25 февраля 2019 г., 17:15

7K

Алексей Иванов «Пищеблок»: пионерские ужасы для ностальгирующих

10 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Ирина Нечаева
Рецензия на книгу Пищеблок
Оценка: r35-green.png

1980 год. В Москве начинается Олимпиада, а под Куйбышевом, в лагере «Буревестник», стартует всего-навсего очередная смена. Среди её новичков пионер Валера, который очень хочет найти настоящих друзей и цель в жизни, и вожатый Игорь, который просто хочет найти себе «тёлку». И всё идёт относительно по плану, но вдруг Валера узнаёт, что кровь у людей пьет не только Красная рука из пионерских страшилок и не только у тех, кто нарушает запреты…

Алексей Иванов, писатель масштабный, серьёзный и разнообразный, фантастики не чужд. Однако ж фантастом критики его не считают — он же пишет «настоящую» литературу, хотя его вполне исторический реализм бывает щедро дополнен мистикой. Первый же его чисто мистический роман, «Псоглавцы», был издан под псевдонимом. И тут, после грандиозного «Тобола», появляется очень простой жанровый «Пищеблок». Неплохой, но ничем не выдающийся мистический триллер.

Да и триллер ли? Нет, тут есть все необходимые сюжетные элементы и нет лишнего постмодернизма, но создаётся ощущение, что вся эта классическая — и почти примитивная — драматургия без неожиданных вывертов нужна автору лишь для того, что вволю поностальгировать по своему советскому детству.

Перед нами — типичный пионерский лагерь с его специфическим бытом.

Разные кружки, где пафосно говорят о свободном творчестве, но при этом велят перерисовывать карикатуры из «Крокодила», непременное «выпей баночку соплей» в ответ на «клей», анкеты по любому поводу, милые секретики, примитивные игры и конкурсы, невнятные подростковые романы… Правда, определённые сомнения вызывает лексикон пионеров: точно так же разговаривали персонажи другой книги автора, «Географ глобус пропил». Какова вероятность того, что жаргон уральской шпаны середины 1990-х полностью совпадает со сленгом куйбышевских пионеров «ностальгического восьмидесятого»?

В какой-то момент собирать из авторских воспоминаний и детского фольклора советских времён связную сюжетную конструкцию становится почти невозможно. И тут на помощь приходят вампиры, после чего начинается экшен. А заодно расширяется потенциальная аудитория — за счет тех, кто родился уже после развала Советского Союза и ностальгии по нему не испытывает.

Вампиры тоже классические: боятся святой воды и креста, будучи при этом советскими людьми и атеистами.

В результате получается хорошая, внятная история, у которой все концы увязаны, все кирпичики подогнаны, ничего не скрипит и не скрежещет и вся конструкция бодро едет вперёд к счастливому финалу. Но не более того. Если бы такой роман написал любой МТА, это было бы чудесно и мы бы уже праздновали появление достойного коммерческого автора. Но Алексей Иванов ведь может намного лучше.

Хотя, конечно, интересно, что стало с пионером Валеркой лет через пятнадцать, когда словосочетание «пить (народную) кровь» снова оказалось в ходу.

Итог: Симпатичный, крепко сбитый, качественный жанровый роман. Вот только если бы его написал не Алексей Иванов, никто бы «Пищеблок» не заметил.

Источник: Мир фантастики
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

10 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также