1 марта 2016 г., 13:49

2K

«Война и мир. Продолжение». Фантазии на тему

42 понравилось 3 комментария 2 добавить в избранное

o-o.jpeg Матьё Кассовитц в роли Наполеона в британском телесериале «Война и мир»
Фото: Robert Viglasky/BBC

Автор: Мэгги Браун (Maggie Brown)

В настоящее время в воскресном вечернем эфире британского телевидения нет ничего по-настоящему интересного. Авторы сценариев для мини-сериалов могли бы использовать захватывающие сюжеты из жизни Наполеона Бонапарта, российского императора или даже самого Льва Толстого.

Телеверсия романа Льва Толстого "Война и мир" , покорившая аудиторию канала Би-би-си, - это своевременное напоминание о том, что прекрасный сюжет может походить на любовную интригу. И то, и другое представляет собой нескончаемый лабиринт волнений, переживаний и страстей.

Что может затронуть чувства человека так же сильно, как истории о любви и смерти? Человеческие переживания на фоне войны или вторжения, к примеру, две одинокие фигуры на фоне пылающего города, станут железной гарантией коммерческого успеха. Как правило, самые простые сюжеты находят сильнейший отклик в сознании людей.

Толстой прекрасно понимал это, когда работал над рукописью под названием «1805», для которой он впоследствии придумал более захватывающее название – «Война и мир». Этой фразой он принял литературный вызов: в своей книге он описывает путь к счастливому браку между представителями высшего общества и неспешно раскручивает сюжет. Кроме того, автор хотел, чтобы его книга понравилась широкой аудитории: «Cказать, что произведение искусства хорошо, но непонятно, все равно что сказать про какую-нибудь пищу, что она очень хороша, но люди не могут есть ее».

Итак, Пьер и Наташа поженились, прошли финальные титры… А дальше что? Неужели нашим единственным утешением станет диск с этим прекрасным мини-сериалом? Что было бы, если… (вопрос первостепенной важности для каждого сценариста), так вот, что было бы, если бы нам представилась возможность увидеть продолжение «Войны и мира»? Каким могло бы быть это продолжение? Давайте пофантазируем!

По большому счету, мы можем представить, что профессиональные сценаристы возьмут за основу драматичные истории пяти семей из романа Толстого – Безуховых, Болконских, Ростовых, Курагиных и Друбецких – и выдумают продолжение. Да, это вполне возможно, но, скорее всего, обречено на провал.

Сам Толстой наставал, что «Война и мир» - это не роман, писатель говорил, что он, прежде всего, стремился показать взаимодействие истории, философии и судьбы. В основу его книги положены кропотливые исследования. Хотя, как известно, Толстой был склонен преуменьшать роль великих мужей в историческом процессе, дальнейшая жизнь описанных им противников из Франции и России могла бы послужить материалом для яркого и захватывающего продолжения, основанного на реальных событиях. Так как насчет документальных версий?

Жизнь генерала Кутузова, или Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, одержавшего победу в Бородинском сражении и являвшегося неоспоримым героем для Толстого, к сожалению, оборвалась слишком рано, для того, чтобы послужить материалом для сиквела. Через несколько месяцев после битвы, в апреле 1813 года, он заболел и скончался. А вот о тогдашнем главе государства, императоре Александре I, можно рассказать немало. После отступления Наполеона из Москвы российский самодержец стал одной из самых влиятельных фигур в Европе.

Но, несмотря на популярность главы государства, Российскую империю раздирали внутренние противоречия, а Александр I был поглощен идеей, что вокруг него плетутся заговоры с целью захватить трон. Теории заговора существовали и после его смерти. После того, как Александр I умер от тифа 1 декабря 1825 года, ходили слухи, особенно среди русских крестьян, что император все еще жив и постригся в монахи.

На тот случай, если экономные представители канала Би-би-си посчитают натурные съемки продолжения «Войны и мира» слишком дорогими, можно снять мини-сериал о Наполеоне Бонапарте. По возвращении во Францию, несмотря на поражение в битве под Лейпцигом в 1813 году, Наполеон сумел-таки перехитрить союзников. Об этом свидетельствует его побег с острова Эльба и последовавшие за ним «Сто дней».

