13 марта 2016 г., 13:36

347

Обстоятельный разговор о Чехове, или Двадцать четвертое заседание клуба «Дискурс»

39 понравилось 24 комментария 2 добавить в избранное

Двадцать четвертое заседание (5 марта) литературно-видео клуба «Дискурс» было посвящено чеховской прозе. Основным докладчиком выступил доктор филологических наук, профессор ИвГУ Николай Венальевич Капустин, а его «содокладчиком» - Дмитрий Быков, чья лекция «Чехов как антидепрессант» прозвучала во второй части встречи.



картинка Zatv


Для нас уже является непреложным фактом, что А.П.Чехов давно принадлежит к сонму классиков, а значит, говорить о его творчестве надо, если не с восхищением, то хотя бы с уважением. Но вот современники относились к нему совсем иначе.
Даже Л.Н.Толстой, которого Чехов боготворил, мог сказать: «А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!».

Лев Шестов, известный русский философ, в своей статье «Творчество из ничего» утверждал: «Чтобы в двух словах определить его тенденцию, я скажу: Чехов был певцом безнадежности. Упорно, уныло, однообразно в течение всей своей почти 25-летней литературной деятельности Чехов только одно и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды. В этом, на мой взгляд, сущность его творчества. Об этом до сих пор мало говорили — и по причинам вполне понятным: ведь то, что делал Чехов, на обыкновенном языке называется преступлением и подлежит суровейшей каре.»
Ему вторил Василий Розанов: «Люблю кислые щи с кашей, но на этот раз они уже слишком перекисли, да и каша распирает бока», — вот Чехов и его отношение к жизни, прощающее, с усмешкой, любящее, но не уважающее.»

Но особенно Антону Павловичу досталось от Серебряного века. Иннокентий Анненский: «Это сухой ум, и он хотел убить в нас Достоевского - я не люблю Чехова и статью о «Трех сестрах», вернее всего, сожгу...». Марина Цветаева: «...Чехова с его шуточками, прибауточками, усмешечками ненавижу с детства». Его творчество не любили ни Ахматова, ни Мандельштам, а Ходасевич и вовсе предлагал расправиться с писателем: «...подвернулись мне письма Антона Павловича Чехова - Царство ему небесное, но был бы он жив, я бы его повесил».

И такое отношение, по меньшей мере, удивляет. Ибо Чехов был не меньшим разрушителем «традиции» XIX века, чем блестящая плеяда поэтов и писателей начала века двадцатого. Только если Серебряный век больше сосредоточился на форме, например, кардинально реформировав классическое стихосложение, то Антон Павлович делал акцент на содержании. Его даже можно назвать «скрытым модернистом». Прикрываясь традиционной формой, он помещал в нее отнюдь не однозначное содержание.



картинка Zatv


Весьма показателен в этом плане рассказ «Студент» , который подробно проанализировал Николай Венальевич. Этот небольшой 3,5 страничный текст имеет классическую структуру рождественского или пасхального рассказа. Жанра, можно сказать, массового - к соответствующим датам подобные творения занимали целые полосы газет.
Все они были трехчастны. В первой - описывались душевные муки героя, во второй - он шел в церковь, встречал священника, слышал колокольный звон, и, наконец, в заключительной части наступало преображение и духовное обновление.

Чехов в «Студенте» формально следует той же схеме. Есть невеселые мысли слушателя духовной академии Великопольского. Есть его встреча у костра с вдовой и ее дочерью. Есть проникновенный рассказ об отречении апостола Петра, ощущение связи времен. И есть последующее преображение: «И радость вдруг заволновалась в его душе… и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Но весь смысл происходящего кардинально меняется, если вспомнить, откуда шел студент и когда это случилось. Осознав, что действие происходит за несколько дней до Пасхи, мы вдруг понимаем, что Великопольский совершил кощунство, не совместимое с духовным званием – отправился на охоту в Великий пост. И рассказ об отречении Петра становится отнюдь не случайным, а отражает внутреннюю борьбу человека, который сам находится на пути отречения от бога.
***
Во второй части заседания была прослушана лекция Дмитрия Быкова «Чехов как антидепрессант» . Она, как бы, дополняла доклад Н.В.Капустина, акцентируя внимание на идейных основах чеховской прозы.
Озвученные Дмитрием Львовичем мысли, можно свести к следующему перечню:
- Чехов – имморалист. Для него мораль – понятие, скорее, эстетическое, чем этическое.
- Чехов очень любит размышлять о великом и прекрасном, но все время возникает диссонанс между произносимой фразой и тем, кто ее произносит. Его поэтику можно сублимировать словами: «Если ты такой умный, то почему ты такой гнусный».
- Чехов ненавидит дом, который для него является футляром. Он все время рвется наружу – в степь, на простор.
- И, наконец, в отличие от современников Антона Павловича, Быков считает, что Чехов дает надежду и утешение. Только, если в начале XX века это связывалось с социальными преобразованиями, то теперь переходит на личностный уровень.

