии», — утверждает Анна Манген. В то же время уровень эмпатии к героям произведения у читателей бумажной и электронной версии рассказа был приблизительно одинаковым.
По словам норвежской ученой, проблема может заключаться в том, что Kindle не позволяет пользователю физически перелистывать страницы, тем самым отслеживая прогресс чтения. Физическое перелистывание «помогает читателю лучше отследить свой прогресс в чтении текста и, соответственно, развитие сюжета».
Между тем, в 2013 году в Норвегии было проведено исследование читательских привычек 10-классников. 72 школьникам дали прочесть один и тот же текст на бумаге и в PDF-версии на экране компьютера. «Студенты, прочитавшие текст на бумаге, намного лучше поняли его, чем те, кто прочитал текст на экране», — заявила Анна Манген.
Читайте также
Комментарии 79
Только корневые

Вот только не известно, те 25, что читали рассказ на Kindle, читают ли постоянно электронные книги? Или они взяли людей, которые обычно читают бумажную литературу и дали им почитать электронную? Тогда результаты слегка нечестные получаются.
Я читаю как обычные книги, так и электронные. Стоящие электронные книги запоминаются аж бегом, легкие книги быстро стираются из памяти, но лично я не уверена, что это плохо. :)

Интересные данные. Но, думаю, для истинных любителей чтения электронные книги не проблема. Я люблю держать в руках бумажную книгу, особенно не новую - и действительно проще отслеживать прогресс чтения, но, с другой стороны, электронную книгу можно взять с собой в постель перед сном и читать в темноте.
Возможно, с развитием читалок с бумажными книгами произойдет вот что

Прочитала оригинал статьи, вот ссылка. - http://www.theguardian.com/books/2014/aug/19/readers-absorb-less-kindles-paper-study-plot-ereader-digitisation
Там намного больше информации, в особенности там говорится для чего проводятся подобные исследования.
"We need to provide research and evidence-based knowledge to publishers on what kind of devices (iPad, Kindle, print) should be used for what kind of content; what kinds of texts are likely to be less hampered by being read digitally, and which might require the support of paper," said Mangen. "I'm thinking it might make a difference if a novel is a page-turner or light read, when you don't necessarily have to pay attention to every word, compared to a 500-page, more complex literary novel, something like Ulysses, which is challenging reading that really requires sustained focus. That will be very interesting to explore."
Вкратце, они необходимы для того, чтобы определить, какие тексты лучше читать на каких носителях. Т.е. чтобы не давали студентам читать "Улисс" в электронном формате, если это произведение мозг лучше воспринимает в бумажном варианте.
Исследования будут продолжены.

А знаете, что еще интересно? Большинство из нас, кто активно читает с электронных устройств, все равно учились читать с помощью бумажных книг, и в детстве читали бумажные книги. Сейчас многие детки читают с электронных носителей уже с детства. Кто-то покупает электронные устройства детям, чтобы экономить на бумажных книгах, у кого-то нет места, а кто-то просто сам фанат. Интересно, будет ли как-то влиять подобная ситуация на любовь к чтению и на качество этого чтения у детей.

Я больше книг читаю в электронном формате, но от бумажных никогда не откажусь. И да, если бы была возможность, я только бы бумажные и читала. Не сочтите ретроградом.
Но я не считаю что есть существенная разница восприятия с экрана и с листа бумаги, настолько что бы отказываться от эл.книг, всё таки это намного экономичней и экологичней.
Я вообще читаю с планшета, есть свои удобства. А вообще читала что самое эффективное чтение с пергамента, тогда их было мало и людям приходилось практически наизусть запоминать. Вряд ли один и тот же попадет два раза в руки за жизнь.

Странная статья. Во первых, взята одна марка электронной книги. Тут не сказано, что все электронки вызывают "амнезию", а именно Kindle. Похоже на плохой пиар.
А во вторых, некоторым просто банально не интересна была книга. И это очень влияет на память. То, что не нужно, мозг не запоминает. И да, опять же, неизвестно, кто читал и каким образом. Есть люди, читающие от силу одну книгу в год, а есть те, кто каждый месяц по два десятка проглатывает. У некоторых куча свободного времени, а некоторые вечно в делах и проблемах. Тут не то чтобы запомнить хронологию сюжета книги, тут бы себя вспомнить для начала.
Так что я не считаю, что статья очень уж полезна и познавательна. Придерживаюсь мнения, что если книга интересна, то ты её запомнишь. И не важно, читая бумажную версию или электронную.

