Опубликовано: 6 мая 2012 г., 11:47 Обновлено: 11 июня 2012 г., 03:33
529
Малая проза: читать или не читать?
На ЛайвЛибе прекрасно отражаются все читаемые романы: сборники рассказов читаются гораздо меньше. Тут же возникает вопрос: малую прозу действительно не читают, или её просто никто не отмечает?
Как вы относитесь к рассказам? Читаете рассказы из изданий, печатаемые «в довесок» к романам? Покупаете сборники рассказов? Скачиваете рассказы из интернета? Какие по вашему мнению есть преимущества у малой прозы перед большой?
Комментарии 36
Только корневые

Серия "Уроки русского" как раз в тему. Сам читал из серии Анатолия Гаврилова, Ашота Аршакяна, Николая Байтова, Александра Шарыпова, собираюсь опять Гаврилова второй сборник, Данилова, Арутюнову, Осокина и др. Серия живёт. Правда в другом издательстве. Сам читаю сборники, правда меньше, чем большие формы. Люблю рассказы Гессе, Гарсиа Маркеса, Франца Кафки, Дино Буццати.
В прошлом году для меня сборник "Шестьдесят рассказов" Буццати стал главным событием читательского года.
Вообще хороший рассказ сродни чистой поэзии. Надо быть настоящим виртуозом, чтобы передать бездну смыслом в концентрированном виде.

Ну, во-первых, рассказы действительно сложнее не то чтобы отмечать (если прочитал сборник, то и отмечаешь сборник, а если несколько рассказов из сборника, или только один, то тут дилема, зависит от внутренних правил человека на этом сайте :)), скорее, на них сложнее писать отзывы.
А вот по поводу малой прозы вообще, темка интересная. У меня сложно с нею отношения складываются. Ведь рассказы, по сути, совсем по-другому читаются, чем большая проза. Мне кажется, нельзя читать их подряд по-многу, надо смаковать глоточками с перерывами. И тут вот бывает проблема. Потому что для меня лично важно вживание в книгу, а в рассказ вжиться я зачастую не успеваю, и бывает, что какие-то рассказы вроде бы и прочитала, но как-то они сильно-то и не зацепили... Работаю над этим, это совсем другое чтение, по качеству, да, но это тоже прекрасное чтение, больше созерцательное, требующее задействования каких-то других струн души, что ли...

Больше люблю романы и повести, хотя рассказы тоже читаю. Все-таки рассказом угодить гораздо сложнее, да книгу можно читать, не отрываясь, хоть по 100-300 страниц за раз, а рассказы настолько концентрированны, самодостаточны, что больше 3-5 штук подряд я не осиливаю - не лезет.
Просмотрела последнюю страницу прочитанного - три сборника. Отдельные рассказы практически никогда не фиксирую.

Если я очень долго пытаюсь подступиться к новому для меня автору, то иногда начинаю с его рассказов, чтобы ощутить стиль, проникнуться атмосферой, в общем, понять, с чем предстоит иметь дело. Но и этот способ не идеален =)
А есть настоящие мастера малого жанра, которые полностью раскрываются именно при создании небольших произведений.
Безгранично люблю Роальда Даля, Хулио Кортасара именно за рассказы, которые получаются у них невероятно целостными.
Со сборниками рассказов современных авторов гораздо сложнее, ибо произведения не всегда хорошо сочетаются друг с другом, а некоторые так и вовсе разочаровывают. Но всегда есть шанс открыть новое интересное для себя имя =)
Вспоминается ФРАМовский "Вавилонский голландец", которые читается как цельное произведение, несмотря на то, что сборник. Но и там много чего собрано, на вкус и цвет =)

Читаю иногда сборники рассказов вроде такого, чтобы найти новые имена для себя. Бывает читаю сборники рассказов любимых писателей.
Согласен с мнением, что мастер слова раскрывается в рассказе. Но рассказы плохи тем, что прочитал сколько-то страниц, и вот он уже закончился. Становится даже слегка грустно, что хороший рассказ закончился. Такое конечно бывает и с романами, но обычно за пару сотен страниц успеваешь насладиться языком автора.
А вообще я только за популяризацию сборников рассказов!
Кстати, есть соответствующая подборка, предлагаю всем плюсануть своим любимым сборникам рассказов) Я вот лично только что добавил туда Набокова, Махфуза, Моравиа и сборники японской и латиноамериканской новеллы.

