Опубликовано: 25 июля 2019 г., 10:39
433
ФОЛЬКЛОР КАРПАТЫ

Карпатский хоррор: Тьма, Чугайстр и мандрагуля
Автор: Дарья Тоцкая (DARKER. №5 май 2018)
Источник: https://darkermagazine.ru/page/karpatskij-horror-tma-chugajstr-i-mandragulja
Страшное, пугающее и необычное в русском фольклоре нашему читателю достаточно хорошо и полно известно и, что самое главное, интуитивно понятно. Лешие, водяные и русалки прочно прописались в классике русской литературы, затем в советском кинематографе, а после перекроили кафтаны на западный лад и проникли в современный печатный и экранный хоррор и фэнтези.
Что уж говорить, нам известны жуткие европейские вурдалаки и виверны, мы с легкостью верим новым американским монстрам (от механической «Кристины» до имеющего японские корни демона из «Оно»). Но что пока скрыто чащобой неизвестности для русского читателя — это мифологические истоки ужасов Восточной Европы и древних карпатских лесов.
Дракула, кровавая Эржбета Батори и волки-оборотни — пожалуй, все, что навскидку назовет рядовой любитель хоррора, вспоминая Карпаты. На самом деле это лишь скудный плевок на фоне практически бесконечного разнообразия монстров и нечисти, да и просто страшных и необычных обрядов и мифов этой местности.
Карпаты — мифическая червоточина, глубокий колодец, из которого издревле черпают свою порцию ужаса разные народы и народности, проживающие здесь. А их немало и все они имеют древнюю историю. Первые стоянки людей, обнаруженные на месте закарпатского Ужгорода-Унгвара, имеют возраст около 40 тысяч лет, «официальный» возраст города — более тысячи лет.
Уже к середине XIX века на территории Карпат обитают гуцулы, лемки, бойки, мадьяры (мад’яры, венгры), а также евреи, немцы, армяне и итальянцы. Карпаты становятся мифотворческим источником для словаков, поляков, румын (в прошлом волохов), молдаван, гагаузов и прочих. Логично, что такой пестрый коктейль разнородных культур, традиций и языков формирует необычайно насыщенный, плотный пласт карпатского мифа и хоррора.
Тьма сама по себе как пугающий, несущий опасность элемент яснее всего проступает в верованиях украинских гуцулов. На ночь в гуцульских селах до сих пор запираются ставни домов, после захода солнца ничего не отдается чужим людям с подворья, а откликаться в сумерках на однократный зов значит накликать беду.
Тьма является антагонистом солнца и культа огня как его земного «представителя», от нее берегут высоко в горах пастухи-овчары ритуальный огонь, «ватру», ее же зажигают на свадьбах и похоронах. Тьма для гуцулов — это время разгула нечистой силы разного пошиба, от сельских чертей и бесов и до лесных мавок и прочих «непевних». Кстати, в отличие от привычных восточным славянам русалок, у карпатских мавок нет и намека на хвост и чешую, зато ярко и призывно блестят в ночи выразительные глаза и большая грудь. Зло у гуцулов почти всегда сексуально и маняще.
Жители южной части Карпат, гагаузы, напротив, во всем винят воду. Некогда вышедший с Балканского полуострова народ «зовет» мертвых предков на каждый свой праздник, используя магические действия и ритуалы. Однако главную опасность и страх гагаузы видят для себя в воде и питье.
Заговоренную воду подливают видным парням и девушкам, чтобы их сгубить, ее же используют для черных дел в ходе застолий. Логично, что основные традиции гагаузов направлены на то, чтобы оградиться от всего этого. На свадьбах выливают жениху и невесте под ноги чистую воду, чтобы «омыть» будущий путь, а любое питье пробуют прежде гостя, часто пьют с ним из одного ковша. Один из главных ритуалов гагаузов, опять же, связан с водой — это вызывание дождя для обеспечения урожая в будущем году, отдаленно похожее на вуду с использованием куклы-вольта.
Практически любой народ Карпат связывает ужас и страх с колдовством. Град побил посевы — колдун-градовник постарался. Пропало молоко у коровы — ведьма забрала у нее «ману» (чуете, откуда корни у известного в узких кругах термина?) Муж вдруг стал бить жену — кто-то посредством колдовства украл семейное счастье.
