19 июня 2018 г., 12:59
2K
Обсуждаем творчество Юхана Боргена (июнь 2018 г.)!
Уважаемые участники!
В июне мы дружно читали произведения - "Маленький лорд" и "Избранные новеллы" !
Предлагается обсудить прочитанное и поделиться друг с другом впечатлениями! Общую картину по оценкам и рецензии можно посмотреть в специальной Подборке.
"Маленький лорд" - средний балл 4,4!
"Избранные новеллы" - 3,6.
Приятного обсуждения и спасибо за участие! :)
Комментарии 282
Только корневые
Мне книга "Маленький Лорд" показалась немного скучной. И страшной в то же время. Этот чудовищный непонятный мальчик...
Эпизоды с Кристиной я в целом не восприняла как нечто особенное. Они проходили наравне с некоторыми другими событиями. Но сам акт был ненастоящий. Вилфред по моему получился каким то опытным что ли. Для первого сексуального опыта это слишком. Не верю.
Вот фре Фрисаксен в отличие от Кристины сыграла бОльшую роль в судьбе юноши, мне кажется так.
Я прочитала только "Маленького лорда" и мне книга понравилась. Читается легко, увлекательный сюжет, получилось атмосферно. Главный герой та еще загадка и неизвестно к чему все придет. Буду читать продолжение.
Эпизоды с Кристиной были неприятные, но увы таки как она есть везде. Мне интересно бухнет это ружье в следующих книгах или нет? По идеи в конце автор должен всех расставить по местам и раздать наказания за поступки...
Впечатление от книги зависит в том числе от кого, когда она прочитана.
Поэтому после пустой кузины Рейчел, новеллы Боргена пошли как бальзам на мою израненную читательскую душу.)
Во-первых, красивый язык. Во-вторых темы, которые важны человеку, мне. Вопросы, которые затрагивают мою сущность, а не просто описания каких-то людей где-то далеко.
В сборник собраны новеллы разных лет. Поэтому более поздние новеллы, о старости, оказались мне менее понятными, их время ещё не пришло.
Понравился юмор автора, его смех с привкусом горечи.
Напишу о тех рассказах, которые понравились больше других. Попозже.
Меня заинтересовал характер Вилфреда. Мне кажется, что каждый подросток проходит такой период, когда хочется запретного, будь то кража, или какое-то разрушение, только сдерживают привитые нормы или даже страх наказания. А Вилфред все рассчитывает и торжествует именно свою победу над окружающим, он умнее, он переиграл. Да и Кристина ему не особенно нужна, но он опять переиграл общество и мамины нравоучения.
Спасая Тома, он опять-таки в первую очередь руководствуется победой над обществом и обманом общества, мол вы все думали, что я благородный герой, а на самом деле все не так, я вас перехитрил...
Странная такая мотивация
Мне книга не очень понравились.Я не профессиональный критик и не оцениваю мастерство автора и художесивенную ценность,а только свои ощущения. Мне было неприятно читать про этого героя, и его метания не вызывали сочувствия. Он может избить беззащитного старика, после этого мне было безразлично, любит ли он музыку и есть ли в душе у него светлые чувства.
Так что меня заинтересовало только то, почему он таким стал? Из-за псих. болезни, причём наследственной,ведь его отец тоже плохо кончил. Или его таким сделали? Но ему по-моему грех жаловать на детство, ну мама слишком любит,но многие мамы такие и в худшем случае мальчик становится "маменькиным сынком".
То, что он обвиняет всех в лицемерие -так это опять его нездоровый взгляд на жизнь, во всем видеть плохое.
Нормальная история. Чувствуется, Борген глубоко закопался во фрейдизм, даже самого мэтра вывел по ходу пьесы))
С тетушкой все более, чем понятно. Небогатая, одинокая и бездетная вдова средних лет. Не исключено, что имела роман с папашей Вилфреда или вздыхала по нему. И тут взрослеющий племянник, заставивший ее почувствовать себя снова молодой и желанной. Красивый мальчик, который по повадкам как бы уже и не мальчик. Как там в нашенской поговорке: баба - ягодка опять...
