17 октября 2016 г., 20:05

5K

Кидж Джонсон: Пройдет лет пять, и мы забудем про Лавкрафта

45 понравилось 37 комментариев 1 добавить в избранное

картинка Arlett
Текст: redrumers.com

56-летняя писательница Кидж Джонсон — человек в современной фантастике не последний. За плечами — три романа и полсотни рассказов. Премия “Хьюго”, три “Небьюлы”, одна World Fantasy Award. Плюс многолетний опыт работы в Tor.com и Wizards of the Coast.

На русский язык, к сожалению, переводились лишь две или три её новеллы, а также роман «Женщина-лиса» . И было это очень давно, увы.

Пару месяцев назад Кидж внезапно выпустила “лавкрафтианскую” повесть “В поисках неведомой Вэллитт Боу” (The Dream-Quest of Vellitt Boe). Про это произведение мы на днях обязательно расскажем более подробно, а пока несколько выдержек из интервью писательницы, прозвучавшем недавно в популярном подкасте журнала Wired “Geek’s Guide To The Galaxy”.

картинка Arlett

В историях Лавкрафта про путешествия по Стране Снов всегда были много удивительных чудес. Вещей, которых отчаянно не хватает, если ты живешь в сельской Айове среди свиней и соевых бобов. В детстве я была ребёнком продвинутым и мне было скучно расти в маленьком городке, поэтому приходилось читать даже справочники и энциклопедии. Использовать в быту новые, только что прочитанные словечки всегда было очень прикольно, поэтому чтение Лавкрафта, щедро их применявшего, приносило особенное удовольствие. В его книгах регулярно встречались слова, которые потом нельзя было найти ни в одном словаре. Даже в гигантском “оксфордском”. И это каждый раз приводило меня в дикий восторг, хотя я и по сей день до конца не уверена, что он не сам их все сочинил.

Женские персонажи у Лавкрафта. В те редкие моменты, когда в произведениях Лавкрафта появляются женские персонажи, их всегда показывают негативно, на стереотипах. Это либо злые бабки, либо испуганные фермерские жёны. Но даже в подобных случаях их роль обычно минимальна, будто во вселенной Лавкрафта женщин нет вовсе.

картинка Arlett

Примечательно, что некоторые вещи Лавкрафт прописывает очень дотошно, а некоторые — будто специально оставляет в «слепом пятне». Это открывает обширные горизонты для различных толкований. Ты можешь исследовать и расширять его вселенную, а можешь — идти в контратаку и открыто с ним спорить. Чем, например, занимались те, кто писал для феминистских сборников «Cthulhu’s Daughters» и «She Walks in Shadows».

У Лавкрафта все его путешественники по Стране Снов — мужчины, все боги — тоже мужчины. И мне частенько приходил в голову вопрос — каким был бы наш мир, если в нём жили только мужчины? И у меня не было на него ответа, пока я сама не начала писать про всех этих причудливых богов, способных менять реальность. И про то, каково приходилось женщинам 30-х — в эпоху, когда мужчины могли закрыть твой колледж, отнять у тебя все, что тебе дорого, а потом забить до смерти и остаться после этого совершенно безнаказанными. Все эти способы и методы того, как мужчины могли манипулировать жизнью женщин, были прекрасно показаны и прописаны у Лавкрафта в историях про Страну Снов. Про Дримлэнд.

картинка Arlett

Приступая к своей повести, я хотела создать персонажа сложного и с богатым прошлым. Про интеллектуала, который не всегда был интеллектуалом. История пришла из моего собственного опыта, когда впервые устроившись на работу преподавателем в колледж, я внезапно столкнулась с людьми, которые за всю свою жизнь не сделали ничего, кроме того, что были профессорами либо студентами в собственном учебном заведении. Вокруг них бурлил большой и увлекательный мир, море возможностей, которыми они за свою жизнь так ни разу и не воспользовались.

Про это я и хотела рассказать. Про героиню, которая занималась за свою жизнь множеством интересных вещей, но потом ради чего-то для неё очень важного приняла решение радикально сменить профессию. Но старые навыки у женщины все равно остались. Навыки и ностальгия по тем временам, когда они были востребованы.

Есть в этом, разумеется, и доля личного. Я прекрасно помню, когда я сама бросила занятия альпинизмом, то поняла, что моё сердце порядком разбито, ведь я больше никогда не смогу подниматься в горы, как делала это прежде.

картинка Arlett

Думаю, Лавкрафт сейчас снова вышел на первый план из-за скандала вокруг премии World Fantasy Award. Из-за того, что награда делали в виде его бюста. В писательской среде после этого инцидента было много споров, заслуживает Лавкрафт столько внимания или нет. Теперь многие люди показывают на него и говорят: “а ведь я любил его творчество, но теперь вижу, из-за чего все это время испытывал такой сильный дискомфорт во время чтения” или “а мне он все равно нравится и я чувствую, что он заслужил второй шанс”,

За последнее время в литературе появилось много попыток переосмысления лавкрафтианского канона. Но я уверена, что это просто такой очередной тренд, Пройдет лет пять, и мы забудем про Лавкрафта и станем топить уже — надеюсь! — за Ширли Джексон или кого-то еще.

