31 декабря 2020 г., 00:14

2K

Пятый роман Джоан Роулинг о Корморане Страйке — это идеальный детектив

39 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Вот три причины провести новогодние праздники с «Дурной кровью»

Критик: Галина Юзефович
Рецензия на книгу Дурная кровь
Оценка: 4 из 5
*

Литературный критик Галина Юзефович рассказывает о книге «Дурная кровь» Роберта Гэлбрейта — под этим псевдонимом Джоан Роулинг создает историю о сыщике Корморане Страйке. Это уже пятый роман о нем. В новой части Страйк и его напарница Робин Эллакотт расследуют исчезновение женщины, случившееся 40 лет назад. Есть три причины, чтобы прочитать этот детектив.

Это идеальный детектив
Детективный жанр сегодня переживает если не упадок, то во всяком случае некоторый застой: новые романы все чаще повторяют или в лучшем случае по-новому аранжируют классические клише. Герои, сюжеты, приемы, мотивы — порой кажется, что ничего нового изобрести нельзя, все когда-то уже было. Своим новым, пятым по счету романом о Корморане Страйке Джоан Роулинг (как все помнят, именно она укрылась под псевдонимом Роберт Гэлбрейт) уверенно доказывает: канон далеко не исчерпан, и даже в таком донельзя консервативном и истоптанном поле, как классический детектив системы whodunit, вполне возможно проложить абсолютно новый маршрут.

Случайная встреча в корнуолльском баре становится началом нового большого расследования, в которое главные герои, Робин Эллакотт и Корморан Страйк, с головой проваливаются на долгих тринадцать месяцев. Сорокалетняя Анна, успешный архитектор, хочет узнать, что случилось с ее матерью: дождливым днем в 1974 году двадцатидевятилетняя женщина-врач Марго Бамборо вышла из лондонской амбулатории, где работала, — и навеки исчезла. Ее не дождалась ни подруга, с которой они договорились встретиться в пабе по соседству, ни муж, ни годовалая дочь. Полиции тоже не удалось найти следов Марго: пойманный вскоре после ее исчезновения маньяк, орудовавший по соседству, так и не признал себя виновным в убийстве молодой женщины, а слегка спятивший во время следствия инспектор упорно отказывался рассматривать другие варианты.

Время шло, раны затягивались, и только Анна не теряла надежды однажды узнать правду о своей матери. Увидев в баре Корморана Страйка, прославленного частного детектива, она решает, что это знак судьбы: дело Марго Бамборо возвращается из архива. Безнадежный «висяк», в котором все следы давно заросли бурьяном, улики утрачены, а свидетели поменяли фамилии, уехали за границу или просто забыли о событиях того давнего дня, получает новый шанс.

Это не просто детектив
В любом детективном романе всегда присутствует формульная, функциональная сторона. Сыщик и его помощник обязаны честно, ничего не утаивая, делиться с читателем найденными уликами и собственными догадками. Преступник должен быть нам известен задолго до изобличения и не пропадать надолго из поля зрения, но при этом по возможности вызывать меньше подозрений, чем другие кандидаты на роль убийцы. Ну и наконец, мы должны быть уверены, что в финале узнаем не только имя злодея, но и его мотив, а также ход рассуждений, позволивший сыщику найти виновного.

Однако детектив, сведенный к чистой формуле, сколь бы качественно она ни была выстроена, обречен оставаться в рамках сугубо жанровой, «одноразовой» литературы и не может претендовать на большее. Страшась этого, многие авторы пытаются добавить в свои книги «литературности» в надежде прыгнуть таким образом чуть выше головы и с полки развлекательного чтива переместиться поближе к серьезной нежанровой прозе. Результатом этих упражнений часто оказываются странные тексты, в которых небрежно собранный сюжетный каркас скрипит и кренится под весом избыточных деталей и стилистических красот. Найти оптимальный баланс между детективной интригой и художественностью, не свалиться ни в чистый «жанр», ни в постмодернистское нечто с легким намеком на интригу — задача, как показывает опыт, очень сложная, но и с ней Роулинг справляется безупречно.

В русском издании «Дурной крови» 960 страниц — и это определенно очень много для детектива. Погружаясь в прошлое, Страйк и Робин разматывают десятки ниточек, которые обрываются, рассыпаются в пальцах или заканчиваются надежными узелками. По сути дела, для того, чтобы узнать, что же случилось с Марго, они должны узнать, что за человеком она была, что значило для женщины в 1970-е работать врачом и как вообще была устроена жизнь в ту давнюю, почти легендарную эпоху.

Героям придется познакомиться и поговорить с десятками живых, рельефно вылепленных людей, так или иначе причастных к исчезновению Марго, — с ее друзьями, родными, коллегами по амбулатории, за каждым из которых будет тянуться собственная сложносочиненная история, где важные для расследования подробности почти неотделимы от неважных, а сквозь личное отчетливо проступает универсальное. Сыщики окажутся вынуждены разбираться в пугающем мистическом бреде, окутавшем рассудок первого следователя по делу Марго Бамборо, и вступят в опасный ментальный поединок с разоблаченным маньяком. Кроме того Корморан и Робин продолжат уже привычным для читателя образом мучиться от застарелой неопределенности в своих отношениях, Корморана ждет болезненная утрата в семье (и этому тоже будет уделено немало страниц), Робин не на шутку увязнет в разводе — словом, внутри детективной интриги, уютно свернувшись улиточкой, обнаружится по-диккенсовски плотный, густонаселенный, детальный мир со множеством симпатичных закоулков.

Однако писательское мастерство Роулинг таково, что ничто из перечисленного не кажется лишним с точки зрения динамики расследования. Пряча главные ключи среди незначимых на первый взгляд элементов огромного волнующего узора, ловко путая карты, мастерски расставляя ловушки для доверчивого читателя и каким-то едва ли не магическим способом избегая при всем том длиннот и провисаний, Роулинг выстраивает образцовый жанровый текст, который в то же время определенно не укладывается в жесткие рамки чистого жанра.

Это согревающая и оптимистичная книга
Детектив в целом имеет свойство облагораживать и гармонизировать действительность. Каким бы непроглядным ни был мрак в начале, в конце он гарантированно рассеется: справедливость будет восстановлена, добродетель восторжествует, а зло понесет заслуженное наказание. Именно эта особенность детектива вызывала в свое время критику (так, великий американский критик Эдмунд Уилсон в период между мировыми войнами порицал детектив за эту его иллюзорную и лживую способность превращать реальность в слащавую сказочку со счастливым концом) — и она же на протяжении многих десятилетий остается основой его обаяния и популярности.

В «Дурной крови» Роулинг выводит утешительную природу детектива на новый уровень. Выбрав в качестве отправной точки драму сорокалетней давности, она разглаживает весь этот огромный период времени целиком, разрешает давние ссоры и бережно распутывает давнишние узелки. Расследование Корморана и Робин приводит к примирению и катарсису такого масштаба, что даже в их собственных запутанных и почти безнадежных отношениях внезапно наступает долгожданная подвижка, делающая развязку не просто счастливой, а какой-то едва ли не ослепительной. Словом, ровно такой, какая нужна нам всем в самое темное время года.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Медуза
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

39 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!