То, что там половой акт описан, как нечто-разнечто, так оно все - внутренний монолог Вилфреда. А Кристина тем временем возможно думала: "Боже ж мой, какой неумелый сопляк. Кабы не был похож на папашу. Короче, больше никогда." И больше у них и не было, во всяком случае в первой книге)))
Мне кажется мальчик пошёл по наклонной в виду полного отсутсвия настоящих открытых искренних и равноценных отношений. Семья в целом как бы приклеила к нему стереотип и ожидает определенного шаблонного поведения, при этом вовсе не интересуется интересами и личностью Вилфреда. Эрна и Андреас просто преклоняются и смотрят в рот. Вообщем создалось впечатление, что из парня вся жестокость выходила как крик о помощи и жажда внимания, желание быть понятым, мол смотрите я не такой, разберитесь, услышьте. Но нет. Не зря доктор предлагал оставить мальчика для терапии.
Что же касается книги - на мой взгляд затянуто, без начала и конца, производит впечатление повествования чуть более художественного чем просто дневниковые записи подростка.
А я когда читала вдруг вспомнила такую историю из моего детства.
Оказалось, два нормальных на взгляд подростка воровали вещи из припаркованных авто. Скандал был жуткий. Но интересное началось потом.
Одна семья , переживая свой позор, ругала и игнориласына . "Сам натворил, сам и расхлёбывай"
Семья полная плюс у него еще было две старшие сестры.
У второго была одна мама, которая просто от горя не выпускала его из поля зрения ни на секунду, лупила его ремнем, водила в школу и из школы, поменяла свою работу, чтоб за ним следить....
Итог : второй сейчас владелец ряда бензоколонок, любит свою жену, обожает дочку и ...боготворит свою маму. Первый недавно третий раз вышел из тюрьмы. Весь в наколках, сильно пьёт, но не скажу что он злой и плохой. Вроде нормальный мужичок, но неустроенный по жизни.
Вот я и думаю,где та точка невозврата, которую проходим мы все , когда формируется наш характер??? И после которой уже оч трудно исправлять основу. Только можно по мелочи.
Можно ли бы качнуть Маленького лорда в сторону добра и света и кто это мог сделать и главное, для него эта точка невозврата уже пройдена или еще нет ?
Может он чувствовал , интуитивно, что для него это фру Фрисакссен и поэтому потянулся к ней?
Такой талантливый, одаренный, необычный мальчишка... Даже страшно подумать , во что он может в итоге вырасти .
Мне книга понравилась (поставила "5"), хотя главный герой - нет. Понравилось, как изображается внутренний мир такого довольно подловатого человека. Да, он сам лицемер, хотя обвиняет в лицемерии всех подряд. Нельзя оправдывать его тем, что другие якобы "лицемерят". Понятно, что он хотел приспособиться к ним, соответствовать их ожиданиям, чтобы выглядеть в их глазах лучше, чем он есть на самом деле. Понятно, что такая двойная жизнь ни к чему хорошему не привела, и его тянуло ко всяким подлостям. Поэтому и старика он избил, типа проверял себя - "тварь я дрожащая или право имею" (ну, почти по Достоевскому). Но у него, как и у всякого человека был выбор - приспосабливаться к другим или же поступать по своему, возможно, разочаровывая в чем-то свое семейство, противореча их ожиданиям и т.д. Не могу сказать, что он психически ненормальный, раз избил беззащитного старика, и, конечно, не оправдываю его, но кажется, что он просто дорвался до "запретного", и это выразилось у него в такой страшной степени. Долгое лицемерное сосуществование, воздержание от "плохих" эмоций по отношению к окружающим, изображение из себя этакого милого ангелочка, то, что он не противоречил ни в чем своему семейству, и даже по пустякам старался не раздражаться, сдерживался и т.д. Неудивительно, что ему надо было "выпускать пар", испытывать себя вот таким мерзким образом.
Обязательно буду читать продолжение, интересно же, что с ним дальше было.
Почему бы ему не выйти из зоны комфорта в другое место, пойти например в больницу убирать за пациентами.
А пациенты ему ничего не причинили, вообще-то) Вот если бы они сделали что-нибудь такое, то может и пошел бы в больницу. Сделал бы что-нибудь в ответ.
Однажды Вилфреду пришлось пережить в такой компании полное поражение. Тогда кто-то предложил ловить мяч шапкой, а он знал, что стоит ему снять шапку, и длинные локоны рассыплются по плечам. Дело кончилось дракой, исход которой был предрешен, и его бегством по длинным грязным улочкам, где все преимущества были на стороне преследователей.
