15 ноября 2018 г., 13:36

2K

Темный лес

9 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу История волков
Оценка: r40-green.png

Об Эмили Фридлунд у нас известно немного: молодая писательница из Миннесоты, публиковала короткую прозу в американских журналах, имеет докторскую степень в области литературы, первая глава романа, о котором пойдет речь, сначала была самостоятельным рассказом. Теперь главный штрих: в 2017-м «История волков», первая книга Фридлунд, вошла в шорт-лист Букеровской премии, то есть приобрела статус одного из лучших англоязычных романов прошлого года. Интрига налицо.

В самом романе интрига тоже присутствует. Фридлунд ее то подогревает, то остужает, то забегает вперед, мимоходом сообщая о надвигающейся трагедии, то возвращается назад, чтобы не торопить события и дать им созреть в нужный срок. Иногда «Историю волков» называют триллером, но это все же преувеличение: неотвратимость беды слишком очевидна, действие развивается слишком неторопливо. Совет в аннотации, мол, от этой книги мороз по коже, так что лучше ее читать зимой под одеялом, всерьез воспринимать не стоит.

Героиню-рассказчицу зовут Мэделин, дома она Мэтти, в остальных местах Линда — так Фридлунд подчеркивает некоторую двойственность ее положения и разорванность сознания. Линда — типичный нетипичный подросток, девушка из категории не-такая-как-все: держится обособленно, много думает и чувствует, но мало говорит, к окружающей действительности относится с хорошо спрятанной иронией. Ее родители — бывшие члены хиппи-коммуны, их жилье находится на некотором отдалении от цивилизации. Практически в лесу.

Лес тут и место действия, и своего рода метафора. С одной стороны, дикая природа противопоставлена культуре, с другой, для Линды она практически дом родной; в древесной глухомани с компанией из четырех псов она чувствует себя так же спокойно и уверенно, как на чердаке, который служит ей детской. «История волков» — роман, что называется, атмосферный: описания лесных прогулок в нем не менее важны, чем рефлексии и сюжетные перипетии.

В сюжете книги две определяющие линии, боковая и магистральная. Первая связана с учителем истории мистером Грирсоном, обвиненным в сексуальных домогательствах и хранении детской порнографии. У Линды с Грирсоном складываются особые отношения, но это вовсе не то, о чем многие сейчас подумали. Если в Линде порой проглядывают слабые черты набоковской Лолиты, то у робкого Грирсона с мучимым педофилической похотью Гумбертом Гумбертом ничего общего нет.

Вторая линия начинается с появлением в доме на противоположном берегу местного озера новых жильцов. Сперва Линда знакомится с молодой женщиной Патрой и ее четырехлетним сыном Полом, а потом и с мужем Патры Лео, сторонником религиозного движения «Христианская наука». Если быть нетерпимым и категоричным, то можно сказать, что это движение реакционное, сектантское и обскурантское, что случившаяся в романе беда становится прямым следствием фанатичной веры Лео, которую он навязал своей жене. Однако Фридлунд этого не делает.

Ее Линда почти никак не проявляет свою позицию, ни разу не высказывает собственного отношения к происходящему, нигде не подталкивает читателя к однозначным выводам. В ее свидетельствах нет осуждения, ее сознание, что в начале романа, что в его финале, представляет собой, скажем так, темный лес (я же говорил, что лес в романе еще и метафора). В общем, если мотивы поступков Линды останутся для вас загадкой, расстраиваться не стоит. Они во многом непонятны и ей самой.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

9 понравилось 0 добавить в избранное