А интересное, кстати, исследование - прямо таки с любовью к делу тётенька-то!)
Мне кажется, ничего обидного для любителей электронок и киндл в том числе в статье нет - но есть здравый взгляд на вопрос.
Я сама читаю и с бумаги, и с планшета, и с покет-бук (увы, у меня старая версия без подсветки, так что в последнее время с неё читаю меньше). Вообще всё действительно зависит от читательского опыта. У меня вполне себе такой ЛайвЛибовский опыт, не прям рекордный, конечно, но читаем-с, и с запоминанием сюжетов и хронологии художественной литературы у меня на электронных носителей не возникает проблем. Но возможно это потому, что я привыкла намеренно концентрироваться на построении в голове краткой сюжетной линии, эдакого краткого содержания, поэтому сам по себе метод восприятия не так важен, и мне, к примеру, не обязательно чувствовать под пальцами правой руки меньшую толщину листов, чем под пальцами левой руки, чтобы сказать, что "Мэри упала в овраг и обнаружила там следы динозавра" ближе к третьей четверти романа.
Но, думаю, для кого-то, особенно для кинестетиков, возможность подкрепления информации тактильными ощущениями является подспорьем. Ну и действительно я придерживаюсь мнения, что начищающему читателю может быть сподручнее работать с бумагой.
Но это всё художка, а с учебной литературой всё иначе - мне кажется, возможность ставить пометки, подчеркивать, выделять, заминать странички и прочее - все равно пока еще дают гораздо больше преимуществ, чем все электронные аналоги. В читалке можно выделить текст? Да, только это выделение будет абсолютно стандартно, а вот ваше подчеркивание карандашом всегда будет уникальным и выражать массу дополнительных моментов - от дрожания напряженной руки до степени заточки карандаша. И подсознание всю эту мелкоту радостно считает и привяжет к памяти массу ассоциативных зацепок. Пока что я не вижу в электронке аналогов такому делу. Только в дорогих и навороченных проектных программах есть нечто похожее, но пока они редко используются в целях чтения учебных книг на читалках. (Редко - это был сарказм от слова никогда))
Я уж не говорю о том, что бумажную книгу можно быстро перелистать и по примерному ощущению места в книге и быстрому пробеганию глазами по листаемым страницам - быстро находить нужные места, разбросанные в нескольких местах. В электронке это просто не возможно - можно легко вернуться на любую страницу, если знаешь ее номер, либо долго и нудно листать по одной странице. Именно поэтому, например, всякие особо перепутанные внутри самих себя по сюжету книги, где все время хочется отмотать назад и перечитать что-то, чтоб увязать в голове хитросплетения (ну вроде той же Элтанг), читать в электронке ну просто издевательство над собой и книгой.
Ну и с учебниками, где всё время мотаешься по страницам от темы к теме - может быть что-то похожее.
Но не стоит забывать и того, что это вот я привыкла к более овеществленному восприятию (и то с электронкой в принципе не испытываю проблем с памятью), а новое поколение, которое с детства привыкнет к планшетам - они же совсем иначе привыкли воспринимать, и далеко не факт, что им бумажные книги окажутся более удобны.
Но всё это голые слова без подкрепляющих экспериментов, так что очень круто, что есть такие люди, как эта норвежка, которые занимаются предметным изучением таких вот вопросов)
ПС: блин, простите, это все побочные эффекты Долгой Прогулки - я уже и в комментах портянки пишу, пора лечиться...

Лично я два года пользовалась электронной читалкой, а сейчас использую планшет. Учебники у меня всегда и в электронном формате (беру в школу) и в бумажной версии (использую дома), взятой из библиотеки. На таких уроках, как русский язык, алгебра, геометрия, физика электронные и бумажные книги действуют по запоминанию одинаково, а вот с учебниками по биологии, истории, английскому и т.д. запоминается лучше с пометками и подписями в книге.
Если говорит о художественной литературе, то предпочтение также отдаю бумажным книгам, ибо они больше вызывают желание прочесть себя, чем планшет, в котором можно бесконечно отвлекаться на сообщения.
Ну надо же, какие интересные результаты.