Читала "Маленького лорда" мне очень понравилась эта книга. Собираюсь прочитать всю трилогию и очень надеюсь не разочароваться. Я уже давно не очень люблю со всех сторон правильных и положительных героев и героинь, а вот Вильфред со всеми своими заморочками, странностями и недостатками был мне интересен. И мне его по-настоящему жалко. Он действительно "молодой да ранний", быстро все схватывает, понимает, поэтому он замечательно сжился с ролями маленького лорда и рыцаря при даме, и может быть, даже вначале они были ему в радость. Но быть все время хорошим и правильным утомительно, особенно когда ты выходишь за порог своего идеального дома и сталкиваешься отнюдь не с идеальным миром, и осознаешь вдруг, что и ты не идеал, а обычный человек и у тебя есть странные, может быть, даже пугающие желания и чувства. Да он научился мастерски играть роли, но при этом боится быть собой, возможно, даже не знает что это такое, не знает себя, и поэтому, повторюсь, мне его жалко. А вот мама Вильфреда меня бесила страшно. Ну, нельзя бесконечно отгораживаться от реальности а-ля "я в домике" и не замечать, например, что ребенок растет, он уже не мальчик, а мужчина, а она его со всей старательностью запихивала в детские штанишки. Иногда Вильфред казался более взрослым, чем его мать.
Трилогию о Маленьком лорде я прочитала несколько лет тому назад, и она мне очень понравилась. Многих деталей уже не помню, поэтому поучаствовать в обсуждении не могу, скажу только, что читать надо именно всю трилогию, это единое цельное произведение, и понять Вилфреда и составить мнение о его личности на основе только первого романа невозможно.
Сейчас я читала "Избранные новеллы". И вот они мне страшно не понравились. Изначально я перепутала новеллы с повестями и была неприятно удивлена, но это мой косяк. Но если говорить о большом количестве рассказов вкратце, то это словоблудие и пустословие. Дело даже не в том, что мне чужды какие-то темы, во многих случаях я даже не поняла тему. Рассказ начинается, идет-идет и заканчивается. Ииии? И ничего. Поговорили и разошлись. Может быть, это вина переводчика. Еще у меня есть вопрос к редактору: по какому критерию отбирались рассказы? Так как на русский авторские сборники не переводились, то кто решал, какие рассказы переводить? Как они поняли, какие лучшие? Кроме переиздания Трилогии о МЛ, все остальные книги выходили в советское время. Прокоммунистической пропаганды здесь конечно нет, но и капиталистический мир показан в очень мрачных тонах. Возможно это и был критерий.
Но три рассказа пришлись мне по душе: "Ерун и Малыш", "Медовый месяц" и "Счастье". Очень даже рекомендую.
P.S. Моя рецензия
https://www.livelib.ru/review/965929-malenkij-lord-yuhan-borgen
Большое спасибо всем, кто голосовал за книгу! Я безумно рада знакомству с новым для меня автором! И книга "Маленький лорд" ушла в "любимые".
Для меня Лорд отрицательный персонаж, и я не понимаю такого воспитания. Многие моменты можно оправдать и его воровство, и драки.... Но, его действия по отношению к старику повлекли смерть, а значит, Лорд совершил непреднамеренное убийство, лишил семью кормильца, Мириам осталась без дяди.
И когда мне в рецензии писали "Приглядитесь, возможно в чем-то главный герой окажется вам близок.".... Ау, чем близок? Втащить полицейскому и смыться? Меня воспитывали в другом ключе.
На счёт разновозрастных отношений - да, мне нравится о таком читать, неформальная любовь и блабла. И, если отношения Лорда и Кристины требуют осуждения, я воздержусь.
Очень хочу прочитать продолжение, книга, действительно, зацепила!)))
Мне понравился "Маленький лорд", понравилось, как он закончился, и на продолжение что-то не потянуло. Не захотелось политики, на самом деле.
Поначалу Вилфред мне напомнил Алекса из "Заводного апельсина" в эпизоде со стариком, но на самом деле это абсолютно противоположные эпизоды. Все же Алекс упивается насилием ради насилия, а Вилфред испытывает рамки дозволенного. Хорошо, что ему это потом аукнулось, и оказалось, что совесть у парня все-таки есть.
