26 апреля 2018 г., 12:10

3K

Смерть из черного блокнота

9 понравилось 2 комментария 1 добавить в избранное

Критик: Дмитрий Быков
Рецензия на книгу Death Note. Black Edition. Книга 1
Оценка: r40-green.png
*

Никогда бы не поверил, что буду рецензировать графический роман: жанр не то чтобы несерьезный, но не мой. Хотя «Маус», допустим, великая книга, да и «Хранители» – в своем роде шедевр; но комикс, а тем более манга, обладает слишком многими специфическими чертами, отделяющими его от литературы. В первую очередь он повествует только о том, что можно изобразить, а внутренняя жизнь героя изображается главным образом при помощи многоточий и восклицательных знаков. Но знатоки и любители возразят, что это литература будущего, синтез всех искусств, кино в книге, универсальный остросюжетный сериал для детей и взрослых и т.д. Как бы то ни было, увидев роскошное полное двухтомное, черное как ночь издание «Тетради смерти», да еще и под английским названием, да еще и изданное по аналогии с японским образцом, так что читать надо задом наперед, – я попросил его у своего старшеклассника и за день прочел. Ребята, это интересно.

И хотя пафос этого сочинения более-менее изложен уже у Михаила Веллера в «Правилах всемогущества» (1986), но мораль неочевидна и выводы неоднозначны. Короче, японский отличник находит оброненный богом смерти блокнот, куда можно вписать имя любого человека – и человек этот умрет. Туда же можно вписать причину смерти (иначе избранный неизобретательно умрет от сердечного приступа) и набор предсмертных действий, что придает гибели несчастного вовсе уж загадочный вид. Главный герой, которого зовут Лайт, немедленно начинает уничтожать зло; условие, правда, в том, что вы непременно должны знать свою жертву в лицо, а то, не дай бог, погибнет однофамилец. Лайт начинает чистить мир от зла, начав с приговоренных к смерти злодеев, и убеждается: метод работает. А вот дальше ему приходится столкнуться с весьма серьезными вызовами, частью обусловленными моралью, а частью – всякими особенностями нынешней цивилизации, в которой жизнь каждого прозрачна и долго скрываться невозможно. Противостоит ему абсолютный, сверхпроницательный детектив L, которого Лайт в лицо не знает и потому убить не может. Это стартовая коллизия, пересказывать остальное не буду (хотя добавлю, что бог смерти Рюк, обронивший блокнот – вероятно, самый отмороженный и притом лоховатый из богов смерти, – быстро обнаруживает Лайта и начинает им не то чтобы руководить, но, скажем так, наблюдать за его действиями с доброжелательным любопытством).

Это не бог весть что и нарисовано не бог весть как, но наводит на мысли – прежде всего о том, чем человек отличается от Бога; оказывается, тем, что человеку от его действий нет никакой пользы. Полагаю, что для ребенка этот комикс необыкновенно полезен как замечательный учебник по обращению с родителями. Кто такой Цугуми Ооба – никто не знает, но это как раз не очень интересно. Читатели «Тетради смерти» довольно быстро понимают, что решения принимают не люди и действуют тоже не люди, а Силы. Это самое любопытное.

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Собеседник
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

9 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 2

Не бог весть какая рецензия, если честно.

Довольно смешная и глупая писанина получается, когда человек, претендующий на звание критика, нифига не понимая в жанре, берётся рецензировать мангу.