18 января 2019 г., 14:37
9K
Арина Буковская: рецензия на книгу «Пищеблок» Алексея Иванова
Критик: Арина Буковская
Рецензия на книгу Пищеблок
Оценка: *
После грандиозной исторической дилогии «Тобол» о покорении Сибири в петровские времена у Алексея Иванова вышла новая книга – «Пищеблок». И это неожиданно веселый роман о вампирах, окопавшихся в пионерском лагере восьмидесятых годов. Такой легкий и необременительный, словно Иванов вышел на каникулы после «Тобола», сел с ноутбуком куда-нибудь на солнышко и написал историю, состоящую в основном из ностальгических воспоминаний и страшилок собственного советского детства. Закрутив ее, впрочем, в почти остросюжетный детектив о поисках неведомого зла, подчиняющего людей своей воле.
Чтобы вампирская тематика не казалась взятой с потолка, роман целиком заточен на детский фольклор – страшилки, стишки, шуточки и прекрасные обзывалки составляют идеологическую основу этого текста. По их количеству «Пищеблок» уступает лишь сборнику пионерского фольклора Эдуарда Успенского. Выдержанные временем мемы устного пользования, кажется, давно интересуют и радуют Иванова. То, что, например, в «Географе» понемножку вкраплялось в брутальные диалоги шпаны и в прибаутки Вити Служкина, здесь расцвело тысячей цветов.
Кроме главных героев пространство герметичного «Пищеблока» заполняет масса фоновых персонажей, карикатурных и легко узнаваемых. Ленивый физкультурник, называющий всех пацанов «дэбилами». Толстый, кудрявый и правильный вожатый Саша. Фигуристая начальница в красном галстуке, по щелчку включающая-выключающая задорный голос массовика-затейника. Нахальная большеротая хулиганка Жанка, староста-красавица Анастасийка и другие. А среди них, конечно, вампиры, или пиявцы, как их называет судомойка баба Нюра, давно живущая на свете.
Что же это за звери, ивановские вампиры? Их в детском лагере развелось прилично, они скрывают свою суть и от коллектива отличаются только тем, что никак не выделяются из коллектива. То есть ведут себя правильно, примерно и идеологически выверенно. Всегда носят красные галстуки и звездочки – не только потому, что не могут без красного, но еще и потому, что в большинстве своем притворяются абсолютно верными официальной идеологии товарищами. Как хотят вертят теми, у кого сосут кровь, но напрочь зомбированы собственным хозяином.
Словом, вся вампирская история – прозрачная метафора понятно чего. И эту метафору Иванов весело и разнообразно развивает на протяжении романа. Так что, читая «Пищеблок», можно не только радоваться, что ты заранее угадал, кто здесь темный стратилат, или умиляться детским страшилкам (продавщица говорит: «Не покупайте черное пианино!»), а еще крутить смыслы и придумывать новые значения советской символики. Впрочем, это нисколько не мешает «Пищеблоку» быть легким, веселым и увлекательным чтением выходного дня, вызывающим ностальгию, запросто погружающим в детство, а затем без проблем отпускающим обратно.
* Оценка указана редакцией Livelib
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!