Источник: redrumers.com
В группу Фантастика Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

45 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 37

Лавкрафт сейчас снова вышел на первый план из-за скандала вокруг премии World Fantasy Award

Нет.

это просто такой очередной тренд

Нет.

Пройдет лет пять, и мы забудем про Лавкрафта

Нет.

Вот просто нет)))

Какая самоуверенная тётя.

По-моему Лавкрафт популярен всегда! Прошло столько лет, а он постоянно вдохновляет кого-то на искусство, кого-то на литературу, на видеоигры, настолки, арты и т.п. Он, в отличии от Кидж Джонсон, писатель на века :)

Это ваще кто такая?

Falk-on, Аналогичным вопросом задался. Лавкрафта хоть знают-читают, а она на виду только пока реклама держит.

Сама я не очень прониклась Лавкрафтом, но эта мадам несет чушь на блюдечке. Вот всегда, всегда у меня в окружении найдется любитель этого автора, который просто яро будет советовать что-то почитать у Говарда.
И не слышала ни о каком скандале вокруг World Fantasy Award, а Лавкрафт все равно популярен. Это как Джейн Остин у дам, так и Лавкрафт у парней (преимущественно они мне советуют его).
Так что фигня.

В те редкие моменты, когда в произведениях Лавкрафта появляются женские персонажи, их всегда показывают негативно, на стереотипах. Это либо злые бабки, либо испуганные фермерские жёны.


Угусь. Я в реце своей писала. Есть и персонаж женский, который женщина-вамп, вообще красавица и умница. И она занимается любовью с мужчиной. Это едва ли не единственный случай, когда у Лавкрафта кто-то вступает в половые отношения. А всё почему? Потому что она не женщина, её душу давно выкинули, вместо неё там душа её отца.

С моей точки зрения, простите, Лавкрафт, как писатель, ужасен. Причём не завораживающе-ужасен, а разочаровывающе-кошмарен. Но на шизофренический бред всегда будет спрос. Пока прилавки не затопят книги других шизофренников, причём половина из которых будет уметь писать, Лавкрафт будет прочно сидеть в нише читательского интереса, который жаждет не только "коммерчески успешное", но и "нечеловечески больное".

angelofmusic, Проблема с качеством и количеством женских персонажей - проблема не одного конкретного Лавкрафта, а многих поколений писателей и даже писательниц, меняться к лучшему ситуация начала не так давно.
Это не значит, что нужно выбросить на помойку десятки лет литературы. Да, в них нет некоторых ценных и важных вещей, но - другие ценные и важные вещи в них есть.
Лавкрафта читают не потому, что у него ахово с женскими персонажами, а ради мира, созданного его воображением и талантом.

С моей точки зрения, простите, Лавкрафт, как писатель, ужасен.

Извиняться-то за что?) Никто не обязан любить Лавкрафта. Но его дух его произведений, сформировавших отдельный поджанр, настолько широко раскинул свои щупальца, что стал одним из оснований массовой культуры, отсылки к нему встречаются, как минимум, в мистике, фэнтези, фантастике - во всех проявлениях. Игнорировать их значит лишить себя части удовольствия от чтения и просмотра и, возможно, не поймать какие-то попутные смыслы.

Пока прилавки не затопят книги других шизофреников, причём половина из которых будет уметь писать, Лавкрафт будет прочно сидеть в нише читательского интереса, который жаждет не только "коммерчески успешное"

Лавкрафт жил в бедности и при этом, наплевав на собственные авторские права, поощрял других писателей использовать свои идеи. Умер Лавкрафт тоже в бедности, а его идеи до сих пор процветают в чужом творчестве - Лавкрафт находится в нише не только читательского, но и писательского интереса, что прямо подтверждает Кидж Джонсон, также написавшая лавкрафтианскую повесть; и она не первая и не последняя. Осуждать равно личность и творчество Лавкрафта и при этом пользоваться его же идеями - крайне лицемерно.

Rossweisse, Слава Богу, я лавкрафтовскими идеями не пользуюсь. Лавкрафта не люблю вовсе не из-за плохих женских персонажей, я как раз на тех позициях, что у него была латентная гомосексуальность и вовсе не бегу его за это осуждать.
Он плох потому, что все его описания однообразны и не идут дальше слов "невыразимый" и "неописуемый". Композиция рыхлая, персонажи нулевые.
При всём том, я повторю свою мысль, Лавкрафт - шизофренник. И именно в этом его суперплюс для читателя. Как бы объяснить... Вы для того, чтобы фантазировать, используете одни доли мозга, а шизофренник - другие. Именно потому его фантазии будут обладать нечеловеческой силой на ваше воображение, которое не страдает никакими психическими заболеваниями. Если брать мистическое объяснение, то шизофренник, благодаря поломке в мозге, начинает видеть такие миры (как если бы глаз человека стал воспринимать инфракрасное излучение), в которые вам хода нет, но которые знает ваше бессознательное. То есть текст имеет доступ к вашему бессознательному, минуя сознательный уровень. Если брать научное объяснение, то бредни шизофренника помогают вам погрузиться в мир безумия, при этом не сходя с ума. И вас на самом деле пугают не монстры (бу, осьминог с щупальцами на морде!), а всегда существующая для каждого человека возможность собственного психического нездоровья.

