18 марта 2018 г., 18:10

3K

Милая катастрофа

8 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
Критик: Юрий Володарский
Рецензия на книгу Станция Одиннадцать
Оценка: r35-green.png

Эмили Сент-Джон Мандел автор молодой, «Станция Одиннадцать» (2014) самый известный ее роман, и его отметили престижными наградами — в частности, премией Артура Кларка. Из этого факта следует, что книга канадской писательницы числится по ведомству научной фантастики, хотя сама она с этим соглашаться не желает. Действительно, в «Станции Одиннадцать» не упоминаются вымышленные технологии и не случается ничего сверхъестественного. Тем не менее действие романа происходит в недалеком будущем после грандиозной технологической и гуманитарной катастрофы, изменившей Землю до неузнаваемости. Хочется надеяться, что это все-таки фантастика, а не реальность ближайших лет.

Причиной краха цивилизации у Мандел становится пандемия некоего «грузинского гриппа», в короткие сроки убивающая 99% населения планеты и отбрасывающая выживших на уровень где-то так первой половины XIX века. У той части человечества, которая находится в поле зрения персонажей романа, перемещающихся между городками в районе Великих озер на нехитром гужевом транспорте, больше нет топлива, электричества, телевидения, радио, интернета и телефонной связи, как мобильной, так и стационарной. Есть ли телевидение, радио и телефонная связь в других частях мира, узнать невозможно — ввиду отсутствия телевидения, радио и телефонной связи.

Роман начинается с пролога. В первые дни пандемии в Торонто во время постановки «Короля Лира» в театре Элгин прямо на сцене умирает знаменитый актер. Свидетелей его смерти читателю надлежит запомнить: в печальном будущем они непременно дадут о себе знать. Основные события романа разворачиваются через двадцать лет после катастрофы, когда актеры бродячего театра «Симфония», играющие перед выжившими счастливчиками всяческого Шекспира (в том числе, конечно же, «Короля Лира»), в очередном поселении, столкнутся с неким «пророком», возглавляющим не то чтобы секту, а скорее вооруженную банду. Впрочем, предполагаемая битва идеологий окажется не кульминацией романа, а всего лишь апогеем одного из его бесчисленных сюжетов.

Их в книге Мандел действительно столько, что голова кругом. Истории персонажей сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, с какой-то сериальной суетливостью. Обещанные коллизии оказываются смазанными, ключевые смыслы непроговоренными. Конечно, тут есть симпатичный лозунг «Потому что выживания недостаточно» — этот девиз «Симфонии» и одноименного с романом комикса о потерявшейся во Вселенной космической станции, в книге звучит настойчивым рефреном, но этого, право, как-то недостаточно. Кроме того, какой-либо принципиальной новизны в безмерно популярную ныне тему постапокалипсиса Мандел не привнесла.

В чем же секрет популярности «Станции Одиннадцать»? Пожалуй, в упомянутой выше сериальной эстетике. Еще в том, что это light-версия конца света: вроде все плохо, но не так чтобы совсем. Наконец, в романе Мандел присутствует та лирическая нотка, которая обычно обнаруживается в романах писателей-женщин, предназначенных для читателей-женщин. Уверен, что основную часть аудитории этой милой книги о внушающем надежды конце цивилизации составляют именно они.

В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

8 понравилось 0 добавить в избранное