25 июля 2019 г., 12:12
461
Наталья Кочеткова о книге «Прощание» Карла Уве Кнаусгора
Критик: Наталья Кочеткова
Рецензия на книгу Моя борьба. Книга 1: Прощание
Оценка: *
Представьте себе обычного человека, женатого вторым браком, отца многодетного семейства. Представьте себе, что этот обычный, ничем не примечательный человек в своей голове наговаривает монолог о своей жизни. Представьте себе, что в этом монологе он настолько честен, что проговаривает даже самые неприятные, неловкие и стыдные моменты. А теперь представьте себе, что он все это делает не в голове, а пишет в соцсетях. Ну и, наконец, представьте себе, что все эти посты в соцсетях — не посты, а связный, гладкий текст, опубликованный в виде книги, — и вы получите точное представление о том, что такое нашумевший проект норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора «Моя борьба», первый том которого (из шести) «Прощание» вышел на русском языке.
«Мне скоро сорок, а там, глядишь, стукнет и пятьдесят. В пятьдесят уже недалеко до шестидесяти. Будет шестьдесят — глядишь, скоро семьдесят. А там и все. Тогда надгробная надпись может выглядеть так: «Он мужественно жизнь влачил. Вот оттого и опочил». (...) «Когда ты начинаешь лучше разбираться в мире, слабеет не только боль, которую он способен тебе причинить, но бледнеют те смыслы, которые он в себе несет. Постигать мир — значит несколько от него дистанцироваться». Поэтому Кнаусгор решает не дожидаться старости, а начать постигать и дистанцироваться, пока он еще принадлежит этому миру, пока он активно живет свою жизнь, кормит, купает, разнимает, укладывает вечером спать детей и отводит их утром в сад.
«Искусство жить — вот о чем я веду речь», — пишет Кнаусгор, но в его случае речь идет не о чем-то выдающемся, не об экзотических путешествиях, не о сложной и запутанной личной жизни, не о гедонизме или каких-то особенных привычках, граничащих с извращениями. Искусство жить, по Кнаусгору, — это обычные, знакомые всем рутина и быт, нареченные искусством, описанные и написанные как литературное произведение и уже тем самым превращенные в нечто из ряда вон выходящее. Как реди-мейд, символом которого стал писсуар Дюшана.
Такое искусство можно не любить, можно от него отворачиваться, можно им возмущаться, но не сталкиваться с ним каждый день никак нельзя — оно совершенно точно вокруг нас.
* Оценка указана редакцией Livelib
Это пять!