24 сентября 2019 г., 18:11

722

Добро пожаловать в Барселону

13 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Алекс Лоренц
Рецензия на книгу Лабиринт призраков
Оценка: r50-green.png
*

Карлос Руис Сафон — испанский писатель, приятно шокировавший ценителей хорошей литературы своей трилогией «Кладбище забытых книг». В 2016 году цикл пополнился новым восьмисотстраничным романом под названием «Лабиринт призраков».

Если первые две книги — «Тень ветра» и «Игра ангела» — можно смело назвать безупречными (согласно почти единодушной оценке критиков и читателей), то третья — «Узник неба» — вызвала закономерное недоумение. Она, в отличие от первых двух, выглядит скорее не как полноценное и самодостаточное произведение, а как маленькое (действительно маленькое) дополнение к предыдущим двум. Вероятно, Сафон написал его скорее для себя, чем для читателей — нанес последние штрихи на грандиозное полотно в своем собственном сознании. За «Узника неба» лучше не браться тем, кто не прочел «Тень ветра» и «Игру ангела»: вы вряд ли сумеете достаточно вникнуть в суть происходящего.

С «Лабиринтом призраков» Сафон вернулся на проторенную дорожку — создал полноценный большой роман, который можно читать без привязки к другим книгам цикла. Однако, как и полагается хорошему писателю, автор не забывает о самосовершенствовании, хотя в случае с Сафоном сложно удержаться от восклицания: куда уж лучше?!

Итак, мы снова в Испании времен фашистской диктатуры Франко, на этот раз не сразу после Второй мировой войны, а некоторое время спустя — во второй половине 1950-х. Противостояние радикальных политических группировок осталось в прошлом, полицейщина слегка ослабила свои тиски. Но режим никуда не делся, гнетущая свинцовая атмосфера несвободы все еще висит над страной, и, кажется, конца этому не будет.

Набор главных и второстепенных персонажей цикла остается тем же, лишь с небольшими дополнениями и по-новому расставленными акцентами. На этот раз внимание фокусируется на девушке Алисии, которая работает внештатным сыщиком в уголовном розыске (ситуация дикая и почти невозможная в Испании времен Франко).

В новом романе намного больше детективной составляющей, чем в его предшественниках. На этот раз сюжет завязан на внезапном и таинственном исчезновении важного франкистского министра, которое и расследует Алисия. Чисто приключенческая, авантюрная составляющая теперь слегка оттеснена на второй план.

Однако Сафон остается верным самому себе. Он по-прежнему балансирует на тонкой грани между реальностью и неподвластным пониманию мистическим миром. При этом ему удается не переходить границу, до конца оставаясь на стороне разумного, рационального и объяснимого (запутанного и почти невероятного, но все же объяснимого).

География «Лабиринта призраков» несколько шире, чем в предыдущих романах серии. Частично действие разворачивается в Мадриде, но Сафон не позволяет нам уйти слишком далеко от горячо любимой им Барселоны. Этот город — почти полноценный герой в «Лабиринте призраков». Он разный и непредсказуемый — временами светлый и дружелюбный, временами темный и опасный. Его настроение переменчиво, а улицы подобны бурным горным рекам с подводными камнями, острыми корягами, порогами, смертоносными воронками и внезапными поворотами. Именно здесь, в покрытой мистическим налетом Барселоне, гноятся старые раны Алисии. Здесь, будучи ребенком, она узнала, что значит потерять сразу обоих родителей (их арестовали и убили франкисты). Здесь она, опять же в детстве, чудом выжила во время авиационной бомбардировки, когда целые кварталы за секунды превращались в объятые огнем руины.

Алисия пыталась оставить в прошлом Барселону и связанные с ней воспоминания. Но этот город слишком эгоистичен, чтобы просто так отпустить. Приходит время, когда он призывает героиню обратно.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: DARKER
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

13 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!