Больше лайфхаков

12 октября 2022 г.

184

Как научиться писательскому мастерству

Возникает вопрос: как (Бенджамину) Франклину удалось приобрести такое удивительное умение писать и убеждать? К счастью, в отличие от многих других великих писателей, чьи приемы оттачивания мастерства остаются загадкой, у нас есть собственное свидетельство Франклина о том, как он этого добился. В «Автобиографии» он подробно описал свои усилия по освоению составляющих писательского искусства, прилагаемые им в юные годы. Отец Бенджамина услышал однажды спор сына с его приятелем о достоинствах женского образования (Франклин выступал за, друг — против). Родитель заметил, что некоторые аспекты доводов его отпрыска неубедительны. И юный Франклин «решил стремиться к совершенству» и приступил к серии упражнений, чтобы практиковаться в писательстве.
В качестве одного из таких уроков, по его воспоминаниям, он брал свой любимый ежедневный журнал The Spectator и анализировал опубликованные статьи. А через несколько дней по своим заметкам пытался восстановить первоначальные аргументы. Закончив, он «сравнивал свой The Spectator с оригиналом и, находя недостатки, исправлял их». Осознавая ограниченность своего словарного запаса, Бенджамин разработал такую стратегию. Он перекладывал прозу в стих, а затем подгонял сочинение под размер или рифму, стараясь не исказить смысл. Чтобы улучшить восприятие риторической направленности эссе, он вновь пытался применить имитационный подход, но на этот раз перемешивал намеки, чтобы впоследствии по памяти восстанавливать правильную последовательность идей.
Когда некоторые приемы письма были освоены, Франклин перешел к более трудной задаче написания текстов в убеждающем стиле. Читая книгу по английской грамматике, он применял метод Сократа, оспаривая чужие идеи через постановку вопросов, а не через прямое возражение. Затем он приступил к работе, старательно избегая «резких противоречий и позитивной аргументации». Вместо этого он сосредоточился на том, чтобы быть «скромным и сомневающимся исследователем».
Уже первые усилия дали результаты. В шестнадцать лет Бенджамин хотел опубликовать свою работу, однако, опасаясь реакции старшего брата, изменил почерк и подписался «Сайленс Дугуд, вдова из сельской местности». Брат-издатель эссе одобрил и опубликовал, поэтому Бенджамин продолжил писательство. Несмотря на то что с первым текстом пришлось схитрить, чтобы произведение оценили по достоинству, полученный опыт представления себя в образе различных персонажей оказался бесценным в его более поздней карьере. «Альманах бедного Ричарда», например, автор написал от имени простых людей — мужа и жены, Ричарда и Бриджит Сондерс, а в политических эссе, таких как «Эдикт короля Пруссии», использовал этот стилистический прием для изложения точек зрения воображаемых героев.
Трудно представить, что Франклин приобрел бы сегодняшнюю популярность, если бы сначала не освоил писательство. Будь то бизнес, наука или государственное управление, убедительным и великим Бенджамина Франклина неизменно делала его способность хорошо писать. Его отличали не только количество написанного или природный талант, но и то, как он практиковался. Решение выделить составляющие искусства письма и отдельно тренировать его элементы позволило Франклину освоить этот навык в молодом возрасте и применять его к другим занятиям, которыми он прославился позже. Столь тщательный анализ и продуманная практика формируют основу для четвертого принципа суперобучения — упражнений.

Ветка комментариев


Талант - это важнейшая составляющая писательского успеха. Но и талант можно закопать или, наоборот, выкопать тяжелым трудом. Просто так хорошие истории и классные тексты не появятся.


Согласна. Способности очень важны, но человек, их не упражняющий, даже не узнает об их наличии у себя.