Дмитрий Быков читает свою лекцию с напором, местами даже безапелляционно, но последующее обсуждение показало, что он не всегда бывает прав.
Например, Н.В.Капустин, комментируя услышанное, высказал большое сомнение в ницшеанстве Антона Павловича, приведя отрывки из его писем, где тот выражает весьма ироничное отношение к термину сверхчеловек, которым его неосторожно наградил адресат. Или тема дома. Н.В. привел, в качестве примера, другой список рассказов, обосновывая прямо противоположную точку зрения. Отверг он также спекуляции на последних словах Чехова. Якобы, умирающий Антон Павлович произнес не «Ich sterbe», а «Ишь, стерва», имея ввиду свою жену.

Дальнейшее обсуждение все время возвращалось к столь подробно разобранному как с точки зрения содержания, так и религиозных мотивов (Дм.Быков) рассказу «Студент». Он стал, как бы, стержнем дискуссии, от которого перебрасывались мостики и к «Крыжовнику», и к «Степи», и к роману «Драма на охоте»… Можно даже сказать, произошло полное «погружение» в прозу Антона Павловича, и несколько раз прозвучала мысль, что хорошо бы в свете услышанного перечитать повести и рассказы, к которым не прикасались со школьной скамьи.

Разговор о Чехове будет продолжен на следующем заседании клуба «Дискурс» (2 апреля) во время просмотра и обсуждения фильма Луи Маля «Ваня с 42 улицы», а 19 марта состоится очередная лекция из цикла «История искусств» - «Искусство второй половины XIX – XX веков».

В группу Клубный дом LiveLib Все обсуждения группы
39 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 24

Не первый раз вижу как Вы пишете слово «видеоклуб» с пробелом посередине. Всё-таки литературный, и темы поднимаете интересные. :)

nekomplekt, Так у нас «литературно-видео клуб», тут вроде бы пробел необходим.
И клуб, действительно, соответствует своему названию. Обычно, мы выбираем единую тему и в ее рамках обсуждаем книгу и смотрим фильм.
Вот и в этот раз драматургию Антона Павловича мы будем обсуждать на основе фильма Луи Маля.

Zatv, М-м-м... Кажется, понял смысл, внимательно перечитав. Необычное определение.

karabirovi4, мне после таких новостей интересно вот что.
Почему не убрать Достоевского? Соня-то проститутка!
Почему не убрать Пушкина? В "Метели" героиня, если мне не изменяет память, решилась на неодобренный брак, как же так, а!??
Почему не убрать Гоголя? Про ведьм писал, как не стыдно!
список можно продолжать до бесконечности.
Раздражает.

karabirovi4, звучит как "и тебя вылечим, и тебя...")

karabirovi4, Я бы не прочь убрать из школьной программы Чехова. Чота он у меня в среднем школьном возрасте ну настолько не пошел, что я только в прошлом году наверное стала его хоть как-то адекватно воспринимать.

karabirovi4, Это не первая попытка. Помнится, они требовали исключить из школьной программы «Мастера и Маргариту».
Кстати, хороший совет дал во врезке редактор Мэйл.ру – учите детей литературе дома. Помнится, мне срочно пришлось дочери подсовывать в качестве противоядия от разбора «нашего все» в школьном учебнике «Прогулки с Пушкиным» А.Терца (А.Синявского).

karabirovi4, иииии опровержение
Оказывается, это личное мнение
У меня ощущение порой (может быть, субъективное), что в РПЦ правая рука не знает, что делает левая.

LuxAeterna, Правая рука РПЦ на полставки работает в Госдуме)))) Потому что, то оттуда, то отсюда порой всплывают какие-то дикие предложения))

karabirovi4, ага. а долгожданных жириновских "всем добра" так и не дождались пока что)

LuxAeterna, Ну серьёзно) Мне иногда кажется, что обе корпорации черпают идеи из одного источника вдохновения :))

LuxAeterna, "На вопрос будет отвечать Максим Поташев!"