Возвращали его так же, с помощью колдунов и колдуний, либо самостоятельно. В последнем случае отправлялись на заветную Чорногору либо шептали свои просьбы Мертвому озеру (Чорне озеро), в котором, по поверьям, живут мертвые. Целебной грязью озера Синевир мазали лоб для ума, руки для ловкости — все это, по местным поверьям, приходящему могли дать души местных влюбленных-утопленников, которые предпочли смерть разлуке друг с другом.
Жители Карпат часто видят страшное в обыденном. Мокрые следы у скамьи либо просто на земле — знак присутствия нечисти Водяника. Пролетела по небосклону падающая звезда — это злой Лiтавець торопится соблазнять вдовушек либо, приняв женское обличье, летит на поиски падких на красоту мужчин. Ребенок заходится плачем либо ведет себя необычно — не иначе его подменили бесы и черти, скорее нужно идти выменивать своего, родного, обратно, в лесу или у источника. Вампиры-упирi привычно и уверенно проникают ночами сквозь неплотно закрытые ставни либо со сквозняком и сживают со свету целые семьи.
Известные многим волки-оборотни — едва ли не ключевая «фишка» южной части Карпат. Возможно, все дело в том, что особое место волку издревле отводилось в культуре гагаузов и румын. В украинской части Карпат принято считать, что «вовкулаки» — вполне обычные люди, купившие способность к оборотничеству у ближайшего колдуна, либо самостоятельно проведшие обряд с помощью ножа. Заняты они в волчьем обличье все тем же, что и остальные волки-оборотни: нагоняют страх на честной люд и скот. А в человеческом облике существуют среди нас: ведут хозяйство, сеют рожь, гуляют на свадьбах и похоронах.
Похороны — отдельная страница карпатских ужасов, если речь идет о традициях гуцулов. Сегодня многие из них забыты и изжиты стараниями церковников, однако благодаря воспоминаниям, передающимся из уст в уста, мы еще можем составить примерное представление о том, что творилось в хате, где лежал покойник.
Гуцулы три дня к ряду принимали здесь же гостей, угощали кушаньями, в особенности тонкими карпатскими голубцами и кукурузным банушем, и, как это ни странно прозвучит, устраивали игрища. Часто обидные для проигравшего, со скрытым сексуальным подтекстом и, в нашем понимании, совершенно не уместные перед ликом вечности. Назывались забавы молодежи на похоронах «грушка», «комашня», «коза» и т. д. Во время игрищ часто звучали смех и громкие вскрики, и такие проводы умершего гуцулам виделись правильными.
Три дня в году у гуцулов отводились на помин умерших предков. В течение этих дней еще в начале ХХ века селяне разговлялись пищей на могилах, пели и танцевали здесь же. Необычное, веселое отношение к смерти, что тут скажешь.
Если страха в повседневной жизни мало, значит, его, по мнению карпатских народов, требовалось создать. Иначе не объяснить сообщений о том, как хозяева пасек «заводили» чертей для помощи, заставляли своих пчел красть мед у соседей, а прочие «высиживали» себе беса-домового из яйца. В западноевропейской традиции ужасного Василиска получали путем высиживания куриного яйца жабой, в Карпатах же личную нечисть выводили на свет своими силами, не умываясь, обмазываясь при этом сажей в течение нескольких дней, не здороваясь с людьми и время от времени совершая прочие магические действия в пределах собственной хаты и печи.
Вам когда-нибудь встречалось растение под названием страх («жах»)? А в Карпатах и такое есть — гуцулы величают так вполне безобидный сорняк дурнишник. Что любопытно, львиная доля растений здесь имеет приставку –зiлля (зелье). Iванове зiлля (папоротник мужской), зiлля баранє (арника), погане зiлля (белладонна), роман-зiлля (ромашка аптечная), гiльтяй-зiлля (девясил), крещате зiлля (вороний глаз), барвiн зiлля (барвинок малый) и так далее.