Перебить эффект Лавкрафта, как я и писала выше, сможет такой шизофренник, который умеет писать хорошо. Так как Лавкрафт, простите, пишет плохо. Если убрать очарование безумия из его книг, то в них останутся только очень простые, гнилые истории ни о чём.

Что касается позиции Кидж Джонсон, которая с блеском плюёт на Лавкрафта, хотя им же и пользуется, я разделяю вашу точку зрения. Хотя, считаю, что она плюёт исключительно ради скандала и привлечения внимания к своему очередному фанфику. Жаль, что о феминизме складывается впечатление по подобным персоналиям.

angelofmusic,

И вас на самом деле пугают не монстры (бу, осьминог с щупальцами на морде!), а всегда существующая для каждого человека возможность собственного психического нездоровья.


Я очень сомневаюсь, что читатели, по крайней мере, современные, пугаются, читая Лавкрафта. И было бы некорректно заявлять, что все его читают ради чего-то одного, у каждого свои причины: кто-то хочет быть в теме, кто-то любит литературное ретро, кто-то просто фанат жанра.
Лично для меня Лавкрафт уютное чтение, требующее в качестве дополнения чая с печеньками, клетчатый пледик и шум дождя за окном. Ктулху и компания так-то вполне плюшевые ребята.
Чтобы далеко не ходить, в "1984", к примеру, намного больше ужаса и мерзости.

angelofmusic, довольно свободное обращение с понятием "шизофреник" у вас,
не забывайте, что это не характеристика человека, а медицинский диагноз, крайне опрометчиво бросаться им вот так

Лавкрафт примечателен хотя бы тем, что стал одним из основоположников жанра ужасов,
сравнивать его с современными авторами, как по мне, бессмысленно

Если убрать очарование безумия из его книг, то в них останутся только очень простые, гнилые истории ни о чём.

Rossweisse, И да, добавлю, что, полагаю, вы прочитали "коммерчески успешное", как моё осуждение Лавкрафта. Напротив. Тут, хотя я не люблю Говарда ни как личность (за расизм), ни как писателя, но это был небольшой поклон в его сторону. Его проза пусть и была заточена под коммерческий успех (в его рассказах повторение большого числа чужих успешных ходов, можете удостовериться в этом в его же статье о готике), на самом деле любима вопреки однообразной коммерческой литературе именно за несхожесть с другими книгами.

angelofmusic,

Его проза пусть и была заточена под коммерческий успех

Не была. И очень плохо продавалась.

osservato, Плохо продавалась не равно "не была заточена". Очень даже заточена и очень много штампов ужастиков периода немых фильмов в ней.

angelofmusic, Честно сказать, тут не согласен; Лавкрафт скорее пытался выплеснуть свои внутренние переживания, ощущение мира. Насколько я знаю, очень многое он писал в стол. Так чо сомневаюсь, что он его книги были заточены под коммерческий успех.

angelofmusic, Конечно, ужасен. У него все ужасно - и женщины, и мужчины. Популярен он благодаря впечатывающимся в мозг образам - того же Ктулху, плывущего на волне славы не благодаря какому-то там скандалу, а интернет-мемам. А когда выйдут "Хребты безумия" интерес к Лавкрафту только увеличится и Кидж Джонсон захлебнется слюной от зависти.

DeadHerzog, Для настолок, видео, игр - он хорош. Больные образы всё же. Но как писатель...
Увы. Его популярность многие реально связывают с тем, что он "прекрасно пишет", а потом начнут и перенимать его взгляды.

Слишком скоропалительные выводы сделала писательница. 5 лет слишком короткий срок. Хотя я сама не в бешеном восторге от его произведений (слишком двоякие впечатления порой остаются), тем не менее периодически настраиваюсь и читаю Лавкрафта. Считаю, что забвения его книги не достойны.

Теперь многие люди показывают на него и говорят: “а ведь я любил его творчество, но теперь вижу, из-за чего все это время испытывал такой сильный дискомфорт во время чтения”

Кидж Джонсон и ее воображаемые друзья.

DeadHerzog, меня вообще это высказывание дико позабавило.
всю жизнь реально ходил, тревожился и не понимал, что же с ним не так, угу, зато ТЕПЕРЬ ПОНЯЛ!!

Прошло 10 дней и я вспомнил о Кидж Джонсон, о который забыл на следующий день после прочтения этой статьи.

Пройдет еще 5 лет и мы все-также не вспомним о Кидж Джонсон.


Тетя опоздала - Лавкрафт уже в пантеоне бессмертных.