Да тупость какая-то... в стране деградация тотальная, кругом дебилоиды растут - и это скоро станет нормой, а им, блядь, Чехов не нравится.

__Nemo__, Большая просьба, обойтись без экспрессивной фразеологии.

Zatv, Большая просьба, скажите мне, пожалууйста, какая проблема поднята для обсуждения в этом дискусе?

__Nemo__, Не совсем понял вопрос, вы имеете ввиду обсуждение в нашем клубе или в комментариях к отчету?

Zatv,

Не совсем понял вопрос, вы имеете ввиду обсуждение в нашем клубе или в комментариях к отчету?

Да, в теме, статье, вашем видео-клубе. Почему рефлексия этого вашего клуба направлена куда угодно, но не в строну насущных проблем культурного пространства родины?
Я прочитал статью, и у меня появилось только одно ощущения - это всё настолько далеко от настоящего времени, современной проблематики, настолько это кажется инородным в повестке современного дня, что понижает первоначально родивший интерес до нуля.
Люди настолько тупые, что начинают воображать, как Чехов воспринимал своих героев и свою прозу в частности "- Чехов очень любит размышлять о великом и прекрасном, но все время возникает диссонанс между произносимой фразой и тем, кто ее произносит. ", тогда как нужно давать марально-нравственную оценку ситуаций, описанных художником Чеховым. Кого должно чесать, был А.П. моралистом или пофигистом, анархистом, пацифистом или коллаборационистом? Это всё неправильная деструктивная схема рассмотрения литературного феномена. Плевать. Вообще. Тотально. Да хоть гомогеем он там будь со своим необъятным внутренним миром, как человек оценивает ситуацию, изображенную писателем - вот, что важно.

__Nemo__, Интересная постановка вопроса. Задача клуба, полагаю, это обратить внимание на автора и его произведения. Может быть, показать их под каким-то нестандартным, необычным углом.
Именно это и было целью двадцать четвертого заседания. А поскольку Чехов своим творчеством культурное пространство России (и не только России) формирует, то, можно сказать, мы обсуждали и «насущные проблемы культурного пространства родины». Особенно, если посмотреть на рассказы и повести Антона Павловича с точки зрения развенчания «пошлости». Весьма актуальная для нашего времени тема.

Zatv,

поскольку Чехов своим творчеством культурное пространство России (и не только России) формирует, то, можно сказать, мы обсуждали и «насущные проблемы культурного пространства родины».

Не вижу взаимосвязи даже в бинокль.
Беру последние два абзаца статьи, задаюсь вопросом: "что они хотели сказать".
Итого:

сомнение в ницшеанстве Антона Павловича

весьма ироничное отношение к термину сверхчеловек

Он стал, как бы, стержнем дискуссии

перебрасывались мостики

произошло полное «погружение» в прозу

хорошо бы в свете услышанного перечитать

Давайте обсуждать устройство лопаты, как проблему с/х в России? - это создание впечатления обсуждения у незрелых людей в том числе и себя. Я как-бы делаю хреноту, но я же делаю, значит это "обсуждение". Эмм... право!

Особенно, если посмотреть на рассказы и повести Антона Павловича с точки зрения развенчания «пошлости». Весьма актуальная для нашего времени тема.

Давайте возьмем "даму с собакой", пошло ли изменять жене на курорте? - да это, блядь, отвратительно и мерзко. Какое здесь развенчание?
Это трагедия уклада жизни обычного человека. Она монотонная, скучная, однообразная, в этой жизни нет отклика внутренним стремлениям и переживаниям человека. Нет объективизации его внутренних стремлений - вот проблема. Проблема в том, что современная жизнь не делает ничего, а могла бы, чтобы такие ужасных, пошлых случаев, чреватых трагичными последствиями, не случалось в жизни. Задуматься надо об этом. А вы что предлагаете "ироничное отношение к термину..." - да это финиш, не иначе. Дальше то куда деградировать?

__Nemo__, По-моему, у вас слишком завышенные ожидания от литературных произведений. Вам хочется видеть их, чуть ли не откровениями, руководствами по жизни.
Литература выполняет такую роль только в переломные моменты истории, а в остальное время – это отображение в слова «скучной» окружающей действительности. Чем, по сути, и занимался Антон Павлович.
Чувствуется, вам гораздо ближе отношение в А.П. Серебряного века, но время уже давно все расставило на свои места.

Zatv, Это для вас они откровения, для меня это норма, которую должен осознавать, понимать и распространять образованный человек.