Ссылка Наполеона в Лонгвуд на острове Святой Елены в 1815 году вдохновила немало писателей и драматургов, которые принялись усердно копаться в трагическом унижении последних лет жизни императора. Весной 2016 года будет опубликована книга австралийского писателя Томаса Кенэлли, автора романа "Список Шиндлера" , под названием «Napoleon’s Last Stand» («Последний рубеж Наполеона»). Из этой книги читатель узнает о маловероятной дружбе императора с одной своенравной англичанкой и ее семьей.

Однако Лонгвуд – это не усадьба Болконских Лысые Горы, поэтому зрителям будет не хватать России-матушки с ее снегами, поездками на санях, самоварами и прочими диковинами. Чтобы написать продолжение, воображаемому Толстому, возможно, придется в первую очередь обратить внимание на автора, а не на его героев. Благодаря Толстому мы можем увидеть Россию, причем в довольно современном виде. Существует немало удачных литературных примеров описания жизни писателя.

«Последнее воскресение» с Хелен Мирен и Кристофером Пламмером в главных ролях – это великолепный биографический фильм 2009 года о внезапной смерти Льва Толстого на железнодорожной станции Астапово, снятый по мотивам романа Джея Парини. Автор развивает идею о том, что факты из биографии писателя могут быть не менее захватывающими, чем его произведения.

Недавно Парини затронул этот вопрос в интервью британской газете «Observer»: «Толстой уже представлял, какой могла бы быть его смерть в повести "Смерть Ивана Ильича" , написанной в 1886 году. Это произошло за 24 года до того, как он покинул Ясную Поляну, оставил женщину, на которой был женат несколько десятков лет, и умер на железнодорожной станции в одном из отдаленных уголков России, - Парини подмечает то, как факты и вымысел перемешались в судьбе Толстого. - В какой-то момент он превратился в Пьера, его участие в Крымской войне (обязательно почитайте восхитительные "Севастопольские рассказы" ) делают описания сражений в романе «Война и мир» особенно реалистичными».

Парини считает, что переплетение фактов и вымысла является отличительной чертой произведений Викторианской эпохи. «Как и Чарльз Диккенс, Толстой передал частичку себя каждому из своих героев. Многое от автора есть и в князе Андрее, в качестве примера можно назвать его максимализм. Он отчаянно сражался во время Обороны Севастополя. И в то же время он был необычайно современным человеком, пионером движения ненасильственного сопротивления, вдохновителем Ганди и Мартина Лютера Кинга».

Парини также отметил, что черты Пьера просматриваются в более пожилом писателе. «Нельзя не заметить глубоких духовных исканий Пьера, в том числе его почти мистическую любовь к земле и крестьянам. Сам Толстой воображал, что в будущем он станет приверженцем своей собственной, уникальной версии Христианства. Если хотите узнать, что станет с Пьером и Наташей, обратите внимание на Левина и Кити, героев еще одного великолепного романа Льва Толстого «Анна Каренина»».

Сам Толстой и его книга – это одно целое для Парини. Жизнь Толстого невероятно многогранна. В самом конце он даже превращается в опытного Кутузова – мудреца на поле боя жизни, говорит Парини.

Он считает, что жизнь Льва Толстого могла бы послужить занимательным материалом для современного телевидения. Несмотря на то, что Толстой принадлежал к совсем другой эпохе, его вполне можно назвать человеком нашего времени. Как будто предчувствуя, какую роль визуальные эффекты будут играть в будущем, он создал произведение абсолютно другого порядка, описывал события так, как это можно было бы сделать в фильме.

«Как никто другой в то время, Толстой чувствовал движение камеры во время съемок сражения. Он знал, что такое крупный план, фокусируя внимания на конкретных деталях сцены. Еще он понимал, что такое общий план. Читая описания, можно представить себе окрестности Бородино с высоты птичьего полета. Когда автор мастерски чередует детали, создается впечатление, что он управляет конвейером. Думаю, темп развития событий также добавляет монетку в копилку кинематографичности - фильм строится из коротких сцен с быстрыми переходами. Толстой понимал или каким-то образом чувствовал, под каким углом будут смотреть на мир наши современники».