Остальные травы, не получившие заветной приставки, кажется, тоже стремятся поразить, очаровать, напугать: урода (гриб чага), баб’ячий прокльон (омела белая), гече-пече (шиповник), нехворощ чорнобиль (полынь-чернобыльник), псяча гречка (пастушья сумка), петрiв батiг (цикорий), бiс-дерево (дурман) и другие.
Известная в Европе мандрагора успешно заменяется карпатскими ведьмами корнем брионии белой, которую гуцулы ласково называют «мандрагуля» (не забываем, что у местных «мандри, мандрувати» — это путешествия, а «гуля» — нечто фигообразное по форме).
Одними флористическими загадками «украинские Альры» не ограничиваются. Чем дальше в лес, тем больше нечисти. Так появились истории о, возможно, самом известном и уникальном «жахе» Карпат по имени Чугайстр. Подобно работникам британских шахт, почитавших кобольдов, гуцульские пастухи всегда оставляли немного пищи для своего мифического соседа, чтобы не вредил и страху не нагонял.
Одни описывают Чугайстра как существо, похожее на снежного человека и ростом с елку-смереку. Другие утверждают, что эта нечисть иногда принимает вид почти людской, разве что сильно заросший. Завидев человека, Чугайстр может пригласить его на танец, ну а если ноги подведут путника, тут уж пеняй на себя. Хозяин Карпатских гор, хоть и страшный на вид, умелого танцора и просто хорошего человека обижать не станет, остальным готовит незавидную участь.
Кроме Чугайстра человека в карпатском лесу поджидают такие ужасы во плоти, как бес Вихор (чудовище с хвостом, крыльями и открытыми взору внутренностями, которое дарит взглянувшему на него безумие), дикi люди (странные существа, пасущие диких зверей на манер пастухов), Блуд (готов водить кругами по лесу), а из-за каждого ствола и глубокой заводи выглядывают самоубийцы-стратники, умершие некрещеные дети-потерчата, охраняющие горы горгуни, а также почившие до свадьбы девушки-повiтрулi, продолжающие поиски нареченного и после смерти.
Страшное смотрит на человека и с бастионов и руин замков, которых в Карпатах великое множество. Своя легенда есть практически у каждого из них, однако некоторые просто-таки пропитаны ужасом и болью.
Призрачная обитательница Ужгородского замка, Бiла Дева, ночами ищет возлюбленного, навеки замурованная при жизни в его стенах. Одна из легенд о Невицком замке рассказывает: строила его настолько жестокая Погана Дева, что заставляла местных жителей использовать для кладки последние куриные яйца, кровь и даже женское молоко. Мукачевскому замку по имени Паланок и историй никаких придумывать не нужно — еще только при строительстве замкового колодца глубиной более 75 метров погибло несколько человек, а во времена венгерских войн вода в нем была отравлена.
Как видим, масштабов этой статьи не хватает даже для беглого описания самых известных ужасов Карпат. Сколько их еще расцветает яркими красками буковых лесов осенью, спускается вместе с пастухами и свежей брынзой с гор, живет испокон веков рядом с людьми — меж ветвей садовой яблони, под дорожным камнем и выглядывает по ночам безумием и Тьмой из сельского колодца?
Читайте также
Комментарии 3
Другие статьи
-
-
10 октября 2020 г.
828
-
28 июня 2020 г.
357
-
-
-
-
-
Карпаты ну прямо хоррор-квест какой-то для бедных жителей - как донести ведро с водой из колодца поздно вечером и выжить:)!
meihua, поэтому вечером там редко кто пьет воду - предпочситают настойку из смереки на спирту )))
Kultmanyak, :)! Я когда жила с родителями, у нас кладбище старое было прямо посреди поселка. Сначала-то оно было за, но поселок строился, расширялся... У меня из окна были видны оградки, если выглянуть, т.к оно было через улицу от нашего дома. Но что характерно, никто не боялся ходить. По нему можно было приличный крюк срезать - многие так и делали, в том числе и я.
Мне до сих пор кажется, что это старое кладбище стоит на страже, охраняет наш поселок от беды. Ты не поверишь, но там чувствуешь себя под защитой. Это не только мое мнение, мне и другие люди то же самое говорили.