Не люблю рассказы, потому что они слишком быстро кончаются. Прочитал, уловил идею, посмаковал немного и принялся за следующий рассказ. Большинство рассказов быстро забываю, так же, как и цитаты. В романе же ты живешь какую-то часть своей жизни, поэтому основная идея книги впитывается в тебя глубже.
Но все равно читаю рассказы иногда, когда нужно "попробовать" автора, прощупать его :). Хотя хороший рассказ не значит, что и роман у автора будет хорошим. Некоторые специализируются на чем-либо одном.
А по поводу того, что не отмечают прочитанные рассказы, так ведь многие все-таки читают в электронном виде. И если прочитал один-два рассказа, то не будешь ведь отмечать сборник. На мой взгляд сайту не хватает категории "произведение". Хотя я уже привык :)

Не читаю межавторские сборники и антологии (за редким исключением). Да и знакомиться с автором по малой прозе - занятие неблагодарное, потому что в поисках можно перелопатить огромную кучу мягко говоря некачественной литературы. Или наоборот, отвернувшись от неудачного рассказа неплохого писателя, можно никогда не прочитать его отличный роман.
Написать рассказ, да еще такой, чтобы он был емким, захватывал сразу и оставил желание перечитать - это великий талант.
Да и прочитать подряд много небольших рассказов, особенно если они написаны хорошо, для меня непросто, потому что не получается прочувствовать каждый из них.
Из полюбившей малой прозы могу отметить Рэя Брэдбери (к сожалению, не все), недавно прочитанного Бормора (хотя у него скорее не рассказы, а разорванный монолог) и Нила Геймана.
Из неоправданных ожидани, например, Мураками (но вот романы его - с удовольствием).

Отличная тема! Спасибо, extranjero!
Рассказы очень люблю и, пользуясь разнообразными библиотеками, азартно выискивала там именно сборники рассказов. Если попадается авторский сборник с "довеском", то начинаю читать именно с рассказов: по ним легче определить, а читать ли вообще "крупняк" :)
Среди главных моих любимцев-"рассказчиков": Кортасар, Борхес, Шекли, Чапек, О. Генри, Паустовский.
Писателями, у которых рассказы лучше повестей и романов, считаю: Брет Гарта, Мериме, Сэлинджера, Александра Грина, Мопассана, Станислава Лема, Честертона, Артура Кларка, Андре Моруа.
Писатели, которым равно удаётся и малая проза, и крупная — для меня это Марк Твен, Рэй Брэдбери, Джек Лондон, Пристли.
Из интернета пока ничего не брала в этом плане: хватает бумажных книг.
О преимуществах рассказа здесь уже написали, не буду повторяться.

рассказы очень сложно отметить.. Вот я новеллы Акутагавы читала с флибусты - прочитала не все, с содержанием сборника полного совпадения нет, но в этом случае какой-то отметила все же - ибо автор один, сложилось общее впечатление о нем.. А вот недавно прочитала четыре новеллы Хейзе - опять же флибуста - так они были из сборника "мертвый гость", где что-то еще кроме Хейзе есть. Естественно, ничего отмечать я не стала... Вот так и получается(

Редко читаю рассказы, но если они в бумажной книге будут после романа, то одназначно буду читать, не люблю когда книга дочитана не полностью.
А вообще в последнее время заинтересовалась новеллами.
Ну и, конечно же, разнообразные сказки, предназначенные для чтения взрослой аудиторией, если их можно отнести к малой прозе )
Отпишусь сразу сам: рассказы читаю, но не столько, сколько хотелось бы. Люблю малую прозу, но вот беда: она прекрасна в сборниках, а сборников в окружающем пространстве исчезающе мало. Поэтому и приходится выхватывать рассказы там и сям.