Говоря о том, кто мог бы сыграть писателя в предполагаемом фильме, Парини сказал: «Когда Лев Толстой писал роман «Война и мир», наверняка, в его жилах бурлила молодая кровь, а иначе он бы не смог писать по 10 абзацев, косить траву в поле, заигрывать со служанкой и рассуждать на философские темы с графиней. Я думаю, Клайв Оуэн подошел бы на эту роль. В нем есть некоторая эксцентричность, присущая Толстому». После паузы Парини добавил: «Еще я бы без малейших сомнений пригласил на эту роль Роберта Дауни мл. Он обладает бешеной энергией и запредельной сексуальностью! Кажется, что он может ударить в любую минуту и будет ненавидеть себя после этого».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Михаил Кутузов. За победу в Бородинском сражении Александр I пожаловал князю Михаилу Илларионовичу звание фельдмаршала, в ноябре 1812 года Кутузов разгромил французские войска в сражении под Смоленском. В начале 1813 года Кутузов тяжело заболел. Он скончался 28 апреля в силезском городе Бунцлау (ныне польский Болеславец) в возрасте 67 лет. По иронии судьбы из-за того, что у Кутузова не было наследника мужского пола, его имущество отошло семье Толстых, а именно дочери Прасковье, которая была замужем за Матвеем Федоровичем Толстым. Говорят, что Михаил Илларионович Кутузов был кумиром писателя Льва Толстого.

Александр I.
После падения Наполеона этот российский император стал одним из наиболее влиятельных правителей в Европе. После Венского конгресса, проходившего с сентября 1814 года по июнь 1815 года, Александр I начал опасаться, что вокруг него плетутся заговоры. Осенью 1825 император отправился в поездку по югу России, там он заболел тифом и умер 1 декабря. Однако долгие годы ходили слухи, что Александр остался жив и постригся в монахи. Говорят, его почерк был похож на почерк монаха Федора Кузьмича, который появился буквально из ниоткуда в 1836 году в Сибири, славился своими изящными манерами, владел несколькими языками и абсолютно ничего не помнил о своем прошлом.

Наполеон Бонапарт. Жизнь Наполеона всегда была полна опасностей, он постоянно бросал вызов общепринятым нормам. Это был человек с незаурядным характером. Император окончательно покинул Москву в декабре 1812 года. Вскоре после этого, в 1813 году, Пруссия и Австрия объединились с Россией и создали коалицию против Франции. Кульминацией хаотичной военной кампании стал разгром армии Наполеона в сражении под Лейпцигом. В следующем году союзники захватили Париж, и Наполеон был вынужден отречься от престола. Он отправился в ссылку на средиземноморский остров Эльба, совершил побег, потерпел сокрушительное поражение в при Ватерлоо, был отправлен в новую ссылку на остров Святой Елены и умер там в 1821 году.

Перевод: VikiLeeks
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
42 понравилось 2 добавить в избранное

Комментарии 3

Интересно, спасибо. Однако англосаксы всегда передергивают мировую историю в своих интересах. Исторические справки у них весьма примитивны.

..."По иронии судьбы у Кутузова не было наследника мужского пола". Причем тут ирония судьбы, если его сын умер во младенчестве?

AlexWolkow, Ирония в том, что семья Толстых получила наследство, все действующие лица тесно связаны.

VikiLeeks, Правильно сказать, что некое имущество перешло к Толстым, поскольку наследницей была дочь Кутузова, в браке Толстая. А род Кутузова по мужской линии пресекся. Если интересно, можно посмотреть http://lawtoday.ru/razdel/biblo/nasled-prav/DOC_002.php Наследственное право до Свода законов Российской империи (до 1835 г.). Но говорить в деталях, о других дочерях, вдове фельдмаршала будет скучно, да и не к чему. Хотя пришлось немного полазать в сети и мне, как юристу, занятно.

Читайте также