В рецензиях Вилфреда часто называют психопатом, но на самом деле он же не бесчувственный, он на самом деле любит маму, например, переживает за нее, и чувство к девочке-скрипачке у него на удивление настоящее. Но и метания у него не типично подростковые. По-моему, Борген очень подробно окунулся в изучение пограничного расстройства личности, и очень точно передал все симптомы, особенно срывы — эмоциональный всплеск на концерте и, конечно, побег из дома в зимнюю ночь с полной потерей связи с реальностью, когда невроз перерос-таки в психоз. И истерическая немота тоже прекрасно вписывается в анамнез.
Ни один взрослый в книге мне не понравился, даже "Фрейд". Как будто Вилфред — это метафора нового больного мира, который ничего не может научиться у предыдущих поколений. Жалко парня, лечить его некому.
Не связывалась с Лордом, так как посчитала, что его необходимо читать полностью (всю серию) для понимания. Для знакомства же с автором были изучены Новеллы, которые оказались простыми и одновременно довольно запутанными: то мы читаем обыкновенные истории о молодых людях или детях (в которых, как обычно, достаточно житейских мудростей), то мы оказываемся в чужом письме с пространными размышлениями.
И согласна с moorigan выше: кто составлял сборник, по каким критериям, непонятно. Вполне возможно, что его можно было собрать так, что все рассказы были бы там достойны внимания.
Не знаю, понравилась бы мне так книга, если бы я ее читала. Но я ее слушала в исполнении Семёна Янишевского и осталась очень довольна и автором и чтецом, с которыми познакомилась впервые.
Мнение о Вилфреде постоянно менялось, начиная с "мальчик с исключительными возможностями" до "маленького чудовища". Возникали вопросы: в чем причина? тепличные условия и эгоизм? переходный возраст и гормоны? психическое отклонение? Вспомнила повесть "Шут" Юрия Вяземского, на героя которого мне показался похожим Маленький Лорд.
Но чем дальше слушала, тем кардинальнее менялось мнение. Я увидела, как болезненно мальчик реагирует на притворство взрослых, как тонко чувствует обман и мне стало жаль его.
Кто такой Вилфред - для меня так и осталось загадкой, потому собралась дочитать трилогию и встретиться со взрослым героем.
Я читала год назад всю трилогию. И я настаиваю на том, что читать ее нужно всю. Я почитала сейчас обсуждения и очень удивлена, что Вилфреда считают психопатом. Я его ни разу не считала таким. Он сам по себе не такой. Его сделало таким окружение, особенно мать, остальные родственники тоже хороши. В следующих частях это хорошо раскрывается.
На него слишком давили. Его заставляли быть хорошим. Он не мог разрушить их стереотип о том, что он чудесный мальчик (типа лорда Фаунтлероя, роман Боргена ведь неспроста так называется), на него очень давили. Всем было наплевать, чего хочет он. И поэтому из него полезла эта грязь, он искал выхода, ему и хотелось, чтобы узнали про то, что он совершил, и не хотелось.
Да, мне сейчас напомнят про старика, мол парень-то чудовище, как ты этого не видишь. Насколько я помню, он будет вспоминать этого старика в следующей части. И это реабилитирует его в моих глазах.
Когда я читала роман, я вспоминала свое детство, то, как на меня давили и от меня постоянно ожидали того, что мне совсем не хотелось. Да, я не совершала поджоги, не избивала кого-то, но я чувствую, что этот роман про меня, очень многие мысли у меня совпадают с Вилфредом, может, поэтому я настаиваю на том, что он - не чудовище.
Я хотела перечитать роман к обсуждению, но не смогла. После первого прочтения у меня пошли воспоминания, я вспомнила очень многое из своего детства. И многое было неприятным.
В общем, для меня это, наверное, одно из лучшего, что я когда-либо читала.
Думается, что главная заслуга Боргена, независимо от того, как читатель относится к героям книги, и даже не от того насколько достоверно описан внутренний мир главного героя, в том, что он показал, насколько внутренний мир ребенка ни сколько не проще мира взрослых. Что их эмоции -это настоящие эмоции, а не детские, их страхи- это настоящие страхи, а страсти бушуют еще сильнее.
Я читала только "Маленького лорда" и мне очень понравилась книга! Во-первых, своим языком, во-вторых, сюжетом, в-третьих, неоднозначностью.
Меня очень смутили отношения Вилфреда с Кристиной. С ним всё понятно, а вот ей зачем это нужно?