25 января 2019 г., 16:39

365

«Клаус». Постмодернистская история о зимнем волшебнике

5 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Дмитрий Злотницкий
Рецензия на книгу Клаус
Оценка: r45-green.png

Охотник по имени Клаус возвращается в родной Гримсвик, который ему в своё время пришлось покинуть при весьма трагических обстоятельствах. Теперь город находится во власти жестокого правителя, который держит жителей в страхе и даже не позволяет детям праздновать Йоль. Увидев, что произошло с его родиной, Клаус берётся положить конец тирании.

В России Грант Моррисон известен прежде всего по комиксам DC и Marvel. А вот его авторские серии на русском почти не выходили, хотя среди них есть не менее примечательные, чем «Бэтмен. Лечебница Аркхем» или «Все звёзды. Супермен». Например, «Клаус», вышедший в России аккурат под Новый год.

Эта мини-серия родилась, когда Моррисон захотел создать собственного супергероя и задался вопросом, почему бы не сделать его из… Санта-Клауса. Правда, на страницах комикса перед нами предстаёт не привычный добрый толстяк, разносящий детям подарки на Рождество. Мы видим Клауса молодым охотником, который ещё не обзавёлся волшебным мешком, летающими санями и седой шевелюрой. Но стремление принести детям новогоднее чудо у него уже есть, и именно оно толкает Клауса на борьбу со злобным правителем Гримсвика.

Действуя как эдакий средневековый Бэтмен, герой использует ловкость, хитрость и магию, чтобы одурачивать городских стражников и подтачивать власть тирана. Впрочем, и на стороне злодея играют сверхъестественные силы, так что Клаус, пока ещё пусть и непростой, но всё же смертный, всерьёз рискует головой.

История становления Санта-Клауса, рассказанная Грантом Моррисоном, на первый взгляд может показаться незамысловатой — фэнтези о героях-одиночках, защищающих простых людей от жестокой власти, хватает. В сравнении с некоторыми другими сериями Моррисона «Клаус» получился достаточно прямолинейным. Но простым этот комикс не назовёшь.

«Клаус» подкупает любопытным сочетанием сказочности и мрачности, присущей тёмному фэнтези. Милые эпизоды, словно взятые из детской рождественской истории, соседствуют здесь с жёсткими сценами, в которых льётся кровь. Но различные по духу главы органично уживаются друг с другом. И, в конце концов, это просто очень красивая, увлекательная и динамичная история с новогодней атмосферой, интересными персонажами и отлично показанной эволюцией героя, который ближе к финалу уже начинает напоминать, пусть и отдалённо, привычного нам Санту.

Впрочем, не одного только Гранта Моррисона стоит хвалить за впечатление, которое производит комикс. Самой высокой оценки заслуживает рисунок Дэна Моры. Этот костариканский художник не слишком известен в России, и «Клаус» заставляет об этом пожалеть — комикс невероятно красив, причём в исполнении художника в равной мере хороши и персонажи, и фэнтезийный мир, и волшебство, и боевые сцены.

В сборник, выпущенный на русском, вошли все семь выпусков мини-серии, так что читатели получили всю историю разом. Впрочем, ежегодно под Рождество Моррисон и Мора возвращаются к Клаусу в новой короткой истории. Они не менее интересны, чем основная серия, и хотелось бы надеяться, что со временем они тоже выйдут в России.

Итог: на страницах «Клауса» Грант Моррисон проделал примерно то же самое, что в своё время сделал Анджей Сапковский в рассказах о ведьмаке, — создал яркое постмодернистское фэнтези, переосмыслив классические мифы и сказки.

Источник: Мир фантастики
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

5 понравилось 0 добавить в избранное